Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.10.2020

Статья просмотрена: 1078 раз

Библиографическое описание:

Алексеенко, О. В. Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах / О. В. Алексеенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5555/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общеобразовательной школы. Приведены игровые приемы по обогащению словарного запаса и грамматического строя языка учащихся.

Ключевые слова: связная речь, изучение лексики, игровые приемы, словарный запас, грамматический строй речи.

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». (К. Д. Ушинский).

Развитие связной речи учащихся — это раздел школьного курса, внимание к которому у специалистов с годами лишь только увеличивается. Это объясняется рядом проблем у современных школьников: скудность словарного запаса, ограниченность речевых конструкций, используемых в речи, жаргонизация, слова –«паразиты», излишне негативная эмоциональная окраска. Современный ритм жизни накладывает отпечаток не только на речь, но и на мышление учащихся. Чаще дети сконцентрированы на девайсах, в то время как на уроках невнимательны и утомлены. Низкая мотивация, клиповость мышления, ограниченность кругозора требуют от педагога пересмотра организации выдачи учебной информации. Возникает необходимость разрабатывать новые формы работы на уроке, приспосабливаясь к изменившимся условиям.

На уроках русского языка прививается любовь к точной, правильной и богатой речи. Ведь грамотная речь — это один из важных показателей культуры человека. Уроки развития речи необходимы в школьном курсе, так как учат успешно решать речевые задачи.

В наш век сплошного потока информации важно дать ребенку не столько конкретные знания по предмету, сколько научить его универсальным способам действий, которые помогут ему развиваться самостоятельно. Будущее за инициативными, предприимчивыми, грамотно и чётко излагающими свои мысли специалистами. Поэтому школа является важнейшим звеном в деле повышения речевой культуры учащихся.

Но как привлечь современного школьника к изучению русского языка и привить любовь к слову? Несомненно, интерес к учебной деятельности у детей возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры — помочь серьезный образовательный процесс сделать занимательным и интересным для учащихся.

На уроках развития речи целесообразно использовать игровые приемы. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.

Игры-упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.

Много игровых упражнений можно использовать при изучении темы «Лексика».

Тема «Лексика» является одной из важнейших в курсе изучения русского языка в 5 и 6 классах. Изучение лексики в школе имеет как образовательные, так и практические цели.

Образовательные цели работы по лексике формируют у школьников общепредметные знания, вооружая их теоретическими основами о слове, развитие у учащихся языкового эстетического вкуса. При формировании у детей научного мировоззрения знания по лексике и фразеологии играют существенную роль в процессе раскрытия функций языка в обществе (общения, передачи и хранения информации), связи языка с развитием общества, изменений, происходящих в языке, места русского языка в современном мире.

Человеческий язык — это язык слов. Слова называют все то, что люди выделили из окружающей действительности: предметов, вещей, явлений, живых существ, растений, недр земли, общественных отношений, чувств людей, их идей, признаков, действий, количеств.

Изучение лексики существенно пополняет знания школьников о русском языке. Учащиеся познакомятся с одной из основных единиц языка — словом

Практические цели изучения лексики направлены на формирование орфографической и грамматической грамотности, обогащение словарного запаса школьников.

Представляя собой раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов, этот раздел даёт богатые возможности для использования на уроках различных игр с целью активизировать учебную деятельность школьников.

Практические формы.

На этапе изучения синонимов и антонимов можно предложить учащимся игру «Переводчик». Заменить все слова в предложении синонимами: «Ребятишки поднимались на крутой холм».

Заменить выделенные слова антонимами: «Поступайте так, чтобы люди злые вас ненавидели, добрые боялисьивсе презирали».

Прием «Снежный ком » тренирует память учащихся, помогает сконцентрироваться на предмете речи. Играть можно как с несколькими детьми, так и с целым классом. Первому ученику называется слово, к которому необходимо подобрать синоним или антоним. Следующий должен повторить сказанное предыдущим учащимся и продолжить, добавив подходящее по смыслу слово, описывающее названное явление или предмет. В итоге может получиться целая статья о слове с его описанием. Усложнить задачу можно введением дополнительного условия: ограничить лексику, которую можно использовать (просторечную и т. д.) Такой прием активизирует и пополняет словарный запас учащихся.

Для развития связной речи можно предложить первому учащемуся, используя прием «Снежный ком», сочинить фразу, которая будет началом повествования. Второй ученик должен максимально точно повторить все, сказанное предшественником, и продолжить повествование. Третьему учащемуся необходимо восстановить по памяти то, что сказали перед ним двое учеников, и придумать свое продолжение. Преподаватель может ограничить учащихся в использовании слов, конструкций, усложнив им задачу.

Прием «Словарик». Класс делится на группы. Каждая из групп записывает в течение какого-то оговоренного времени слова, удовлетворяющие определенному требованию (например, все слова должны быть существительными и входить в тематическую группу «Сельское хозяйство»). Усложнить задание можно, если ввести ограничения (слова должны быть только неодушевленными существительными, качественными прилагательными, глаголами 1 спряжения). Побеждает та группа учащихся, которой удастся составить наиболее длинный список слов. Такой прием так же поможет активизировать словарный запас учащихся, проверит и закрепит знания по морфологии.

