Описание опыта работы с различными категориями обучающихся | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 04.12.2020

Статья просмотрена: 1827 раз

Библиографическое описание:

Никулина, Л. П. Описание опыта работы с различными категориями обучающихся / Л. П. Никулина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/4767/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одним из важнейших условий в работе педагога является создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети из социально — неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети — инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно — опасным) поведением.

Аналитическое обоснование:

Новизна моего инновационного педагогического опыта в работе с разными категориями учащихся заключается в способности научить их самостоятельному добыванию информации из любых источников и правильному использованию её в учебной, познавательной и социальной практике; методике учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; построению индивидуальной образовательной траектории, толерантного отношения друг к другу. Потенциальная полезность опыта выражается в передаче учащимся способов целеполагания, действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, вовлечение их в исследовательскую деятельность.

Актуальность опыта заключается в возможности научить одарённых и находящихся в трудных жизненных ситуациях детей самостоятельно определять цели своего обучения, умению планировать пути их достижений, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Всё это создаёт комфортное настроение учащихся, удовлетворённость учебным процессом. Учащиеся находятся на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознают смысл и результат своих усилий, что позволяет им чувствовать себя значимыми и самодостаточными.

Эффективность опыта заключается в формировании активной гражданской позиции, патриотизма, духовности учащихся средствами образовательно-воспитательного процесса. Принципы, положенные в основу образовательно-воспитательной деятельности способствуют формированию базовых национальных ценностей — основных моральных установок, формированию доброго уважительного отношения всех участников учебного процесса друг к другу.

Перспективность представляемого опыта заключается в формирование модели выпускника, гражданина и патриота, конструктивного, мобильного, интеллектуального, независимо от того, к какой категории обучающихся он относится.

Содержание опыта профессиональной деятельности: важными принципами при организации любого вида внеурочной деятельности, на уроках истории и обществознания с учащимися разных категорий считаю добровольность, свободный выбор приложения своих сил, самостоятельность учащихся, дающие им возможность в будущем применить свои навыки и умения в реальных жизненных ситуациях. Для достижения цели представляемого инновационного педагогического опыта повышаю квалификацию в русле тенденции инновационных изменений в системе современного образования, владею технологиями целеполагания, проектирования, способностью анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль и педагогическую деятельность в целом.

Стараюсь рационально организовать учебно-воспитательный процесс, в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными способностями и гигиеническими требованиями. Слежу за соответствием учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащихся одарённых и девиантного поведения. Включаю в занятия оздоровительные моменты: физкультминутки, дыхательную гимнастику, минутки релаксации, слежу за правильными позами учащихся, стараюсь подбадривать их словом и взглядом, планирую смену деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях. Одним из важнейших средств формирования метапредметных результатов учащихся считаю использование ИКТ и ЭОР, что значительно повышает интерес к изучению истории и обществознания и внеурочной деятельности как у детей одарённых, так и трудных.

Применение педагогических технологий, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса для различных категорий обучающихся: стараюсь реализовывать главное условие гуманистической педагогики в образовательно-воспитательном процессе — разносторонний учёт особенностей учащихся, консультирование, сопровождение и направление их деятельности на достижение успеха. Целенаправленно организую учебные и внеклассные занятия с учётом и признанием уникальности и индивидуальности подростков, оставшихся без попечения родителей или из семей мигрантов. Бережно отношусь к детям — сиротам, детям — инвалидам, обучающимся по индивидуальным адаптированным программам. Стараюсь находить наиболее эффективных методы в работе, обеспечивающие их субъектности, что порою очень затруднительно, т. к. в классных коллективах обучаются дети разных типологий личности, что является одной из причин поведенческих различий у них. Трудность апробации инновационного педагогического опыта заключается в том, что в каждом учащемся необходимо сформировать качества гражданина и патриота, понимание базовых национальных ценностей. Результат апробации прослеживается на основании мониторинга. Наибольшая трудность заключается в работе с детьми девиантного поведения. Большую роль отвожу работе с родителями учащихся из неблагополучных семей, приглашаю на консультации по поводу учебного труда и поведения их детей. Стараюсь корректно подсказать данным родителям, каким образом нужно исправлять пробелы в воспитании ребёнка. Стараюсь держать такие семьи на контроле, всячески подбадриваю родителей, при любом позитивном продвижении в воспитании ребёнка в лучшую сторону. Обучающиеся категории «трудные» не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами в образовательном процессе. Понимая, что таким детям необходимо особое внимание с моей стороны, выстраиваю задания на учебных занятиях с учётом недостаточной концентрации внимания, неустойчивой памятью, повышенной отвлекаемостью, слабостью самоуправления, неуверенностью, тревожностью, агрессивностью учащихся. Им трудно обучаться наравне с другими детьми, постоянные нарушения в поведении вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учебе, несмотря на стандартный уровень интеллекта, специфическая особенность которого — цикличность. Чередование небольших периодов (5–15 минут) работы и «отдыха — непроизвольного отключения» не позволяет выдерживать школьный режим — 40-минут урока, в течение которого требуется постоянное внимание и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние, как у учителей, так и у родителей учеников. При работе с «девиантами», никогда не вступаю в конфликтное пространство. На протяжении своей педагогической деятельности убедилась, что дети, привыкшие к крикам, упрекам, нравоучениям, вобрали в себя уже на уровне рефлекса, автоматически педагогические изыски типа «дай дневник», «выйди из класса». Они остаются глухими к громким замечаниям.

