Педагогический блог — инновационная форма взаимодействия в образовании (на примере проекта «Блогосфера» МКУ КМЦИКТ «Старт» города Краснодара и муниципального конкурса «Лучший блогер»)
Автор: Захарова Марина Вадимовна
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 29.10.2015
Статья просмотрена: 1861 раз
Библиографическое описание:
Захарова, М. В. Педагогический блог — инновационная форма взаимодействия в образовании (на примере проекта «Блогосфера» МКУ КМЦИКТ «Старт» города Краснодара и муниципального конкурса «Лучший блогер») / М. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/331/ (дата обращения: 15.11.2024).
В работе описывается опыт использования многоуровневого ресурса сетевых технологий в активном взаимодействии преподавателя и учащихся. Обосновывается эффективность педагогического блога в процессе организации современного образовательного процесса и для ведения педагогических дискуссий. Приведены примеры этого сравнительно нового явления в педагогической среде, объединенные в проекте «Блогосфера» Краснодарского методического центра информационно-коммуникационных технологий «Старт».
Ключевые слова: блог, интернет-дневник, медиакультура, медиаобразование, сетевые технологии, педагоги-блогеры.
В наше время научно-технический прогресс оказывает возрастающее влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Компьютер становится неотъемлемой частью жизни и взрослых и детей, и играет немалую роль в формировании его медиакультуры в целом. И уже трудно представить карьеру современного человека без компьютера, сети Интернет.
В наше время все большую популярность приобретает ведение интернет-дневников (блогов), которые дают каждому человеку возможность создать свою сферу, в едином информационном пространстве. Эта тенденция затронула и сферу образования, сформировав такое понятие, как педагогический блог. В настоящее время более 300 педагогов образовательных учреждений города Краснодара, имеют личные блоги. Созданы замечательные площадки для общения коллег, учеников, родителей и единомышленников.
Кратко вспомним, что такое блог. Сам термин «blog» образовался из объединения и сокращения слов «web» и «log». «Log» подразумевает дневник или журнал. «Web» указывает на его размещение в сети Интернет.
Таким образом, «блог» — это дневник, размещенный в интернете. Ведение дневника или блога на сегодняшний день для некоторых людей не просто обыденность, это увлекательное хобби. Это уникальная возможность подарить человечеству свой нерастраченный творческий потенциал, рассказать миру о своих переживаниях и жизненном опыте, найти новых интересных друзей или деловых партнеров, расширить свои возможности и придать своей жизни больше энергии. Новое поколение растет в новой информационно насыщенной среде, этим объясняется и появление новых форм обучения, которые в целом обозначены таким термином как «медиаобразование», что продиктовано и необходимостью более широкого использования информационных технологий в сфере образования [4].
Сетевые технологии — важнейший многоуровневый ресурс, который позволяет активно взаимодействовать преподавателю и учащимся, способствует формированию умения совместно мыслить, воспитанию толерантности, формированию критичности мышления, предоставляет базы накопленных ресурсов для успешного их использования [2]. Большой набор средств коммуникации позволяет организовывать обмен информацией и опытом, реализовывать совместные проекты.
Очень эффективно в обучении можно использовать блоги, в педагогической практике они могут служить площадкой для педагогических дискуссий или для организации образовательного процесса по основным и дополнительным дисциплинам. Блог может быть использован как среда для записей событий собственной научной, деловой или личной жизни. Во многих случаях такая форма более удобна, чем рассылка массовых сообщений по электронной почте. Педагогический потенциал блога в качестве самостоятельной интернет-технологии — основа для размещения учебного материала преподавателем и выполнения заданий учащимися и студентами. Для обучающихся, блог своего рода мультимедийная тетрадь, в которой они представляют выполненные задания, свое осмысление изученного материала. Все участники учебного процесса могут видеть и комментировать работы друг друга [5].
Использование блогов обеспечивает большую гибкость учебного процесса, интенсивное взаимодействие между преподавателем и обучающимися, а также между самими обучающимися, открытость, обоснованность оценки результатов, мобильность и оперативность обмена информацией [3].
Педагогические блоги можно разделить на две основных группы: методической и информационной направленности. Методические блоги в свою очередь делятся на тематические и блоги учителей предметников. А информационными могут быть и блог классного руководителя (для школы -блог класса), блог — учебный проект, блог объединения, блог дистанционной поддержки учащихся. Какой блог вести, каждый педагог выбирает для себя сам.
