Формирование универсальных учебных действий младших школьников через систему различных видов творческой деятельности
Автор: Ванчугова Светлана Михайловна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 04.12.2015
Статья просмотрена: 574 раза
Библиографическое описание:
Ванчугова, С. М. Формирование универсальных учебных действий младших школьников через систему различных видов творческой деятельности / С. М. Ванчугова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/463/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность. Стандарты второго поколения ставят перед учителем начальных классов высокую планку: от качества знаний перейти к качеству действий, от индивидуально действия школьника — к учебному сотрудничеству, от развития внутреннего мира ребенка — к духовно-нравственному воспитанию.
Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, это обусловлено ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Объектом исследования становится изменения личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе художественно-речевой деятельности.
Предмет — система упражнений и заданий по развитию творческого воображения младших школьников.
Цель исследования: изучение процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников через систему индивидуальных и групповых творческих заданий открытого типа по развитию воображения.
1 этап.Этап включения в деятельность
На данном этапе проведена диагностика личностных универсальных учебных действий с целью качественного анализа мотивационной составляющей учебной деятельности.
Показатели диагностики свидетельствуют о том, что ведущим мотивом младших школьников является познавательный. Но это еще не означает, что каждый из них способен овладеть большим объемом учебного содержания и преодолеть все трудности учебного труда.
Для сохранения ведущего мотива познания с первого класса, провожу экскурсии реальные и виртуальные. На экскурсиях в природу использую приёмы созерцания и любования. Мы с ребятами наблюдаем смену настроений в природе. Слушаем песню ветра, шум дождя, прислушиваемся: о чём шепчут листья? Настраиваю детей на восприятие красоты природы, предлагаю им обратить внимание на красоту травинок и цветов, сияние паутинок, на капельки росы,используя метод сравнений. Задаю вопросы: «На что похож мох? С чем его можно сравнить? («Он как махровое полотенце, как зелёный пушистый ковёр» — ответы детей).
Осенью мы любуемся багряной и золотой листвой, зимой-белизной снега, плавным падением снежинок.
Моя задача — усилить эмоциональное воздействие природы, учить видеть многообразие красок, обогащать словарь учащихся за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. Важно научить детей не просто смотреть, видеть, любоваться, восхищаться, владеть навыками и способами работы, главное — вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.
На улице запорхали первые снежинки. Обращаю внимание, что украдкой дети начинают посматривать в окно. Им сейчас не до решения задачи, они мысленно уже на улице, подставляют ладошки снежинкам, рассматривают их. И нет смысла продолжать урок. Мы одеваемся и идём на улицу. Дети любуются красотой и неповторимостью каждой снежинки, сравнивают их со звёздочками, драгоценными искринками, кружевами. Тут же рождаются истории снежинок, первые робкие стихи
Выпал беленький снежок,
Он воздушный, как пушок.
Вот летит краса- снежинка.
Она словно балеринка.
В воздухе кружилась,
На землю опустилась.
Изучив структуру загадки, её разновидности, дети пытаются сами составить загадки на заданную тему. Так, рассматривая узоры на окне, у детей появились загадки
Невидимкой осторожно
Он является ко мне.
И рисует, как художник
Он узоры на окне.
Развитию воображения и творческих способностей способствуют и виртуальные экскурсии. Мы путешествуем в страну Мыльных Пузырей, мчимся в заоблачную даль, опускаемся в подводное царство…
Эти приемы способствует созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе и дают возможность детям проявить себя в творчестве и сотворчестве, формируют умение слушать и слышать друг друга, учат способам само- и взаимооценки.
2 этап. Наполнения содержания образования разнообразной творческой деятельностью.
На данном этапе считаю применять технологию имитационного моделирования жизненных ситуаций. Автор: М. И. Ерёменко, В. В. Сериков «От школы учёбы к школе жизни». [2]
Данная технология способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся. Методология заключается в том, что перед учебным занятием учитель проводит серию классных часов. При обобщении знаний по теме «Весна в природе» провожу интегрированный урок, включающий окружающий мир, литературное чтение, предметы ХЭЦ. Подготовка к этому уроку идёт заранее и включает в себя экскурсию в природу, наблюдения, конкурс рисунков, изучение авторских стихов и написание собственных, оформляемых в рукописный сборник, рассматривание картин знаменитых художников.
Перед проведением праздника «Мы идём на день рождения» провожу беседу «Традиции дня рождения в моей семье», ролевые игры «Сервируем стол», «Как дарить подарки», «Именинные игры и конкурсы», урок-мастерская «Открытка своими руками», конкурс «Искусство поздравления». Данная технология позволяет провести межпредметную интеграцию, направленную на выработку самостоятельных, зрелых, способов деятельности.
Большое значение для развития воображения и творчества играет метод проектов, который подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта и обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий, так как одним из психолого-педагогических компонентов является формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности.
В ходе реализации проекта группа разрабатывает тему, планирует трудовую и организационную деятельность, оформляет и защищает работу.
В 1 классе организую проекты «Эти необычные овощи» (подбор загадок, стихов, подготовка инсценировки, изготовление поделок из овощей), «Отправляемся в путешествие по временам года» (группа выбирает время года, конструирует средство передвижения, окружающий пейзаж, составляет рассказ о путешествии).
