Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры в 5–9 классах | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 09.12.2015

Статья просмотрена: 16785 раз

Библиографическое описание:

Серебрянская, О. Д. Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры в 5–9 классах / О. Д. Серебрянская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/503/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В условиях всевозрастающей научно-технической революции основным видом деятельности учащихся становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном статическом положении. Но путь развития личности, как индивидуальности, имеет цель сохранить и физическое здоровье каждого ребенка. Важно, чтобы само образование не отнимало, а сохраняло и укрепляло здоровье.

В методике физического воспитания разработано множество средств, с помощью которых можно достичь гармонического развития детского и подросткового организма и личности в целом.

Основными задачами, которые поставлены перед учителем физического воспитания, являются:

1)                 добиться, чтобы каждый учащийся не только хорошо знал, но и хорошо понимал свои действия при занятиях физической культурой;

2)                 используя индивидуальный и дифференцированный подход на уроках и во внеурочное время, способствовать развитию физических качеств.

В. И. Лях [1] в своих работах подчеркивает, что в основе принципов развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Ведущее место в педагогической концепции П. Ф. Лесгафта [2] занимали проблемы физического воспитания и образования детей.

П. Ф. Лесгафт выдвинул идею физического образования, понимая под ним систему последовательных физических упражнений, связанных с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. Система физического образования строилась им на физиологических, гигиенических и психологических основах с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

И. А. Гуревич [3] считает, что сущность метода круговой тренировки заключается в том, чтобы по возможности на большем количестве снарядов выполнить упражнения различной направленности, трудности и интенсивности.

Круговая тренировка — это форма занятий, при которой упражнения выполняются учащимися поочерёдно, на «станциях» в движении по кругу или всей группой (фронтально) одновременно по замкнутой линии. Круговая тренировка была разработана Р. Морганом и Г. Адамсоном, английскими тренерами-преподавателями, в 1952–1958 гг. Независимо от них к идее круговой тренировки пришел Б. Д. Фрактман. Еще в 1955году Б. Д. Фрактман наметил пути применения круговой тренировки и обосновал необходимость индивидуального дозирования нагрузки на дополнительных снарядах. Это благотворно сказывалось на развитии быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости, способствуя, в конечном счете, улучшению их физической подготовленности. Круговая тренировка занимала до 55 % времени основной части занятий.

В любом возрастном периоде большая роль отводится рациональному подбору средств, методов и форм организации педагогического процесса, адекватному возрасту и уровню физической подготовленности детей. Форму занятий физическими упражнениями, предусматривающую использование основных методов развития двигательных качеств, позволяющих решать задачи физической подготовки, принято называть термином «круговая тренировка». Продолжительность круговой тренировки — от 10 до 20 минут. Таким образом, для решения образовательных задач и формирования преимущественно двигательных навыков остаётся вполне достаточно времени. В круговой тренировке, осуществляемой на уроках физической культуры, применяю частные методы строго регламентированного упражнения с избирательным и общим воздействием на организм учащихся. Метод круговой тренировки позволяет обеспечить учёт и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие учащихся в учебном процессе.

Круговой метод, в отличие от других, позволяет успешнее выполнять одно из важных требований к уроку, реализуя образовательную направленность в сочетании с высокой моторной плотностью.

Данный метод я использую для проведения групповых и самостоятельных занятий учащихся, направленных на воспитание выносливости, где параллельно происходит развитие силы, гибкости, ловкости, а также формирование умений и навыков. Для проведения занятий по способу круговой тренировки нужно составить комплекс из 4–10 относительно несложных упражнений (в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся), рассчитанный на выполнение в течении 10–12 минут (время на каждое упражнение — 45 секунд, на паузы для отдыха — 30 секунд). В соответствии с количеством упражнений, которые надо будет выполнять, класс распределяю на группы по 3–5 человек. В свете поставленных задач круговую тренировку планирую в подготовительной, основной и заключительной частях урока.

Включение в подготовительную часть «круговой тренировки» играет роль в подготовке организма к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части урока.

Применение «круговой тренировки» в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большем объеме. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью. В них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений.

В заключительной части урока комплексы «круговой тренировки» планирую реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке недостаточна. Цель таких комплексов — совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части урока. Последовательность прохождения «станций» устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату, в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование. Размечая «станции», я включаю в комплекс по два упражнения для развития мышц ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и два общего воздействия. Необходимо чтобы упражнения для одних мышц чередовались с упражнениями для других.

