Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы
Автор: Смородинова Мария Васильевна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 26.11.2015
Статья просмотрена: 2185 раз
Библиографическое описание:
Смородинова, М. В. Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы / М. В. Смородинова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/474/ (дата обращения: 16.11.2024).
Процесс формирования предметных компетенций учащихся предполагает структурно-функциональное многообразие и интеграцию форм и методов обучения на основе системно-деятельностного подхода и включает в себя четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: мотивационный (формирование познавательных мотивов учащихся); когнитивный (совокупность знаний, необходимых для осуществления формирования предметных компетенций, на основе которых каждый учащийся отбирает средства, строит программу работы с текстом); деятельностный (владение разнообразными способами деятельности, позволяет реализовывать умения в данной предметной области: объём умения, прочность теоретической основы умения; интегрированность, устойчивость, гибкость, действенность); оценочно-результативный (направлен на соотнесение результата и цели процесса формирования предметных компетенций, а также на исследование того, в какой мере поставленная цель подтвердилась).
На мотивационном этапе учащимся предлагались задания, направленные на развитие ценностного отношения к уроку литературы. В качестве способа формирования предметных компетенций рассматривалась разработанная нами система заданий, при выполнении которой школьники приобретали универсальные планы работы с текстом и могли в дальнейшем выполнять аналогичные задания самостоятельно. В зависимости от целей и направленности мы выделяем задания на формирование мотивационного, когнитивного, деятельностного компонентов предметных компетенций.
На мотивационном этапе задача учителя заключается в мотивации учащегося к действиям. В начале урока ученику даются пояснения о том, что будет изучаться на уроке, что нового и полезного он может приобрести, как сможет применить полученные знания на практике, а также какие преимущества у него будут в случае успешного освоения данного материала. Усиление и укрепление первоначальной мотивации происходит на всем протяжении урока. В конце урока создается мотивация завершения: учащийся получает возможность самостоятельно оценить, степень достижения первоначально поставленных задач, разобраться в причинах полученного результата, сформировать выводы, подготовить задачи для дальнейших этапов.
Как показало исследование, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности мотивации учащихся. Целесообразно формировать учебную деятельность таким образом, чтобы вызывать у учащихся положительные эмоции и заинтересовывать их в данной деятельности. Отметим, что в процессе формирования предметных компетенций учащихся важно обеспечить также мотивацию педагогов.
Таким образом, мотивация ученика играет важную роль при формировании предметных компетенций. Достижение намеченных результатов обучения возможно только в случае включения ученика в сам процесс, который должен непосредственно выступать основным мотивационным фактором. Это позволит повысить уровень интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности учащегося в учебную деятельность, и, как следствие, улучшить его результаты.
На когнитивном этапе формирования предметных компетенций предполагается последовательное выполнение учащимися системы знаний, основанием для проектирования которой стала содержательная характеристика данного компонента предметных компетенций. На данном этапе увеличивается объём понятий, актуализация знаний при выполнении заданий:
1) задания, направленные на расширение знаний об изучаемом произведении:
назовите жанр прочитанного Вами произведения?
охарактеризуйте особенности композиционного строения прочитанного произведения?
охарактеризуйте героев изученного произведения?
2) задания, направленные на расширение знаний о себе самом как о читателе:
произведения, какого жанра для Вас наиболее интересны? Почему?
какие эмоции Вы испытываете в процессе чтения произведения? Почему?
на какие моменты Вы акцентируете своё внимание при пересказе произведения? Почему?
3) задания, направленные на расширение литературоведческих знаний:
найдите в тексте слова, которые вызывают у Вас затруднения (смысл которых Вам неясен) и обратитесь к словарю для их истолкования;
определите, к какому направлению относится изученное произведение?
определите, какие приёмы использует автор в изучаемом произведении?
Деятельностный этап формирования предметных компетенций происходил в процессе учебной деятельности школьников. Учащимся предлагались следующие задания.
№ |
Цель заданий |
Примеры заданий |
1. |
усовершенствование умений целеполагания |
— на что необходимо обратить внимание при прочтении произведения; — выяснить с какой целью в произведение введены второстепенные герои |
2. |
усовершенствование интерпретационных умений |
— определите авторскую позицию к описываемым событиям; — как могло бы закончится данное произведение в настоящее время |
3. |
усовершенствование прогностических умений
|
— прочитайте заглавие произведения и предположите, о чём будет идти речь в тексте; — на основании прочитанного абзаца предположите, какую идею хотел донести автор в данном произведении |
4. |
усовершенствование аналитических умений |
— назовите главную мысль произведения; — назовите основной конфликт произведения |
5. |
усовершенствование оценочных умений |
— охарактеризуйте своё отношение к событиям, описанным в тексте; — понравилось ли Вам изученное произведение |
Формировать предметные компетенции учащихся на уроках литературы, можно следующими способами:
находить ответы на вопросы, используя текст;
осмысленно и правильно читать текст;
делать выводы на основе обобщения знаний, полученных после прочтения текста;
самостоятельно работать с книгой;
выполнять задания, предложенные в конце текста;
извлекать главную информацию из текста.
Чтобы работа с текстом давала обучающий эффект, педагогу необходимо соблюдать следующие требования:
необходимо правильно выбирать тексты для изучения на уроке;
самостоятельной работе учащихся с текстом должна предшествовать вступительная речь педагога;
в процессе урока педагогу необходимо следить за ходом самостоятельной работы учащихся с текстом;
при изучении новой темы целесообразно время от времени повторять ранее пройденный материал;
самостоятельная работа школьников с учебником не должна занимать весь урок.
Целью проведения письменных контрольных работ по литературе, является возможность ликвидировать объективные недостатки присущие тесту, на основании данных которого нельзя, например, с уверенностью утверждать о способе получения учащимся правильного ответа.
Контрольная работа должна соответствовать следующим основным требованиям:
1) Объективность оценки результатов. На данный процесс не должна оказывать влияние личность учащегося: условия проведения, проверки и оценивания контрольной работы строго регламентированы. Кроме того, у учащихся отсутствует возможность списывания ответов, за счёт использования нескольких вариантов контрольной работы.
2) Валидность. Задания контрольной работы соответствуют программе изучения материала.
3) Доступность. Контрольная работа ясна по содержанию для учащегося, а её результаты могут быть легко использованы на практике.
4) Репрезентативность. Контрольная работа обеспечивает проверку знаний учащихся по изученной теме.
5) Результативность. Полученные результаты дают возможность увидеть объективную картину усвоения учащимися изученной темы.
Оценочно-результативный этап направлен на проверку соответствия полученного результата поставленной цели — формированию предметных компетенций, а также на исследование того, в какой мере поставленная цель подтвердилась. Оценочно-результативный этап позволяет оценить уровень предметных компетенций, о сформированности которой, судят по определенным показателям. К показателям сформированности предметных компетенций мы отнесли: осмысленность, информативность, применимость, творческое использование. Данные показатели соотносятся с этапами предметных компетенций — мотивационным, когнитивным, деятельностном и оценочно-результативном. Очевидно, что уровень сформированности мотивационного, когнитивного, деятельностного и оценочно-результативного этапов будет предопределять результаты предметной деятельности в целом.