Развиваем память у детей с общим недоразвитием речи
Авторы: Кудрина Наталья Михайловна, Шатунова Елена Александровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 03.10.2020
Статья просмотрена: 143 раза
Библиографическое описание:
Кудрина, Н. М. Развиваем память у детей с общим недоразвитием речи / Н. М. Кудрина, Е. А. Шатунова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5557/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматриваются проблемы в развитии речи дошкольников: недостаточный словарный запас, нарушение внимания и памяти. Она содержит описание опыта применения игр для развития разных видов памяти.
Ключевые слова: память, процессы, характеристики памяти, мнемотехнические приёмы.
Вопрос о повышении эффективности коррекционной и педагогической работы является актуальным и его решение невозможно без знаний психолого-педагогических особенностей развития современного дошкольника. В наше время дети дошкольного возраста достаточно развиты. Но существуют противоречия: с одной стороны — они активны, раскованы, общительны, а с другой стороны — не справляются с самообслуживанием, с трудовыми поручениями. Современное общество характеризует стремительный рост информационных технологий, которые позволяют осуществлять социальные функции без личного общения людей, что приводит к существенным изменениям коммуникативной сферы человеческой жизни. Эти социальные изменения повлияли на психическое развитие современных дошкольников.
Многочисленные исследования психологов, педагогов позволили сделать вывод, что у современных дошкольников страдают многие высшие психологические функции, такие как воображение, память, внимание, восприятие. У нынешних дошкольников отмечается слабость произвольной сферы, неумение слушать и слышать другого человека. Выявляются нарушения речи: бедный словарный запас, нарушения звукопроизношения и грамматического строя речи. А также наблюдается низкий уровень запоминания детьми ритмически организованных текстов — стихов, потешек, считалок. Поэтому мы поставили перед собой задачу: создать условия, способствующие развитию памяти у воспитанников с общим недоразвитием речи.
Для этого нами сделаны подборки игр и упражнений для развития разных видов памяти и оформлена картотека игр.
Действительно, слуховая оперативная память у детей с ОНР снижена, поэтому перед ними надо ставить задачу «запомнить» тот или иной материал.
Развивая слуховую память, нужно научить детей запоминать и воспроизводить определенное количество слов разных грамматических категорий. Рекомендуем игры: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук […], «Слова — рифмы», «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку слов», «Цепочка действий». Детям предлагается запомнить последовательность действий при выполнении многоступенчатых инструкций: «Подойди к книжному уголку, возьми книгу и отдай её Кате». Дети не только выполняют поручение, но и рассказывают о том, что и как делали.
Хорошо развивается слуховая память посредством метода распространения предложения. Игра носит название «Снежный ком»: «Растут яблоки». «В саду растут яблоки». «В саду растут сочные яблоки». «У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина. У меня есть новая красивая машина» и т. д. Для активизации словаря и развития памяти успешно применяем игру «Дружные пары». Подобрав 20 слов (10 пар), связанных между собой по смыслу, например, еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, озеро-рыбка, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова проговариваются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяем. Через некоторое время воспитаннику повторяем только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Так происходит тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса. Повысить эффективность коррекционной работы, решать одновременно несколько образовательных задач позволит применение игры на этапе автоматизации звуков в словах, предложениях, свободной речи. Например: при автоматизации звука «Л» в обратных слогах. Предлагаем такой подбор слов: дятел-ёлка (дятел сидит на ёлке), осёл-козёл (домашние животные), волк-белка (дикие животные), укол-иголка (иголкой можно уколоться) и т. д.
В обучающий процесс успешно вводим приёмы мнемотехники («искусство запоминания»). Для этого оформили мнемодорожки, с их помощью, на занятии проговариваем чистоговорки на изучаемые звуки. А в индивидуально — подгрупповой работе успешно применяем их для разучивания стихов и автоматизации звуков в словах. Мнемодорожка и мнемотаблица — это схема, в которые заложена определённая информация, зрительный план-схема, который помогает дошкольникам овладеть связной речью. Пересказ, придуманный рассказ становится последовательным и более точным.
