Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бабкина, С. В. Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС / С. В. Бабкина, А. С. Ефремова, И. Г. Ерохина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5693/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методические мероприятия, проведенные в рамках деятельности площадки.

Ключевые слова: краевая инновационная площадка, дополнительное обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ, дистанционные образовательные технологии, СПО.

Повышение качества жизни лиц с инвалидностью на основе обеспечения доступности различных сред жизнедеятельности — одно из ведущих направлений современной государственной социальной политики.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 В. В. Путин одним из направлений развития обозначил опережающий темп роста производительности труда, прежде всего на основе новых технологий и цифровизации, формирование конкурентоспособных отраслей через организацию повсеместного доступа к высокоскоростному интернету. В национальном проекте в разделе «Образование» и «Производительность труда и поддержка занятости» отражается необходимость повышения конкурентоспособности специалистов, в том числе, с применением информационных технологий.

Дополнительное инклюзивное профессиональное образование предполагает такую организацию пространства, при которой любой человек, независимо от своего возраста, физических возможностей и ограничений, имеет беспрепятственный доступ ко всем объектам социальной, общественной и иной инфраструктуры и может легко передвигаться по любому выбранному маршруту.

Эффективное применение ресурсов дистанционного обучения позволяет реализовывать программы дополнительного образования для лиц с инвалидностью, в рамках организации дополнительной (востребованной) занятости и повышения социальной мобильности данной категории граждан.

В соответствии с распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края от 13 сентября 2019г. № 1274 «О присвоении образовательной организации статуса «Краевая инновационная площадка»» на базе КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса» создана Краевая инновационная площадка «Профессиональное образование без границ». Целью краевой инновационной площадки является расширение профессиональных компетенций инвалидов посредством реализации дополнительных программ обучения. Достижение этой цели будет способствовать расширению сферы профессиональной деятельности, улучшению качества жизни, снижению проблемы дефицита общения и оперативного получения информации у лиц с инвалидностью.

Осуществлению проекта способствует получение КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса» гранта на обеспечение реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта «Образование”. В рамках гранта осуществляется ремонт, закупка оборудования и программного обеспечения для учебных мастерских по компетенциям «Программные решения для бизнеса», «Сетевое и системное администрирование», «ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С: Предприятие 8»», «Разработка мобильных приложений», «Веб-дизайн и разработка». Предполагается разработка адаптированных основных профессиональных образовательных программ по профессиям и специальностям, направленным на подготовку кадров в области цифровой экономики.

Созданию необходимой материально-технической базы для достижения целей Краевой инновационной площадки также способствует получение Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО, действующего на базе КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса», субсидий из федерального бюджета на 2020–2022 годы, в рамках реализации мероприятий по созданию условий для получения среднего профессионального образования людьми с ОВЗ посредством разработки нормативно-методической базы и поддержки инициативных проектов ведомственной целевой программы «Содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

В 2019–2020 гг. в рамках субсидии были приобретены УЭМК СЭО 3.0 Издательства «Академия», адаптированные для осуществления обучения в дистанционной форме, по следующим компетенциям: «Ландшафтный дизайн”; «Сухое строительство и штукатурные работы”; «Графический дизайн”; «Выполнение столярных работ»; «Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания»; «Виртуальный практикум на английском языке: Food and Beverage Service (Hospitality and Catering) = Обслуживание на предприятиях общественного питания (гостиничный и ресторанный бизнес)»; «Малярные и декоративные работы»; «Выполнение облицовочных работ плитками и плитами»; «Информационные технологии в профессиональной деятельности»; «Основы анатомии и физиологии кожи и волос»; «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»; «Выполнение столярных работ»; «Санитария и гигиена на предприятиях торговли».

Полученные в рамках субсидии средства также направлены на закупку специального учебного оборудования, разработку и закупку образовательных программ, учебно-методических материалов, программного обеспечения для целей инклюзивного профессионального образования, повышение квалификации, проведение стажировок педагогических и управленческих кадров по теме инклюзивного профессионального образования.

В рамках деятельности краевой инновационной площадки в КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса» в течение 2019–2020 уч.г. была проведена значительная работа.

6 ноября 2019 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального обучения лиц с ментальными нарушениями» (далее — Конференция), соорганизатором которой стал КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса».

Конференция проводилась в рамках экспертно-консультационного сопровождения получения среднего профессионального образования и профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по поручению Министерства просвещения Российской Федерации. Оператором мероприятия выступает Федеральный методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО, созданный на базе ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН).

В конференции приняли участие представители Министерства просвещения Российской Федерации, региональных органов исполнительной власти в сфере образования, труда и социальной сферы; эксперты Федерального методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО; руководители и специалисты базовых профессиональных образовательных организаций по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования, руководители и специалисты ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО; руководители и представители организаций, осуществляющих подготовку кадров для системы инклюзивного образования; представители Всероссийского общества инвалидов, НКО, работодателей; родители и другие заинтересованные лица из 10 субъектов 4 федеральных округов Российской Федерации — ДФО, ЦФО, СЗФО, ПФО. Очное участие приняли 244 специалиста.

25 декабря 2019г. успешно прошел Межрегиональный форум «Программирование как новая востребованная специальность для незрячих людей», организованный Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению” и КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса».