На первом занятии устанавливаю максимальную индивидуальную нагрузку с помощью максимального теста (МТ) — испытания на максимальное возможное число повторений каждого упражнения, включенного в комплекс круговой тренировки. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики начинают выполнять на своих «станциях» намеченное упражнение. Затем для каждого ученика определяю текущую и индивидуальную нагрузку: половина МТ (МТ/2), или четверть (МТ/4), — в зависимости от его подготовленности. По мере постепенного приспосабливания организма того или иного ученика к дозируемой нагрузке, необходимо повышать ее, увеличивая количество повторений упражнений например МТ/2+1 (повторение); МТ/2+2 и т.д. Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2–3 минут для отдыха.

В это время ученики записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую «станцию», где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. Комплекс упражнений повторяется без изменений на 4–5 уроках. На последнем из них вновь проверяю максимальный тест по каждому упражнению и сравниваю с исходными результатами, чтобы ученикам были видны их сдвиги.

После проведения круговой тренировки на определение максимальной индивидуальной нагрузки (МТ) обязательно провожу замер пульса у учащихся.

Одним из методов такого контроля является подсчет пульса до начала тренировки и после ее окончания. Между физической нагрузкой и частотой пульса существует прямая зависимость, т. е. чем выше нагрузка, тем чаще пульс. Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Ученикам, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает 180 ударов в минуту, рекомендую снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга. При этом нормальный пульс при беге и других видах тренировок должен восстановиться у ребенка в течение 10 минут после прекращения нагрузки. Если же этого не происходит, то режим занятий должен быть пересмотрен и физическая нагрузка снижена. При занятиях важно знать не только верхнюю, но и нижнюю границу частоты сердечных сокращений, т. к. если в конце занятия пульс будет ниже минимального значения пульса, то это значит, что нагрузка была недостаточной и ее вполне можно увеличить.

Минимальное значение пульса при тренировке можно вычислить по формуле:

Х = ((220 — у) — z) * 0,5 + z, где

y — возраст учащегося;

z — частота пульса до начала тренировки за одну минуту.

Этот метод определения нижней границы пульса при тренировке называется методом Карвонена.

Возраст ребенка

Границы нормы (удары в минуту)

Среднее значение (удары в минуту)

От 10 до 12 лет

60–100

80

От 12 до 15 лет

55–95

75

 

Организация учебного процесса на уроках физической культуры по методу круговой тренировки для развития основных физических качеств учащихся

Для развития силы на занятиях «круговой тренировки» я использую упражнения, такие как, подтягивание на перекладине, отжимание в упоре лёжа, поднимание туловища в висе. Упражнения с небольшим отягощением, а также с преодолением собственного веса включаются в домашнее задание, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку на уроках.

Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Комплексы упражнений составляю так, чтобы попеременно нагружать все главные группы мышц. При этом некоторые упражнения носят характер общего воздействия, другие направлены на развитие определенной группы мышц, а третьи специально связаны с задачами урока.

Силовая выносливость развивается при большом количестве повторений на одной «станции», например: если число повторений было 15–20 раз за 30 сек., то развивается сила, если же более 20–25 раз — силовая выносливость. Работоспособность при выполнении силовых упражнений может быть повышена за счет их рационального распределения на станциях. В паузах часто использую упражнения на расслабления, растягивания.

Основным методом развития быстроты является многократное повторение движения с максимальной скоростью. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений. В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения относятся к скоростно-силовым. Воспитание быстроты у учащихся в «круговой тренировке» достигается следующими упражнениями: бег на скорость, челночный бег, выполнение упражнений с элементами спортивных игр и игрового характера, различных прыжков и т. д..

Ловкость — это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и действовать в измененных условиях.

Развитие ловкости у учащихся на «станциях» «круговой тренировки» могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность:

                    ловкость, проявляемая в упражнениях, связанных со сменой позы (быстро сесть, лечь, встать, наклониться, повернуться и т. д.);

                    ловкость, проявляемая в упражнениях, которые выполняются в сложных условиях меняющейся обстановки (полоса препятствий, различные лазанья, перелезания);

                    ловкость, проявляемая в упражнениях с меняющимся сопротивлением (перетягивание и упражнения типа единоборства);

                    ловкость, проявляемая в упражнениях с манипуляцией предметов (броски и ловля мяча, целевые метания, жонглирование);

                    ловкость, проявляемая в игровых упражнениях, требующих взаимодействия и противодействия (обводка предметов, перехват передачи и т. д.).

Гибкость — это способность учащегося выполнять упражнения с наибольшей амплитудой. Упражнения на гибкость укрепляют суставы и связки, повышают эластичность мышц, это является важным фактором предупреждения травм, также они могут быть активные и пассивные, т. е. выполняемые самостоятельно или в парах.

Выносливость — это способность учащегося совершать работу определенной интенсивности в течении как можно большего времени; способность к длительной непрерывной работе умеренной мощности, в которой участвует большинство мышц двигательного аппарата.

