Роль информационной культуры преподавателя в повышении качества процесса обучения студентов
Авторы: Мамедова Дилора Нусуровна, Тураева Дильфуза Даминовна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 09.12.2015
Статья просмотрена: 299 раз
Библиографическое описание:
Мамедова, Д. Н. Роль информационной культуры преподавателя в повышении качества процесса обучения студентов / Д. Н. Мамедова, Д. Д. Тураева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/510/ (дата обращения: 16.11.2024).
Развитие системы образования, не может быть в стороне от изменений, происходящих в обществе. Преобразования в экономической, социальной и культурной жизни Узбекистана и других странах мира, связаны с повсеместным использованием информационных технологий. В современном обществе информация становится катализатором социализации человека, основной движущей силой технического и экономического прогресса. Человечество переживает трудный процесс перехода из многовековой индустриальной эпохи, в новую научно-техническую фазу своего развития. Наблюдаемый процесс перехода общества к качественно новой эпохе, назван учеными информационным обществом.
Информатизация образования рассматривается как система пронизывающая все сферы обитания человека, составляющая материальный фундамент информационного общества. Требования сегодняшнего дня таковы, что каждый гражданин Республики Узбекистан, должен иметь высокий уровень общеобразовательной подготовки, информационной культуры, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения.
Процесс обучения в современном обществе немыслим без использования современных информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время в ранг государственной политики Узбекистана возведена проблема формирования единой информационно-образовательной среды, связанная с модернизацией системы образования, которая способна подготовить человека к жизни в новых условиях индустриальной цивилизации.
Основной целью является: повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны, создание необходимых условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационно-компьютерных технологий.
Для успешного внедрения этих технологий в учебный процесс, которые способны повысить качество образовательного процесса, необходимо развивать информационную культуру всех участников учебного процесса, и в частности преподавателей.
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационно-коммуникационные технологии, современные технические средства и методы. Изучение опыта отечественных и зарубежных ученых свидетельствует о том, что в современных условиях процесс формирования информационной культуры стал новой основой образования.
Информатизация образования невозможна без соответствующей подготовки педагогических кадров.
Преподаватель, владеющий информационной культурой, способен к созданию и эффективному использованию в учебном процессе методического обеспечения изучаемых дисциплин нового поколения.
В связи с этим, согласно Указа Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова, от 12 июня 2015 года № УП — 4732 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации, руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений» на базе Ташкентского государственного технического университета, создан «Отраслевой центр по переподготовке и повышению квалификации руководящих и педагогических кадров», в курсе обучения включено изучение «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе».
Основная цель этой программы сформировать у профессорско-преподавательского состава систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании, составляющие основу информационной культуры специалиста.
В рамках курса решались следующие задачи:
раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования;
сформировать компетентность в области использования возможностей современных средств ИКТ (информационно-комуникационные технологии) в образовательной деятельности;
обучить слушателей курса использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;
ознакомить с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной деятельности.
В результате изучения данного курса преподаватели должны:
знать приемы и методы использования средств ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности;
уметь использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности;
владеть методикой использования ИКТ в предметной области;
обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ;
иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях;
уметь реализовывать принципы педагогического дизайна для подготовки и разработки электронного учебно-методического комплекса.
Организация повышения квалификации с использованием информационных технологий требует соответствующего уровня информационной культуры.
Поэтому, процесс повышения квалификации по данному курсу позволяет обеспечить следующие результаты:
формирование информационной культуры;
формирование определенного стиля мышления, знаний умений и навыков планировать свою деятельность, организовывать поиск информации необходимой для решения задачи;
приобщение к новым информационным технологиям;
представления о телекоммуникациях, электронной почте, телеконференциях;
знакомство с инструментальным средством для разработки компьютерных обучающих и контролирующих программ.
В процессе повышения квалификации преподавателей вузов необходимо создавать условия, способствующие их адаптации к быстро изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности, формированию готовности к непрерывному повышению квалификации в области информационно-коммуникационных технологий.
Освоение информационно-коммуникационных технологий преподавателями вузов имеет свою специфику, обусловленную тем, что субъекты имеют достаточный жизненный и профессиональный опыт, обладают четко сформулированными целями. Поэтому для них характерна естественная консервативность, возникают трудности в связи с отходом от знакомых, хорошо освоенных технологий и переходом к новым, еще не достаточно известным. Это сопровождается возникновением внутренних психологических барьеров в освоении и использовании новых средств и технологий, которые привносят ИКТ. В рамах данного курса предполагалось, в том числе, повысить уровень информационной культуры профессорско-преподавательского состава.
Все слушатели курса обладали базовым уровнем информационной культуры, в связи с этим программа курса была направлена, в том числе и на повышение уровня информационной культуры с базового уровня до профессионального. Также в программе данных курсов сделан акцент на обучение слушателей приемам и методам активизации познавательной деятельности студентов на основе использования современных компьютерных технологий.
По окончанию курсов балы проведена защита разработанных электронных учебно-методических комплексов. Во время демонстрации подготовленных презентаций слушатели обосновывают их актуальность в преподавании конкретной дисциплины, раскрывают особенности использования в учебном процессе, технологические аспекты создания.
По-мнению, слушателей курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, информационно- коммуникационные технологии позволяют:
облегчить работу преподавателя по сбору основной и дополнительной информации к занятию, накоплению учебно-методического материала;
усовершенствовать процесс разработки различных форм проведения занятий и подготовки дидактического материала;
получить возможность контроля уровня знаний и усвоения материала с использованием компьютерного тестирования;
сделать занятия более наглядными.
Умения и навыки, полученные на курсах повышения квалификации слушателями, позволили сформировать у них профессиональный уровень информационной культуры, что в свою очередь способствует тому, что преподаватели в своей профессиональной деятельности начинают создавать и эффективно использовать в учебном процессе методическое обеспечение изучаемых дисциплин нового поколения.
Литература:
- Указ Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова, от 12 июня 2015 года № УП — 4732 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений»
- Указ Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова, от 20 мая 2011 года № УП — 1533 «О мерах по укреплению материально- технической высших учебных заведений и в корне улучшить качество подготовки высококвалифицированных специалистов»
- Атаян А. М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества. Владикавказ, 2001г.
- Информатика: Учебник /Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика. 1997. 3. Программа дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе».