К вопросу о базовых методах в формате тренинга (в рамках психологической подготовки к ЕГЭ)
Автор: Нагорнова Юлия Владимировна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 05.11.2020
Статья просмотрена: 50 раз
Библиографическое описание:
Нагорнова, Ю. В. К вопросу о базовых методах в формате тренинга (в рамках психологической подготовки к ЕГЭ) / Ю. В. Нагорнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5677/ (дата обращения: 16.11.2024).
К вопросу о базовых методах в формате тренинга (в рамках психологической подготовки к ЕГЭ)
Нагорнова Юлия Владимировна, педагог-психолог
Оренбургское президентское кадетское училище
В статье представлены результаты исследования базовых методов тренинга в рамках психологической подготовки к ЕГЭ.
Ключевые слова: метод, групповая дискуссия, игра, инструмент диагностики
Понятие «метод» указывает на существование определенного способа достижения какой-либо цели какого-либо процесса. В тренинговой работе понятие «метод» означает путь к достижению цели тренинга [1].
Принято выделять несколько базовых методов тренинга (несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе) [7].
Таблица 1
Базовые методы тренинга |
||
Групповая дискуссия |
По уровню организации |
структурированная |
неструктурированная |
||
По содержанию |
тематическая |
|
биографическая |
||
интеракционная |
||
Игровые методы /игра/ |
Ситуационно-ролевые игры |
|
Дидактические игры |
||
Творческие игры |
||
Организационно-деятельностные игры |
||
Деловые игры |
||
Имитационные игры |
||
Методы, направленные на развитие социальной перцепции |
Вербальные техники |
|
Невербальные техники |
||
Телесно-ориентированные методы |
||
Медитативные и суггестивные (с целью научения самовнушению) техники |
||
Охарактеризуем базовые методы тренинга.
- Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить /или изменить/ мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия используется:
— как в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон (это позволяет уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы),
— так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).
Классифицировать формы групповой дискуссии можно по разным основаниям (Таблица 2).
Таблица 2
Групповые дискуссии |
структурированные дискуссии |
задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок их проведения. |
неструктурированные дискуссии |
характеризуются пассивной ролью ведущего, их темы выбираются произвольно, время дискуссий формально не ограничивается. |
|
тематические дискуссии |
выделяют, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинга темы |
|
биографические дискуссии |
ориентированные на прошлый опыт |
|
интеракционные дискуссии |
материалом для которых служат структура и содержание взаимоотношений участников группы |
Как правило, в групповых дискуссиях выделяется несколько фаз [6,13].
Таблица 3
Фазы групповой дискуссии |
|
Ориентировка |
Определяется тема и цели дискуссии. Следует проследить, чтобы тема была понята всеми участниками в одном ключе. В противном случае разговор может оказаться бессмысленным |
Сбор информации |
Участники высказывают свои мнения, чувства, суждения, идеи по существу рассматриваемого вопроса. Если дискуссия посвящена поиску решения конкретной проблемы — целесообразно предложить участникам высказывать все возможные решения, которые приходят им в голову, исключая их критическую оценку |
Упорядочение |
Обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации, критическая оценка предложенных ранее вариантов решения поставленных проблем |
Завершение дискуссии |
Подведение итогов, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами. Если обсуждалась конкретная проблема, формулируется способ ее решение. |
- Игровые методы (игра)
Игра в тренинге — символическая деятельность, решающая конкретные прикладные личностные или групповые задачи тренинга, которая моделирует и преображает реальность , отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, структуры и времени и под руководством ведущего — тренера.
Игра как один из методов развития способствует развитию интеллектуальной эффективности, мышления, логики, способов коммуникации, воображения и способности выражать свои эмоции . Это способствует всестороннему развитию личности. Игра — способ активного получения знания о чем-либо. Проявляя активность, субъект/в нашем случае — кадет/ формирует свое «Я», свои взгляды на жизненные ситуации, учится сотрудничать.
И. В. Вачков приводит классификацию игр используемых в тренинговой работе [4].
— Операциональные игры определяются активностью, направленной на инструментальные изменения, определяющие разворачивание будущих событий — хотя опять через взаимодействие с другими (иными словами, являются методом формирования технологических умений). К операциональным играм могут быть отнесены два типа игр: деловые и поступочные.
Деловая игра характеризуется моделированием предметного и социального содержания деятельности. В ней обрабатываются новые технологические умения, необходимые в будущем.
Поступочная игра выходит за рамки деловых отношений. В ней «репетируются» такие действия, которые могут быть оценены как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другому человеку, себе самому, к группе, к миру в целом. Фактически идет работа с будущими событиями очень широкого диапазона.
Иногда, к деловой игре относят такие типы игр как дидактические, управленческие и профориентационные.
— Дидактические игры имеют цель преподнести некоторые новые знания и изменить представления участников. Такие игры раскрывают смысл и важность определенных знаний и, как правило, содержит задание учебного характера.
— Управленческие игры — метод тренировки профессиональных умений.
— Профориентационные игры помогают участникам в выборе сферы возможной профессионализации и соответствующего самоопределения.
Игра подразумевает, что полученная роль в процессе деятельности, точнее, человек, ее исполняющий, сможет отразить все особенности и черты человека, свойственные только ему одному, таким образом, проявить индивидуальность.
