Формирование универсальных учебных действий младших школьников через систему различных видов творческой деятельности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 04.12.2015

Статья просмотрена: 574 раза

Библиографическое описание:

Ванчугова, С. М. Формирование универсальных учебных действий младших школьников через систему различных видов творческой деятельности / С. М. Ванчугова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/463/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Актуальность. Стандарты второго поколения ставят перед учителем начальных классов высокую планку: от качества знаний перейти к качеству действий, от индивидуально действия школьника — к учебному сотрудничеству, от развития внутреннего мира ребенка — к духовно-нравственному воспитанию.

Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, это обусловлено ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Объектом исследования становится изменения личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе художественно-речевой деятельности.

Предмет — система упражнений и заданий по развитию творческого воображения младших школьников.

Цель исследования: изучение процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников через систему индивидуальных и групповых творческих заданий открытого типа по развитию воображения.

1 этап.Этап включения в деятельность

На данном этапе проведена диагностика личностных универсальных учебных действий с целью качественного анализа мотивационной составляющей учебной деятельности.

Показатели диагностики свидетельствуют о том, что ведущим мотивом младших школьников является познавательный. Но это еще не означает, что каждый из них способен овладеть большим объемом учебного содержания и преодолеть все трудности учебного труда.

Для сохранения ведущего мотива познания с первого класса, провожу экскурсии реальные и виртуальные. На экскурсиях в природу использую приёмы созерцания и любования. Мы с ребятами наблюдаем смену настроений в природе. Слушаем песню ветра, шум дождя, прислушиваемся: о чём шепчут листья? Настраиваю детей на восприятие красоты природы, предлагаю им обратить внимание на красоту травинок и цветов, сияние паутинок, на капельки росы,используя метод сравнений. Задаю вопросы: «На что похож мох? С чем его можно сравнить? («Он как махровое полотенце, как зелёный пушистый ковёр» — ответы детей).

Осенью мы любуемся багряной и золотой листвой, зимой-белизной снега, плавным падением снежинок.

Моя задача — усилить эмоциональное воздействие природы, учить видеть многообразие красок, обогащать словарь учащихся за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. Важно научить детей не просто смотреть, видеть, любоваться, восхищаться, владеть навыками и способами работы, главное — вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.

На улице запорхали первые снежинки. Обращаю внимание, что украдкой дети начинают посматривать в окно. Им сейчас не до решения задачи, они мысленно уже на улице, подставляют ладошки снежинкам, рассматривают их. И нет смысла продолжать урок. Мы одеваемся и идём на улицу. Дети любуются красотой и неповторимостью каждой снежинки, сравнивают их со звёздочками, драгоценными искринками, кружевами. Тут же рождаются истории снежинок, первые робкие стихи

Выпал беленький снежок,

Он воздушный, как пушок.

Вот летит краса- снежинка.

Она словно балеринка.

В воздухе кружилась,

На землю опустилась.

Изучив структуру загадки, её разновидности, дети пытаются сами составить загадки на заданную тему. Так, рассматривая узоры на окне, у детей появились загадки

Невидимкой осторожно

Он является ко мне.

И рисует, как художник

Он узоры на окне.

Развитию воображения и творческих способностей способствуют и виртуальные экскурсии. Мы путешествуем в страну Мыльных Пузырей, мчимся в заоблачную даль, опускаемся в подводное царство…

Эти приемы способствует созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе и дают возможность детям проявить себя в творчестве и сотворчестве, формируют умение слушать и слышать друг друга, учат способам само- и взаимооценки.

2 этап. Наполнения содержания образования разнообразной творческой деятельностью.