Спикеры форума рассмотрели круг вопросов в рамках обучения ослепших людей специальности программирования. Представители колледжа И. Г. Ерохина и О. А. Дементьева сделали доклады о технических и методических аспектах дистанционного обучения инвалидов. Заведующая отделом автоматизации Санкт-Петербургской государственной специальной библиотеки для слепых и слабовидящих С. С. Батталова представила материалы апробации технологии обучения незрячих и слабовидящих основам программирования на адаптированной онлайн платформе. Е. Н. Писаренко из Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) рассказала о потребностях инвалидов по зрению в получении образовательных услуг по использованию современных компьютерных технологий.

В завершении форума была принята резолюция, где одним из решений которой принята инициатива Центра реабилитации инвалидов по зрению и Комсомольского-на-Амуре колледжа технологий и сервиса о создании экспериментальной площадки, посвященной вопросам изучения технических, методических и юридических аспектов дистанционного образования ослепших людей в сфере IT-технологий.

В настоящее время специалисты Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ СПО) совместно с представителями Всероссийского общества слепых г. Комсомольска-на-Амуре разрабатывают программу «Основы программирования на языке JAVA» для обучения лиц с нарушением зрения. В рамках совместной деятельности проведен анализ доступности учебного корпуса КГБ ПОУ ККТиС, приобретена программа для чтения с экрана компьютера JAWS 2020, а так же редактируются учебно-методические материалы. Обучение планируется проводит в очно-заочном режиме с использованием ЭОС и ДОТ.

В 2020 году в рамках деятельности Краевой инновационной площадки были реализованы две программы повышения квалификации для педагогов СПО. С 25 по 30 мая 2020г. РУМЦ СПО были проведены курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях среднего профессионального образования» (36 ч.). Обучение проводилось с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Слушателями курсов стали 30 педагогических работников системы среднего профессионального образования Хабаровского края. В рамках курсов слушатели совершенствовали профессиональные компетенций по вопросам организации работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе СПО: нормативно–правовые основы профессионального обучения, среднего профессионального образования; организация инклюзивного образовательного пространства в условиях СПО; психолого-педагогическая характеристика обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; адаптация образовательных программ и учебно-методическое обеспечение обучения инвалидов и лиц с ОВЗ; методы и технологии обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в системе профессионального образования и профессионального обучения; дистанционное обучение в инклюзивном профессиональном образовании и профессиональном обучении.

С 8 июня 2020 г. по 22 июня 2020 г. были проведены курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Разработка учебно-методических материалов для обеспечения инклюзивного профессионального образования» (72 ч.). Обучение по программе также проводилось с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Слушателями курсов стали 9 педагогических работников системы среднего профессионального образования Хабаровского края. На курсах детально рассматривалось создание специальных условий для обучающихся среднего профессионального образования — лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Слушатели получили полное представление об организации инклюзивного образования, получили теоретические и практические знания по разработке адаптированных образовательных программ, изучили технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, ознакомились со специальными методами обучения таких обучающихся, в том числе, при использовании электронного обучения дистанционных образовательных технологий.

Деятельность в рамках КИП также включает непосредственную работу с инвалидами, лицами с ОВЗ, их родителями и законными представителями. 11 января 2020 на базе Многофункционального молодежного центра «Город Юности» специалисты КГБ ПОУ ККТиС провели информационную встречу с родителями, воспитывающими детей инвалидов. На встрече участникам рассказали о возможностях и опыте профессионального обучения детей с инвалидностью и ОВЗ в колледже, а также о роли Центра в содействии их реабилитации, социальной адаптации, профессиональном становлении.

Для регламентации деятельности, направленной на достижение целей КИП, в КГБ ПОУ ККТиС разработан ряд локальных нормативных актов:

 «Правила приема на обучение по программам дополнительного, профессионального и дополнительного профессионального образования в КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса»»;

 «Положение об условиях обучения лиц с инвалидностью в КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса»»;

 «Положение о формах обучения по программам дополнительного, профессионального и дополнительного профессионального образования в краевом КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса»»;

 «Положение о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

 «Положение об организации профессионального обучения для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего и среднего общего образования, в КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса»».

В 2020–2021 уч.г. планируется продолжение работы Краевой инновационной площадки: апробация реализации для инвалидов в дистанционной форме двух программ ДО, осуществление учебно- и научно-методической работы по организации инклюзивного дополнительного образования, организация курсов повышения квалификации для педагогов СПО.

Ключевые слова

СПО, дистанционные образовательные технологии, краевая инновационная площадка, дополнительное обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ

Похожие статьи

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...

Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...

Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...

Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана работа по формированию ключевых компетенц...

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Интернет-платформа для дистанционного обучения и тестирования обучающихся ОВЗ при языковой подготовке к чемпионату Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены возможности использования интернет-платформ в подготовке студентов с ОВЗ к конкурсным испытаниям. Приводится авторский вариант интернет-платформы для дистанционного обучения и тестирования обучающихся с ОВЗ при языковой подготовк...

Инновационная деятельность в профессиональном образовании: цели, задачи, результат (региональный аспект)

В статье описан опыт организации, координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Разработаны критерии результативности деятельности КИП. Представлены инновационные услуги и...

Похожие статьи

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...

Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...

Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...

Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана работа по формированию ключевых компетенц...

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Интернет-платформа для дистанционного обучения и тестирования обучающихся ОВЗ при языковой подготовке к чемпионату Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены возможности использования интернет-платформ в подготовке студентов с ОВЗ к конкурсным испытаниям. Приводится авторский вариант интернет-платформы для дистанционного обучения и тестирования обучающихся с ОВЗ при языковой подготовк...

Инновационная деятельность в профессиональном образовании: цели, задачи, результат (региональный аспект)

В статье описан опыт организации, координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Разработаны критерии результативности деятельности КИП. Представлены инновационные услуги и...

Задать вопрос