Зрительная кратковременная память у детей, страдающих речевыми нарушениями, приближается к норме, а иногда бывает и выше нормы. Работа по развитию памяти планируется и проводится ежедневно. Не только на образовательной деятельности, но и в различных жизненных ситуациях. Эффективно используем задания «Что было и какие изменения произошли на книжной полке, в уголке для мальчиков, в физкультурном уголке?» «Что изменилось в группе?», «Что сначала, что потом?».
Более успешно у дошкольников идёт развитие зрительной кратковременной памяти тогда, когда мы используем игрушки, предметные картинки, геометрические формы, цифры и буквы. Можно привести примеры таких игр, как «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Какие игрушки были?», «Парочки». Обычно начинаем игры с использования трех предметов. Важно правильно проговорить их названия. При проведении подвижных игр развивается моторная и зрительная память: «У ребят порядок строгий», «Кто ушёл?», «Затейники», «Делай, как я», «Обезьянка», «Я знаю пять имён…». Такие игры предлагаем не только на занятии, но и на прогулке.
В творческой мастерской дети вместе с родителями приготовили наборы разрезных картинок. Предложили опробовать получившееся пособие. Разбившись на пары, разложили картинки в определённой последовательности и предложили запомнить и сами картинки, и их расположение. Потом перевернув картинки изображением вниз, малыши должны были из своего набора картинок составить такую же последовательность. Надо отметить, что без ошибок не обошлось. Педагог, используя ситуацию, показал приём для того, чтобы детям легче было запоминать. Предложил рассказать, что нарисовано на каждой картинке, отмечая детали, цвет. По данной последовательности картинок составили рассказ. Меняя расположение картинок, менялся рассказ. Усложняли варианты расположения картинок из сделанного комплекта. Но связанные рассказом картинки, быстрее запоминались и выкладывались правильно. Интерес к приёмам мнемотехники среди родителей значительно возрос. По просьбе родителей в карточках с домашними заданиями добавили игры и упражнения для развития памяти. «Зашумлённые» картинки позволяют запомнить и выделить из общей композиции картины единичный предмет. В ходе общения по вопросам развития памяти у детей, родители тоже проявили активность и подобрали упражнения для взрослых, поделились своей «Утренней разминкой для памяти».
Для изготовления игр и упражнений для развития памяти у детей использовали рекомендации Л. Я. Богуславского «Интеллектуальная мастерская», И. Матюгина, Е.Чакаберия «Зрительная память».
Наибольшую радость у воспитанников вызывают игры — соревнования. В группах соревнуются команды «Смышлёныши» и «Запоминайки». Программа соревнований меняется, продумывается тематика и задания. В игре создаём условия для овладения произвольным запоминанием, так как оно позволяет успешно выполнить роль, которую взял на себя ребёнок. Например, в ходе соревнований предлагаем воспитанникам стать охотниками-следопытами, отыскать спрятанных зверей. Воспитанники должны были запомнить карту, рассказать о приметах маршрута, нарисовать его по памяти. А также выполнить ряд заданий: сгруппировать следы животных, отгадать загадки, найти ответы на «Хитрые вопросы», составить рассказ «у костра» об интересном событии, сложить рюкзачок в определенном порядке. В каждом задании воспитанники проявляли инициативу и учились работать в команде.
Особое место в работе с детьми отводим развитию тактильной памяти. Особенно нравятся детям игры с чудесными мешочками, в которых лежат предметы разного размера, разной фактуры. Вариантов у игры много. Предварительно рассмотрев игрушки, дети находят их потом в мешочке, называют и проверяют правильность ответа. Ведущий по очереди называет предметы, а дети на ощупь находят предметы, геометрические фигуры, буквы. Или находят два одинаковых предмета.
Таким образом, благодаря игровым приёмам и приёмам мнемотехники запоминания, повышается эффективность коррекционной работы.
Похожие статьи
Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.
Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР
В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации
Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...
Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...
Особенности речевого развития младшего школьника
Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.
Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.
Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения
В статье автор описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения.
Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.
Похожие статьи
Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.
Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР
В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации
Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...
Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...
Особенности речевого развития младшего школьника
Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.
Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.
Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения
В статье автор описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения.
Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.