Пример задания: Перечислите устойчивые сочетания, в которых упоминаются собственные имена существительные (Куда Макар телят не гонял).

Прием «Ассоциация». К доске выходит ученик и выбирает карточку, на которой написано словосочетание. Его задача: заменить прилагательное таким словом или рядом слов, чтоб оно давало яркое, образное представление о предмете.

Пример задания:

Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая)

трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая)

вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся)

туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая)

русский язык (богатый, могучий, яркий, образный).

Такой прием тренирует образность речи, расширяет представление о языковых средствах выразительности.

Прием «Сетка слов» — популярен как среди учащихся среднего звена, так и среди старшеклассников. Для проведения игры необходимо расчертить квадратное поле из равного количества клеток по вертикали и горизонтали. В одну из строк записывается слово, занимающее все клетки. Учащиеся составляют новые слова из букв, следующих друг за другом под прямым углом. Когда все поле заполнено словами, подсчитываются результаты. Тот, кто придумал наиболее длинные слова, побеждает. Прием можно усложнить, задав одну тематику для всей сетки слов (посуда, русские писатели и поэты и т. д.)

Все приемы, описанные выше и используемые на уроках в средней школе, рассчитаны на обогащение словарного запаса и грамматического строя языка учащихся.

Обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Игровые приемы дают хорошие результаты. Игра помогает школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Литература:

1. Развитие речи 5–9 классы: инновационная технология обучения / авт.- сост. О. А. Дюжева. — Волгоград: Учитель, 2012.

Похожие статьи

Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы

В данной статье рассмотрены особенности изучения раздела «Лексика» в средней школе на основе учебников, рекомендованных к использованию на 2016–2017 учебный год. Проведен их сравнительный анализ. Выявлена и обоснована необходимость включения в ход ур...

Реализация принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ при обучении иностранных учащихся падежной системе русского языка

В статье рассмотрен вопрос о знакомстве с предложно-падежной системой русского языка с учетом реализации принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ для иностранных учащихся. Автором проанализированы основные уче...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Тенденции современного урока русского языка: роль учебника в реализации задач формирования коммуникативной компетенции школьников

В статье анализируется потенциал школьного учебника для обеспечения научности курса русского языка и достижения целей формирования коммуникативной компетенции обучающихся. На примере урока грамматики показана роль типологии текстов в реализации функц...

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня

Рассмотрены трудности в формировании глагольного словаря у детей с ОНР III уровня. Автором предложены методика обследования, технология и программа по устранению данных затруднений. Материалы можно внедрить в коррекционно-образовательный процесс чере...

Развитие музыкальных и ритмических творческих способностей у детей младшего школьного возраста в средней школе

В статье рассматриваются методы развития музыкальных и ритмических способностей у детей младшего школьного возраста на уроках в школе. Описаны метод танцевального показа, метод диалогичного изложения учебного материала, метод танцевально-практических...

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с нарушениями речи. Описывается программное содержание образовательной области «Обучение грамоте». Раскрываются приемы и методы обучения звуковому, звукобуквенному и слоговому анализам слов различ...

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Похожие статьи

Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы

В данной статье рассмотрены особенности изучения раздела «Лексика» в средней школе на основе учебников, рекомендованных к использованию на 2016–2017 учебный год. Проведен их сравнительный анализ. Выявлена и обоснована необходимость включения в ход ур...

Реализация принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ при обучении иностранных учащихся падежной системе русского языка

В статье рассмотрен вопрос о знакомстве с предложно-падежной системой русского языка с учетом реализации принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ для иностранных учащихся. Автором проанализированы основные уче...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Тенденции современного урока русского языка: роль учебника в реализации задач формирования коммуникативной компетенции школьников

В статье анализируется потенциал школьного учебника для обеспечения научности курса русского языка и достижения целей формирования коммуникативной компетенции обучающихся. На примере урока грамматики показана роль типологии текстов в реализации функц...

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня

Рассмотрены трудности в формировании глагольного словаря у детей с ОНР III уровня. Автором предложены методика обследования, технология и программа по устранению данных затруднений. Материалы можно внедрить в коррекционно-образовательный процесс чере...

Развитие музыкальных и ритмических творческих способностей у детей младшего школьного возраста в средней школе

В статье рассматриваются методы развития музыкальных и ритмических способностей у детей младшего школьного возраста на уроках в школе. Описаны метод танцевального показа, метод диалогичного изложения учебного материала, метод танцевально-практических...

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с нарушениями речи. Описывается программное содержание образовательной области «Обучение грамоте». Раскрываются приемы и методы обучения звуковому, звукобуквенному и слоговому анализам слов различ...

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Задать вопрос