Согласно исследованиям А.Грецова [14], игры делят на разогревающие, сюжетные и ролевые, деловые и имитационные .
— Разогревающие игры (подвижные) помогают снять скованность, напряжение, настроить на работу и дают положительный эмоциональный заряд.
— Ролевая игра — примеряемая роль (социальная), которую человек играет/может играть в будущей жизни (врач, учитель, военный).
С помощью этого вида игры участник получает возможность увидеть себя в роли, которую либо выбрал сам, либо ту, которая досталась по жребию, и понять сможет ли он в жизни, а не в игре, взять на себя ответственность за действия, которые будет выполняться в связи с выбранной профессией.
Составителем отмечены сильные стороны игровых методов, которые проявляются при использовании их в условиях психологического тренинга, в том числе при подготовке к ЕГЭ.
Таблица 4
№ |
Особенность игрового метода тренинга |
Примечание |
1 |
Активная позиция занимающихся |
Это позволяет задействовать вполне понятные потребности подростков, которые при традиционном обучении обычно рассматриваются как помехи, например желание поговорить с соседями по парте и стремление к физической активности. Главный обучающий потенциал игры заключается в непосредственном опыте, получаемом участниками. Поэтому полученные в играх знания и умения личностны и легко актуализируются в самых разных видах деятельности |
2 |
Непредсказуемость результата |
Результаты большинства игр нельзя предсказать заранее, поэтому их выполнение сопровождается неизменным интересом, любопытством |
3 |
Стимулирование мотивации |
Возрастает мотивация, степень эмоциональной включенности в события, происходящие в группе |
4 |
Некритичность отношения |
Игровые методы относительно некритичны к числу участников |
Таким образом, мы можем сказать, что использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, весьма продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия психологической защиты.
Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, вербальные и невербальные коммуникативные умения, обретаются способы оптимального взаимодействия с другими людьми.
Литература:
- Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с.
- Битянова Н. Р. Психология личностного роста — М., издательство «Международная педагогическая академия», 1995
- Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб.: Питер, 2002. — 304 с.
- Вачков И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
- Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2001. — 248 с.
- Девид Ли. Практика группового тренинга, практическое пособие — 3-е издание — изд-во «Питер», 2001 г. — 224 стр.
- Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ,1989. — 55 с.
- Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В. В. М., 1994, кн. 1,2,3,4,5,6, 7
- Кричевский Р. Л., Дубовская Е М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс,2001.–318 с.
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург, 1997.
- Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. — М.: Смысл, 2001.-572 с.
- Ли Д. Практика группового тренинга. — СПб.: Питер, 2001–224 с.
- Макшанов С. И. Психология тренинга. — СПб.: Речь, 1997.
- Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально- психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
Похожие статьи
Современная модель психолого-педагогического консультирования с использованием компьютерных телекоммуникаций
В статье изложен аналитический обзор основы работы в коррекционных группах. Представлен опыт в раках консультирования с использованием компьютерных телекоммуникаций. Результаты тестирования. Анализ результатов.
Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии
В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...
Экспресс-тренинг как необходимый инструмент психологической поддержки кадет при подготовке к ЕГЭ
В статье отмечена необходимость использования различных техник подготовки к ЕГЭ. Данные техники являются базовыми и оформлены в виде занятий экспресс-тренинга
Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению
В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов
Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...
Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования
В статье автором рассматривается возможность использования тренинга и занятий с его элементами для организации образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в современном вузе. На основе анализа психолого-педагогической литератур...
Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики
В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.
Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка
В данной статье приведён краткий обзор приема кластера, способы его применения с помощью онлайн-приложения MindMeister в преподавательской деятельности. Приведены планируемые результаты работы и практического применения данной формы в познавательной ...
Групповые технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на примере общественного смотра знаний
Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на нетрадиционных уроках математики с использованием технологии работы в группах.
Использование кейс-метода в профориентационной работе со школьниками
В статье автор пытается определить эффективность использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками.
Похожие статьи
Современная модель психолого-педагогического консультирования с использованием компьютерных телекоммуникаций
В статье изложен аналитический обзор основы работы в коррекционных группах. Представлен опыт в раках консультирования с использованием компьютерных телекоммуникаций. Результаты тестирования. Анализ результатов.
Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии
В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...
Экспресс-тренинг как необходимый инструмент психологической поддержки кадет при подготовке к ЕГЭ
В статье отмечена необходимость использования различных техник подготовки к ЕГЭ. Данные техники являются базовыми и оформлены в виде занятий экспресс-тренинга
Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению
В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов
Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...
Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования
В статье автором рассматривается возможность использования тренинга и занятий с его элементами для организации образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в современном вузе. На основе анализа психолого-педагогической литератур...
Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики
В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.
Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка
В данной статье приведён краткий обзор приема кластера, способы его применения с помощью онлайн-приложения MindMeister в преподавательской деятельности. Приведены планируемые результаты работы и практического применения данной формы в познавательной ...
Групповые технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на примере общественного смотра знаний
Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на нетрадиционных уроках математики с использованием технологии работы в группах.
Использование кейс-метода в профориентационной работе со школьниками
В статье автор пытается определить эффективность использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками.