Системно-деятельностный подход как обоснование учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 31.10.2020

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Канунникова, Л. В. Системно-деятельностный подход как обоснование учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе / Л. В. Канунникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5659/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье дается представление о системно-деятельностном подходе как основе организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Автор устанавливает взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями дошкольника и способом познания и действия последнего.

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, системно-деятельностный подход, темперамент, образовательный процесс, дошкольная образовательная организация.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году как попытка объединить системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов), и деятельностный (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Эльконин, В. В. Давыдов) [1]. Цель системно-деятельностного подхода — воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Системно-деятельностный подход, заложенный в основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (одаренных, с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, мигрантов, сирот, детей из многодетных семей и других), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зон ближайшего развития ребенка [6].

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы развивается личность, способная выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны ее природе, удовлетворяют ее потребности в саморазвитии, самореализации [8].

К индивидуально-типологическим особенностям личности принято относить, гендерные, возрастные особенности, характер, направленность, эмоционально-волевую сферу, уровень развития КЭМ, темперамент. Феномен темперамента, его природа остаются на сегодняшний день до конца не исследованными и не понятыми. Тем не менее доказано, что у человека с рождения наблюдаются индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы.

Предположительно темперамент ребенка определяет способ познания и действия последнего, требования к условиям социальной адаптации и идентификации подрастающего человека.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Поэтому особенности темперамента сказываются в любой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам — это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Исследования показывают, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Т. е. от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона.

Темперамент также проявляется в особенностях протекания психических процессов. Он влияет на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания и т. д. [2].

Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, в соответствии с ФГОС ДО, должен носить характер не прямого, а опосредованного обучения, и осуществляться в совместной деятельности ребёнка и взрослого, адекватной возможностям детей дошкольного возраста. Поэтому образовательный процесс призван строиться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится полноценным участником [7].

Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности [4].

Учет индивидуально-типологических особенностей воспитанников при системно-деятельностном подходе является теоретически обоснованным и представляется нам наиболее эффективным в направлении достижения целей образовательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации. Так как одной из главных задач, стоящих перед педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций, является продумывание наиболее удачных форм и методов организации образовательного процесса, при которых дети могли бы, с одной стороны, работать индивидуально, с другой стороны, работать вместе, проявлять инициативу, советоваться друг с другом, помогать.

Также знание темпераментных особенностей детей может выступать в роли инструмента при выборе наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Знание теории темперамента и умение определить тип последнего у воспитанника помогает найти индивидуальный подход, выстроить наиболее эффективное взаимодействие в рамках образовательного процесса.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18–22.
  2. Борисов, Д. Д. Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента методом визуальной психодиагностики // Проблемы современного образования. — 2016. — № 5. — С. 134–141.
  3. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. — М,: ЭКСМО, 2004. — 512 с.
  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — Спб.: Питер, 2013. — 464 с.
  5. Ковалев, А. Г. Психология личности, изд. 3. — М.: «Просвещение», 2001. — 289 с.
  6. Малыгина, Л. Е. Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы / Л. Е. Малыгина, А. В. Малыгина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — с. 12–15.
  7. Рассказова, Ж. В. Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС / Ж. В. Рассказова, З. М. Басиева // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1168–1170.
  8. Родина, Е. А. Системно-деятельностный подход как модель управления знаниями педагогов дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО // XX Царскосельские чтения. — 2016. — Т. II.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).

Похожие статьи

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет в сюжетно-ролевой игре

В статье раскрывается актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей 6–7 лет, определено содержание социально-коммуникативного развития, выделены условия социально-коммуникативного развития в сюжетно-ролевой игре.

Поддержка детской инициативы как одно из направлений работы педагога ДОО

Статья посвящена актуальной теме поддержки инициативности детей дошкольного возраста. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено данному вопросу. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «ин...

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Методы развития восприятия последовательности явлений у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию методов развития у дошкольников восприятия последовательности явлений. Изучен методологический подход к временному пространству и времени, восприятию времени. Проведен педагогический анализ эффективности методов. Доказано вл...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков

В данной статье автор раскрывает особенности становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблемы формирования культурно-гигиенических навыков. Определены признаки и понятия здорового образа жизни детей дошкольного в...

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Особенности психолого-педагогического сопровождения педагогически запущенных детей в общеобразовательной школе

В статье дается анализ понятия «педагогическая запущенность», рассматриваются факторы возникновения педагогической запущенности, особенности проявления педагогической запущенности на разных возрастных этапах. Исследованы основные проблемы педагогичес...

Похожие статьи

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет в сюжетно-ролевой игре

В статье раскрывается актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей 6–7 лет, определено содержание социально-коммуникативного развития, выделены условия социально-коммуникативного развития в сюжетно-ролевой игре.

Поддержка детской инициативы как одно из направлений работы педагога ДОО

Статья посвящена актуальной теме поддержки инициативности детей дошкольного возраста. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено данному вопросу. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «ин...

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Методы развития восприятия последовательности явлений у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию методов развития у дошкольников восприятия последовательности явлений. Изучен методологический подход к временному пространству и времени, восприятию времени. Проведен педагогический анализ эффективности методов. Доказано вл...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков

В данной статье автор раскрывает особенности становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблемы формирования культурно-гигиенических навыков. Определены признаки и понятия здорового образа жизни детей дошкольного в...

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Особенности психолого-педагогического сопровождения педагогически запущенных детей в общеобразовательной школе

В статье дается анализ понятия «педагогическая запущенность», рассматриваются факторы возникновения педагогической запущенности, особенности проявления педагогической запущенности на разных возрастных этапах. Исследованы основные проблемы педагогичес...

Задать вопрос