Ведение профессиональных блогов сравнительно новое явление в педагогической среде. Тем не менее, на сегодняшний день краснодарскими педагогами-блогерами накоплен значительный опыт в блогостроении, реализован ряд познавательных проектов, что способствует формированию единого информационного пространства образовательной системы города Краснодара и создаёт благоприятные условия для повышения качества образования.
Лучшие работы педагогов города Краснодара оцениваются в рамках муниципального конкурса «Лучший блогер» уже четвертый год. На сайте Краснодарского методического центра Информационно-коммуникационных технологий «Старт»(МКУ КМЦИКТ «Старт»)http://centerstart.ru/ можно найти страницу со списком всех педагогов, принимавших участие в конкурсе. Там же можно осуществить переход на блог каждого из них. На сайте «Блогосфера» http://blogosfera-obr.blogspot.ru/ можно посмотреть результаты конкурсов «Лучший блогер» последних лет.
Конкурс организован департаментом образования администрации муниципального образования город Краснодар и проводится среди педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Краснодара в соответствии с приказом № 346 от 22.05.2012 «О проведении муниципального конкурса «Лучший блогер». Был утвержден состав оценочной комиссии конкурса и проработан перечень критериев, по которым оцениваются работы, представленные на конкурс:
- Техническая реализация
- Дизайн, стилистика, украшение блога
- Информация о себе (об авторах, объединении)
- Ориентир на адресную аудиторию блога (учащиеся, родители, коллеги)
- Качество размещенных материалов, их проблемность, научность
- Наличие дополнительных материалов: ссылка на другие веб-страницы; материалы, рекомендуемые для скачивания и просмотра.
- Наличие мультимедиа (фото, видео, рисунки, флэш-анимация и др.)
- Периодичность ведения блога
- Организация обратной связи (комментарии, участие в дискуссиях, ответы на вопросыи др.)
- Обмен знаниями и опытом блогостроения (участие в дискуссиях на базе объединения педагогов-блогеров города Краснодара «БЛОГОСФЕРА»).
Хочется отметить, что именно педагоги-блогеры — это люди, живущие в ногу со временем, те, кто всегда найдет общий язык с молодым технически развитым поколением, и превратят свой предмет в увлечение для учащихся. Так, блоги Л. П. Казанцевой, учителя географии МБОУ гимназии № 18 г. Краснодара «Географочка» и «Наш А класс» становились неоднократными призерами конкурсов не только городского, но и всероссийского и международного уровня, и на на сегодняшний день собирают на своих страницах большое количество читателей, как из числа взрослых так и детей.
Камерная Марина Алексеевна, учитель начальных классов и ОПК МОУ СОШ № 61 (хутора им. Ленина, гор. Краснодара) на страницах своего блога сумела создать теплую атмосферу любви к родному краю, почитания религиозных и исторических традиций русского народа, казаков Кубани, тем самым воспитывая у всех своих читателей, и у детей и у взрослых, бережное отношение к наследию отцов и дедов.
Блог «Родная Кубань» Мусаевой Сажие Саитовны, заведующей библиотеки МОУ СОШ № 75, которая живет и работает в станице Елизаветинской города Краснодара и скоро будет отмечать 25-летие своей трудовой деятельности в школьной библиотеке. Ее блог рекомендован всем, кого интересует краеведение, история и культура Кубани, кто учится и учит любить свою малую Родину.
Мысль о создании объединения педагогов-блогеров города Краснодара была воплощена в проекте «Блогосфера», который существует с марта 2012 года. Так, с декабря 2011 года при активном участии сотрудников информационно-методического отдела центра «Старт» начата работа над структурой и дизайном проекта, в начале 2012 года постепенно была создана его техническая площадка.
Задачей проекта «Блогосфера» является популяризация педагогов-блогеров и привлечение более широкого круга читателей к их материалам. В рамках проекта «Блогосфера» авторы в своих статьях делятся личным опытом, дают советы начинающим блогерам, комментируют материалы коллег и отвечают на вопросы читателей. Для обсуждения поднимаются серьезные профессиональные темы. Здесь можно ознакомиться с перечнем интернет-сервисов, образовательных ресурсов, учебных издательств, найти новинки программного обеспечения, которые могут быть использованы в педагогической деятельности. Работает форум «Консультационная поддержка», где специалисты МКУ КМЦИКТ «Старт» и педагоги-блогеры могут обсудить вопросы, возникающие как у начинающих познавать интернет-пространство, так и у более опытных пользователей. Для педагогов, желающих попробовать свои силы в блогостроении, на базе МКУ КМЦИКТ «Старт» организованы обучающие семинары по проектированию и ведению блогов на платформе Blogger.com.