Первой причиной и главным фактором девиантного поведения у детей считаю семью . В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям ребёнок смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими, с одноклассниками. Исследователи отмечают, что в последние годы большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т. п. становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды.

Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором.

Следующей значимой общностью, в которую входит ребенок, является группа сверстников. На этом уровне в качестве наиболее значимых факторов риска проявления девиантного поведения можно выделить следующие:

– наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением;

– одобрение асоциального поведения в ближайшем окружении ребенка;

– отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками.

Эти дети, ослабленные социально, морально и физически, нуждаются и в поддержке, и в помощи. Часто эти дети депрессивные, закомплексованные, попавшие в трудные жизненные ситуации. Как помочь им?

С этой целью повысила квалификацию по теме «Организация коррекционно-развивающего обучения в условиях реализации ФГОС». Использую контактный метод в ходе которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и мной. В процессе беседы с учащимися сначала задаю ситуативные по содержанию вопросы, предполагающие ответ «да» (Ты доволен, что задание было лёгким?). Это снижает порог сопротивления. Говорю об интересах, увлечениях, при этом стараюсь подчеркнуть индивидуальность, оригинальность личности учащегося. И только потом обсуждаю отклоняющееся поведение и предлагаю выработать общий план действий по изменению ситуации.

Очень действенный и диагностический вариант в обучении данной категории учащихся, но он возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т. д. данного учащегося провожу со всем классом, чтобы учащийся не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатываю и составляю программу индивидуальной помощи обучающимся, рекомендации педагогам, родителям.

Использование коррекционного метода обеспечивает мнесоздание ситуации успеха, условий для участия моих воспитанников в полезной общественно и личностно значимой деятельности. Применение метода самостоятельности позволяет формировать готовность учащегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т. д.

Главным условием успеха в работе с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях, считаю высокую культуру общения и педагогический такт, долготерпение и веру в силы учащегося, постоянную поддержку, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.

Повышается роль социально-педагогической и психологической службы в системе воспитательно-профилактической работы. С учащимися, которые имеют склонность к девиантному поведению, с целью профилактики применяю различные формы работы:

– индивидуальные личностно-ориентированные тренинги и беседы;

– вовлечение во внеклассные мероприятия;

– вовлечение в общественную жизнь учебного заведения, социума, патриотического клуба «Гражданином стать готов».

Взаимодействие с участниками образовательного процесса: в своей практике при организации работы с детьми разных категорий стараюсь взаимодействовать с коллегами, советуясь, как поступить в той или иной ситуации, найти правильное решение. Особое внимание совместно с коллегами по работе уделяется привлечению к формированию у учащихся правильной жизненной траектории представителей разных служб, систематически проводящих профилактические мероприятия с целью предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних подростков.

В силу, того, что психологическое состояние подростков требует особого бережного отношения, провожу тренинги, позволяющие выявить тревожность, конфликтность учащихся или, наоборот, их комфортное пребывание в школе. Особую помощь в этом получаю от психолога, представителей администрации района из отдела «Семья», старшего инспектора ПДН ОУУП и ПДН.

Существенную помощь в воспитании подростков оказывают сотрудники ДДТ и Дома молодёжных организаций, с которыми организую совместные мероприятия для разных категорий учащихся.

Результативность:

– особо значимыми результатами в работе с детьми разных категорий считаю следующие моменты: на протяжении всей моей педагогической деятельности со стороны администрации школы мне предлагается руководство классными коллективами, в которых не менее 20 % учащихся девиантного поведения, как владеющей методикой работы с данной категорией учащихся;

– успешно вовлекаю воспитанников разных категорий к деятельности в патриотическом клубе «Гражданином стать готов»;

– систематически наблюдается положительная динамика исправления учащихся девиантного поведения на основании проводимых мониторингов;

– одарённые дети показывают позитивные результаты в учебном труде и во внеурочной деятельности (высокие результаты ЕГЭ, победы в конкурсах разных уровней, олимпиадах).

Задать вопрос