На данном этапе считаю применять технологию имитационного моделирования жизненных ситуаций. Автор: М. И. Ерёменко, В. В. Сериков «От школы учёбы к школе жизни». [2]

Данная технология способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся. Методология заключается в том, что перед учебным занятием учитель проводит серию классных часов. При обобщении знаний по теме «Весна в природе» провожу интегрированный урок, включающий окружающий мир, литературное чтение, предметы ХЭЦ. Подготовка к этому уроку идёт заранее и включает в себя экскурсию в природу, наблюдения, конкурс рисунков, изучение авторских стихов и написание собственных, оформляемых в рукописный сборник, рассматривание картин знаменитых художников.

Перед проведением праздника «Мы идём на день рождения» провожу беседу «Традиции дня рождения в моей семье», ролевые игры «Сервируем стол», «Как дарить подарки», «Именинные игры и конкурсы», урок-мастерская «Открытка своими руками», конкурс «Искусство поздравления». Данная технология позволяет провести межпредметную интеграцию, направленную на выработку самостоятельных, зрелых, способов деятельности.

Большое значение для развития воображения и творчества играет метод проектов, который подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта и обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий, так как одним из психолого-педагогических компонентов является формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности.

В ходе реализации проекта группа разрабатывает тему, планирует трудовую и организационную деятельность, оформляет и защищает работу.

В 1 классе организую проекты «Эти необычные овощи» (подбор загадок, стихов, подготовка инсценировки, изготовление поделок из овощей), «Отправляемся в путешествие по временам года» (группа выбирает время года, конструирует средство передвижения, окружающий пейзаж, составляет рассказ о путешествии).

Во 2 классе работаем над проектами «Кухня моей мечты», «В гостях у сказки». Работая над сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты» дети представляли сказку в разной интерпретации: инсценировка, кукольный театр, раскадровка,3 класс — «Отправляемся в путешествие по природным зонам», «Неопознанный летающий объект» (Объект, пилоты, рассказы о пришельцах), 4 класс — «Наш парк юрского периода» (создание неизвестных животных, окружающего пейзажа, составление сказки или рассказа о своих изделиях), «На улицах города будущего» (создание строений, транспорта, сферы услуг и развлечений, жителей, элементов окружающей природы).

Источником проекта являются и творческие работы учащихся.

Рассматриваем на уроке анютины глазки. Каждый ученик получает рисунок цветка анютины глазки и в соответствии с его цветовой гаммой составляет краткое описание цветка. У каждого получается свой этюд.

«Мой цветок синий. Как будто кругом ночь и все спят. Только в середине цветка горит желтый огонек — горит одно окошко. Кому-то не спится».

«Мой цветок самый веселый, потому что, когда раздавали лепестки, он взял себе самые веселые — желтые и оранжевые».

«Мой цветок я назвал голубым облачком. Он такого нежного голубого цвета, что, кажется, что он может даже растаять».

— А что если вырастить цветок в подарок маме на 8 марта!

И это детское восклицание становится экспериментом, в котором участвует весь класс. Как произвести выгонку луковиц тюльпанов? Где и при какой температуре хранить их осенью? С какой радостью мои второклассники превращают обычный подоконник в оранжерею, как внимательно наблюдают зарождением ростка, как ждут чуда. Проектная деятельностьдает возможность включить каждого в деятельность, отвечающую его способностям и запросам, учитывает личностные особенности каждого ученика,позволяет формировать внутреннюю мотивацию учения,обеспечивает усвоение знаний и способов действий на достаточно высоком уровне, изменяет роль учителя: из руководителя он становится участником общей творческой работы, формирует способность к рефлексии и самооценке

В результате проектной деятельности формируются самостоятельные формы творческой активности детей через процесс познания и получения личностного опыта, что способствует выработке коллективных способов деятельности.

3 этап. Реализация творческого потенциала детей в духовной и предметной продуктивной деятельности.

На данном этапе происходит интеграция основного и дополнительного образования. Развитие творческого воображения учащихся продолжается через организацию занятий в кружках «Школа фантазёров» и «Философия для детей». [1]

Что такое богатства человеческого сердца? Где живёт в человеке доброта? Как научиться прощать? Ответы на эти и другие вопросы дети получают в ходе философских бесед.