При воспитании общей выносливости на этапах «круговой тренировки» важно постепенно увеличивать интенсивность физических упражнений. На «станциях» «круговой тренировки» я воспитываю у учащихся основные виды специальной выносливости: силовая, статическая, скоростная.

При развитии силовой выносливости перед учащимися я ставлю задачу добиться как можно большего числа повторений на каждой «станции».

При развитии статической выносливости ставится задача поддержания мышечного напряжения при отсутствии движений, для этого хорошо подходят упражнения в висах, упорах, или удержание груза (набивной мяч).

Наиболее эффективным средством для развития скоростной выносливости является спринтерский бег с постепенным увеличением длины отрезков, а также прыжковые упражнения. Работа над скоростной выносливостью на «станциях» «круговой тренировки» связана с развитием быстроты.

«Круговую тренировку» легко применять на уроках по легкой атлетике, спортивным играм, и особенно гимнастике. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

  1.                Уроки гимнастики.

На уроках гимнастики «круговая тренировка» является необходимой формой для сочетания воспитания физических качеств и обучения навыкам. Особенностью гимнастической программы является то, что в ней большинство упражнений в динамических и статических упорах и висах требуют координированных силовых и волевых проявлений.

В комплексы «круговой тренировки» по программному материалу гимнастики я подбираю упражнения, направленные на развитие мышц плечевого пояса, рук, живота, спины, увеличение подвижности суставов, а также на тренировку вестибулярного аппарата, постепенно увеличиваю число «станций» с упражнениями на развитие силы

  1.                Уроки спортивных игр.

На уроках раздела «Спортивные игры» я использую метод «круговой тренировки» во всех частях урока. В подготовительной части использую как интервальный, так и непрерывный метод с мячами (набивными, баскетбольными, волейбольными, футбольными и т. д.). В основной части разделяю класс на 3 группы и спортивный зал на 3 части. В каждой части зала каждая группа выполняет задание. При развитии двигательных качеств использую интервальный метод «круговой тренировки». Количество упражнений — 6–8.

На уроках закрепления я увеличиваю количество «станций» и групп. Зал делю на 4 части. При развитии двигательных качеств использую интервальный метод и увеличиваю количество упражнений до 10–12.

На уроке совершенствования использую соревновательный метод по кругу. Разделяю площадку пополам, а класс на 4 команды и провожу игры.

  1.                Уроки легкой атлетики.

Специальные комплексы «круговой тренировки» по легкой атлетике включают в себя упражнения, способствующие развитию физических качеств: быстроты, скоростной силы, прыгучести, общей и специальной выносливости.

 

Литература:

 

  1.                Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов/ В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М.: Просвещение, 2011г.
  2.                Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения/ П. Ф. Лесгафт. — М.: Просвещение, 1951г.
  3.                Гуревич И. А. 1500 упражнений: моделирование круговой тренировки / И. А. Гуревич. — Минск. «Высшая школа», 1988г.
  4.                Зайцева В. В., Сонькин В. Д. Такие разные дети: Шаги физического развития, — Екатеринбург: У-Фактория, 2006 г.
  5.                Гуревич И. А. 300 соревновательно — игровых заданий по физической культуре / И. А. Гуревич. — Минск. «Высшая школа», 1982г.
  6.                Научно-методический журнал «Физическая культура в школе».
  7.                Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта./ Л. В. Волков. — Изд. «Олимпийская литература», 2002г.
  8.                Голубев А. И.Круговая тренировка в физическом воспитании детей школьного возраста / А. И. Голубев. — Набережные Челны, 1989г.
Основные термины (генерируются автоматически): круговая тренировка, упражнение, физическое воспитание, основная часть урока, Урок, легкая атлетика, максимальный тест, общее воздействие, силовая выносливость, физическая культура.

Похожие статьи

Учебно-методическая практика по физической подготовке у курсантов как фактор качественной организации занятий

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Подвижные игры на уроках физической культуры как средство акцентирования внимания у младших школьников в условиях модернизации регионального образования

Роль самостоятельной работы в формировании культуры здоровья на уроках физической культуры в начальных классах

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Активные формы и методы проведения уроков математики в целях развития познавательной деятельности учащихся

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и здоровьем у учащихся посредством нестандартных методов и средств обучения

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Похожие статьи

Учебно-методическая практика по физической подготовке у курсантов как фактор качественной организации занятий

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Подвижные игры на уроках физической культуры как средство акцентирования внимания у младших школьников в условиях модернизации регионального образования

Роль самостоятельной работы в формировании культуры здоровья на уроках физической культуры в начальных классах

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Активные формы и методы проведения уроков математики в целях развития познавательной деятельности учащихся

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и здоровьем у учащихся посредством нестандартных методов и средств обучения

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Задать вопрос