Авторы «БЛОГОСФЕРЫ» разрабатывают и реализовывают интересные совместные проекты. Один из них — «Педагогический сетикет» — уникальный проект, посвящённый культуре общения работников образования в сети Интернет. Проект получил большой отклик среди читательской аудитории и позволил выработать свод правил педагогического сетевого этикета [1].
Сегодня проект «Блогосфера» продолжает интенсивно развиваться — расширяется его география, растет количество участников. Сформировалась команда авторов, в которую входят не только школьные учителя, но и педагоги дошкольных образовательных учреждений. Появились постоянные читатели, но главное — осуществилась возможность общения коллег, объединенных целью использования и популяризации интернет-технологий в сфере образования. Ведь, независимо от специализации, современный учитель должен отчетливо представлять роль информатизации в современном мире и в мире предвидимого будущего, в котором ему предстоит жить и работать.
Литература:
- Блогосфера// Объединение педагогов-блогеров города краснодара [Электронный ресурс] URL: http://blogosfera-obr.blogspot.ru/
- Богданова Т. Информационная среда образовательного комплекса / Т. Богданова // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 82–87.
- Гузеев В. В. Какая модернизация нужна системе повышения квалификации в образовании // Народное образование. 2009. № 6. С. 71–78
- Федоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям//Инновации в образовании. 2007 № 10. C. 82
- Цымбаленко С. Б. Цивилизационный подход к проблеме формирования информационного пространства и медикультуры учащихся// Пособие для медиаспециалистов, педагогов, родителей и всех, кого волнует судьба «цифрового поколения». — М., 2014. — С. 6–11.
Ключевые слова
блог, медиаобразование, интернет-дневник, медиакультура, сетевые технологии, педагоги-блогеры., педагоги-блогерыПохожие статьи
Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников
В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристик...
Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов
Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...
Развитие дистанционного обучения как одного из способов продвижения учебно-методической литературы издательства «Дрофа»
В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной сист...
Анализ методов и методик внутрифирменного обучения в ООО «Квест» г. Владивосток
В современной России актуальной является проблема обучения персонала для повышения эффективности в бизнесе. В статье продемонстрирована возможность разработки системы внутрифирменного обучения персонала для эффективной деятельности предприятия, на пр...
Социально-педагогическая работа с детьми мигрантами младшего школьного возраста
В статье описаны практико-ориентированные подходы к организации продуктивно-творческой деятельности на примере программы творческого объединения «Истоки». Новизна проектного исследования заключается в комплексном и дифференцированном подходе к социал...
Сетевое обучение: «за» и «против»
Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...
Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...
Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории
В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...
Детско-взрослое сообщество как форма внеурочной работы по истории, обществознанию и праву
В статье рассматривается опыт организации внеурочной работы по истории, обществознанию и праву в форме детско-взрослого сообщества «Интеллектуальный клуб «Дилемма», который объединяет школьников, студентов — будущих учителей и педагогов. Авторы отмеч...
Формирование цифровой грамотности на уроках технологии
Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...
Похожие статьи
Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников
В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристик...
Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов
Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...
Развитие дистанционного обучения как одного из способов продвижения учебно-методической литературы издательства «Дрофа»
В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной сист...
Анализ методов и методик внутрифирменного обучения в ООО «Квест» г. Владивосток
В современной России актуальной является проблема обучения персонала для повышения эффективности в бизнесе. В статье продемонстрирована возможность разработки системы внутрифирменного обучения персонала для эффективной деятельности предприятия, на пр...
Социально-педагогическая работа с детьми мигрантами младшего школьного возраста
В статье описаны практико-ориентированные подходы к организации продуктивно-творческой деятельности на примере программы творческого объединения «Истоки». Новизна проектного исследования заключается в комплексном и дифференцированном подходе к социал...
Сетевое обучение: «за» и «против»
Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...
Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...
Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории
В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...
Детско-взрослое сообщество как форма внеурочной работы по истории, обществознанию и праву
В статье рассматривается опыт организации внеурочной работы по истории, обществознанию и праву в форме детско-взрослого сообщества «Интеллектуальный клуб «Дилемма», который объединяет школьников, студентов — будущих учителей и педагогов. Авторы отмеч...
Формирование цифровой грамотности на уроках технологии
Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...