Основное дидактическое содержание бесед я почерпнула в книге М. А. Андрианова «Философия для детей в сказках и рассказах; Пособие по воспитанию детей в семье и школе».

Философские беседы о красоте учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия.

Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и любви как основ человеческой жизни, из которых берёт начало всё созидательное и благое.

Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают ребёнку разобраться в проявлениях добра и зла.

Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и в окружающем мире.

Беседы о мышлении предлагают ребёнку научиться правильно, пользоваться умом — инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности.

Беседы о мудрости знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом который пригодиться на долгом жизненном пути каждому ребёнку.

Каждое занятие начинается с чтения и обсуждения философской сказки, притчи, которую дети слушают, затаив дыхание. Затем приступаем к обсуждению, где каждый может выразить свои чувства, отношение к услышанному в виде этюда, диалога, телефонного разговора, высказать своё мнение в дискуссии. Ребёнок пытается соотнести содержание сказки с событиями из реальной жизни, привести свои примеры. Передача философского смысла сказки проходит через рисунок, эмоции, личное отношение самого ребёнка.

Эти беседы помогают ребенку осмыслить свое место в мире, обогащают внутренний мир, развивают эмоциональную сферу. На данном этапе для диагностики личностных УУД учащихся использована анкета «Оцени поступок»

Результаты качественной диагностики показали, что у детей сформированы конвенциональные и моральные нормы. Контент — анализ позволил нам проранжировать конвенциональные и моральные нормы. В нашем классе на первое место вышли конвенциональные нормы, что является показателем успешной социализации детей в начальной школе.

4 этап. Партнёрские отношения между родителями и школой.

Коренным образом меняется позиция родителей. Из созерцателя каждый родитель становится полноправным участником учебно- воспитательного процесса. Родители принимают активное участие в проектной деятельности, являются инициаторами всех совместных праздников.

Перед введением курса «Философия» родители были ознакомлены с содержанием, темами занятий, предложили свои вопросы, которые необходимо рассмотреть. После каждого занятия по философии дети делились своими впечатлениями и мыслями с родителями, такая заинтересованность ребенка вызвала желание родителей продолжить философский разговор в кругу семьи, некоторые обращались за помощью к учителю как значимому взрослому за советом и консультацией.

Таким образом, мы видим, что родители — равноправные участники учебно-воспитательного процесса. Данный этап необходим с позиции ФГОС — 2, так как семья обеспечивает не только социальную успешность ребенка, но и эмоциональную. В том случае если успешность ребенка поддерживают в семье, следовательно, он будет успешен в учебной и творческой деятельности, эмоционально активен.

Получив поддержку и одобрение в семье, в классе ученик стремится к дальнейшей самореализации в различных творческих конкурсах.

Результатом взаимодействия семьи и школы является процесс формирования ценностных взглядов и установок.

Таким образом, считаю, что организованная мною работа по развитию воображения учащихся через организацию творческой деятельности была эффективной и дала положительный результат для формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

 

Литература:

 

  1.                М. А. Андрианов Философия для детей (в сказках и рассказах). Минск: ИООО «Современное слово», 2005 год
  2.                Маняш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников / Н. В. Маняш. — М.: Вентана-Граф, 2002- 126 с., ил.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, беседа, мой цветок, развитие воображения, этап, действие, класс, проектная деятельность, развитие, творческая деятельность.

Похожие статьи

Создание условий для формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников в урочной деятельности

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Формирование комплекса педагогических условий реализации системы управленческой культуры

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Воспитание творческой личности младшего школьника через коллективно-творческую деятельность

Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения через организацию проектной деятельности

Похожие статьи

Создание условий для формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников в урочной деятельности

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Формирование комплекса педагогических условий реализации системы управленческой культуры

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Воспитание творческой личности младшего школьника через коллективно-творческую деятельность

Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения через организацию проектной деятельности

Задать вопрос