Задачи образовательных учреждений в формировании правового сознания молодежи | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 20.11.2015

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Меденцева, Н. П. Задачи образовательных учреждений в формировании правового сознания молодежи / Н. П. Меденцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/469/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Проводимые в Республике рыночные реформы, государственные социальные программы, в том числе «Здоровое поколение», «Мать и ребенок», «Год здоровья», «Год социальной защиты», «Год крепкой семьи» и другие, создали в стране все условия для защиты социальных, экономических прав человека, прежде всего детей, женщин, молодежи, их всестороннего гармоничного развития.

Касаясь вопросов перспективы развития Республики Узбекистан, Президент И. А. Каримов, акцентирует внимание на повышении правовой культуры, правового сознания населения, чтобы каждый человек знал свои права, умел пользоваться ими, отстаивать и защищать. Проводится большая работа по образованию и воспитанию молодежи, особое внимание уделяется повышению правового сознания учащихся. Важными руководящими документами в исполнении этой серьезной работы являются Указы, Распоряжения Президента, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, новые, дополненные и измененные старые Законы.

В рамках правовой реформы в Республике на принципах верховенства права и закона произошло и происходит демократическое обновление законодательства. Права и свободы человека и гражданина, утверждаются как высшая ценность в обществе. Усиливается роль суда как независимого гаранта соблюдения прав человека.

В целях совершенствования правового образования, повышения уровня правовой культуры молодежи и создания условий для построения в Республике правового демократического государства уже в 1994 году Кабинет Министров РУз принял Постановление «О комплексной программе по совершенствованию правового образования молодежи». В проводимой работе по образованию и воспитанию молодежи особое внимание уделяется повышению правовой культуры, которая является неотъемлемой частью общей культуры гражданина. Указ Президента И. А. Каримова от 25 июня 1997 года «Об улучшении правового воспитания, повышения уровня культуры населения, совершенствования системы подготовки кадров правоведов, улучшение работы по изучению общественного мнения» и Распоряжения Президента страны «Об организации изучения Конституции Республики Узбекистан» от 4 января 2001 года, являются программой действия в этом направлении. В соответствии с постановлением президента И. А. Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан» от 23 августа 2011 годаМинистерство выступает координатором деятельности государственных органов, общественных организаций в сфере правовой пропаганды и просветительства. В новой редакции разработан уникальный проект универсальной Национальной программы повышения правовой культуры в обществе. Программа является документом, определяющим приоритетные направления Государственной политики в этой области. В Программе большое место отведено вопросам дальнейшего укрепления чувства уважения граждан к законам, деятельность общественных организаций, средств массовой информации в повышении правовой культуры населения и др.

Основу воспитания ребенок получает в семье. Как биологическая, экономическая, социальная и психологическая система, семья является основным проводником человека в общество, определителем его социального положения и статуса, фундаментальной базой его жизненного пути. Кормить, одевать ребенка — это еще не значит его воспитывать. Основной функцией семьи является функция воспитательная — социализация молодого поколения, что в свою очередь подразумевает под собой и формирование позитивного правосознания ребенка.

Ребенком усваиваются, перенимаются те нравственно-правовые ценности, которыми обладают родители. Именно с этим связано формирование основных нравственно-правовых категорий — добра, зла, представления о справедливости. От родителей дети узнают, как подобает себя вести в различных ситуациях, копируют их модели социального поведения. В семьях, где существует дистанция между родителями и детьми, где мало интересуются развитием детей, не хватает тепла и ласки, родители безразлично или снисходительно относятся к проявлениям детской агрессии, а иногда и сами воздействуют на них силовыми методами, как правило, вырастают агрессивные дети. Дефекты семейного воспитания проявляются в большинстве случаев, в искаженном формировании личности и последующей переходе на преступный путь конкретных подростков (насилие, пьянство, наркомания).

Только в полноценной семье с правильным воспитанием начинает формироваться духовный мир ребенка, правовое сознание молодого человека, его отношения к окружающим людям, прививаются правила поведения, обычаи, традиции, родительский опыт. Семья активизирует познавательный интерес ребенка, воспитывает волю, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Поэтому невозможно переоценить влияние воспитания семьи на формирование правового сознания несовершеннолетних.

В дошкольных образовательных учреждениях, в школах, колледжах, лицеях, высших учебных заведениях широко изучается Основной закон нашей Республики. На всех стадиях образования обеспечиваются общие образовательные цели — развитие индивидуальных способностей, получение знаний, умений и навыков, соединяя общую логику возрастного развития, социального функционирования в его правовом аспекте, и содержание правового образования.

Учебное заведение составляет образовательное пространство, которое в полной мере реализует задачи правового образования, являющегося главным условием формирования правосознания молодежи. На период обучения в школе, лицее, колледже, ВУЗе, приходится основное изучение права, в учебную программу входят такие предметы, как изучение Конституции РУз и правоведение. Учащиеся изучают основы отраслевого права — административного, гражданского, семейного, уголовного, налогового и других, знакомятся с нормативно-правовой базой, решают казусы, выступают с докладами, дискутируют по отдельным вопросам. Представителями правоохранительных органов с учащимися проводятся лекции-беседы по правовым вопросам, знакомство с новым законодательством, новыми положениями, задачами по предупреждению, выявлению и устранению причин правонарушений и том числе и среди молодежи. Эти занятия вызывают у учащихся практический интерес к праву, правовым институтам, укрепляет отношение к праву, как механизму бесконфликтной реализации своих интересов, что в свою очередь порождает необходимость соблюдения правовых норм.

Правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни молодого человека, поможет ему реализовать свои личные планы в учебе, работе, в общественной жизни.

Правовое образование в современных условиях, является важнейшим фактором развития молодого человека, становления гражданского общества и демократического правового государства, в котором люди будут жить в социально-правовом согласии и друг с другом, и с государством.

Молодежь, физически и духовно здоровая, обладающая высоким правовым сознанием, правовой культурой, которые возведены в ранг приоритета государственной политики, активно участвует в строительстве цивилизованного правового государства. Это дает уверенность в том, что достигнутое благополучие, богатство, процветание Узбекистана будут расти и умножаться в последующие годы.

 

Литература:

 

  1. Информационно-правовая система «Законодательство Республики Узбекистан». www. Norma.uz.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое образование, правовая культура, Узбекистан, молодой человек, ребенок, воспитание молодежи, государственная политика, особое внимание, повышение, правовое сознание.

Похожие статьи

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Роль правового воспитания в формировании электоральной активности школьников

Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды

Роль учебного процесса в нравственном воспитании младших школьников

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Формирование ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Похожие статьи

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Роль правового воспитания в формировании электоральной активности школьников

Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды

Роль учебного процесса в нравственном воспитании младших школьников

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Формирование ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Задать вопрос