Во 2 классе работаем над проектами «Кухня моей мечты», «В гостях у сказки». Работая над сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты» дети представляли сказку в разной интерпретации: инсценировка, кукольный театр, раскадровка,3 класс — «Отправляемся в путешествие по природным зонам», «Неопознанный летающий объект» (Объект, пилоты, рассказы о пришельцах), 4 класс — «Наш парк юрского периода» (создание неизвестных животных, окружающего пейзажа, составление сказки или рассказа о своих изделиях), «На улицах города будущего» (создание строений, транспорта, сферы услуг и развлечений, жителей, элементов окружающей природы).
Источником проекта являются и творческие работы учащихся.
Рассматриваем на уроке анютины глазки. Каждый ученик получает рисунок цветка анютины глазки и в соответствии с его цветовой гаммой составляет краткое описание цветка. У каждого получается свой этюд.
«Мой цветок синий. Как будто кругом ночь и все спят. Только в середине цветка горит желтый огонек — горит одно окошко. Кому-то не спится».
«Мой цветок самый веселый, потому что, когда раздавали лепестки, он взял себе самые веселые — желтые и оранжевые».
«Мой цветок я назвал голубым облачком. Он такого нежного голубого цвета, что, кажется, что он может даже растаять».
— А что если вырастить цветок в подарок маме на 8 марта!
И это детское восклицание становится экспериментом, в котором участвует весь класс. Как произвести выгонку луковиц тюльпанов? Где и при какой температуре хранить их осенью? С какой радостью мои второклассники превращают обычный подоконник в оранжерею, как внимательно наблюдают зарождением ростка, как ждут чуда. Проектная деятельностьдает возможность включить каждого в деятельность, отвечающую его способностям и запросам, учитывает личностные особенности каждого ученика,позволяет формировать внутреннюю мотивацию учения,обеспечивает усвоение знаний и способов действий на достаточно высоком уровне, изменяет роль учителя: из руководителя он становится участником общей творческой работы, формирует способность к рефлексии и самооценке
В результате проектной деятельности формируются самостоятельные формы творческой активности детей через процесс познания и получения личностного опыта, что способствует выработке коллективных способов деятельности.
3 этап. Реализация творческого потенциала детей в духовной и предметной продуктивной деятельности.
На данном этапе происходит интеграция основного и дополнительного образования. Развитие творческого воображения учащихся продолжается через организацию занятий в кружках «Школа фантазёров» и «Философия для детей». [1]
Что такое богатства человеческого сердца? Где живёт в человеке доброта? Как научиться прощать? Ответы на эти и другие вопросы дети получают в ходе философских бесед.
Основное дидактическое содержание бесед я почерпнула в книге М. А. Андрианова «Философия для детей в сказках и рассказах; Пособие по воспитанию детей в семье и школе».
Философские беседы о красоте учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия.
Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и любви как основ человеческой жизни, из которых берёт начало всё созидательное и благое.
Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают ребёнку разобраться в проявлениях добра и зла.
Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и в окружающем мире.
Беседы о мышлении предлагают ребёнку научиться правильно, пользоваться умом — инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности.
Беседы о мудрости знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом который пригодиться на долгом жизненном пути каждому ребёнку.
Каждое занятие начинается с чтения и обсуждения философской сказки, притчи, которую дети слушают, затаив дыхание. Затем приступаем к обсуждению, где каждый может выразить свои чувства, отношение к услышанному в виде этюда, диалога, телефонного разговора, высказать своё мнение в дискуссии. Ребёнок пытается соотнести содержание сказки с событиями из реальной жизни, привести свои примеры. Передача философского смысла сказки проходит через рисунок, эмоции, личное отношение самого ребёнка.
Эти беседы помогают ребенку осмыслить свое место в мире, обогащают внутренний мир, развивают эмоциональную сферу. На данном этапе для диагностики личностных УУД учащихся использована анкета «Оцени поступок»
Результаты качественной диагностики показали, что у детей сформированы конвенциональные и моральные нормы. Контент — анализ позволил нам проранжировать конвенциональные и моральные нормы. В нашем классе на первое место вышли конвенциональные нормы, что является показателем успешной социализации детей в начальной школе.
4 этап. Партнёрские отношения между родителями и школой.
Коренным образом меняется позиция родителей. Из созерцателя каждый родитель становится полноправным участником учебно- воспитательного процесса. Родители принимают активное участие в проектной деятельности, являются инициаторами всех совместных праздников.
Перед введением курса «Философия» родители были ознакомлены с содержанием, темами занятий, предложили свои вопросы, которые необходимо рассмотреть. После каждого занятия по философии дети делились своими впечатлениями и мыслями с родителями, такая заинтересованность ребенка вызвала желание родителей продолжить философский разговор в кругу семьи, некоторые обращались за помощью к учителю как значимому взрослому за советом и консультацией.
Таким образом, мы видим, что родители — равноправные участники учебно-воспитательного процесса. Данный этап необходим с позиции ФГОС — 2, так как семья обеспечивает не только социальную успешность ребенка, но и эмоциональную. В том случае если успешность ребенка поддерживают в семье, следовательно, он будет успешен в учебной и творческой деятельности, эмоционально активен.
Получив поддержку и одобрение в семье, в классе ученик стремится к дальнейшей самореализации в различных творческих конкурсах.
Результатом взаимодействия семьи и школы является процесс формирования ценностных взглядов и установок.
Таким образом, считаю, что организованная мною работа по развитию воображения учащихся через организацию творческой деятельности была эффективной и дала положительный результат для формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Литература:
- М. А. Андрианов Философия для детей (в сказках и рассказах). Минск: ИООО «Современное слово», 2005 год
- Маняш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников / Н. В. Маняш. — М.: Вентана-Граф, 2002- 126 с., ил.