Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Волик, О. В. Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки / О. В. Волик. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5696/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методические мероприятия, проведенные в рамках деятельности площадки.

Ключевые слова: краевая инновационная площадка, строительство и эксплуатация автомобильных дорог, СПО.

Реализуя распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края «О присвоении образовательным организациям статуса «Краевая инновационная площадка» по теме «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе Хабаровского автомеханического колледжа в 2019 году работала рабочая группа над этапами её реализации.

Миссия — лидерство на рынке подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, для предприятий дорожной отрасли Хабаровского края путем использования высококачественного образовательного контента, в соответствии с требованиями законодательства РФ, международных стандартов и с учётом запроса работодателей.

Одним из значимых нововведений ФГОС СПО нового поколения является демонстрационный экзамен. Методика его проведения, выступает одним из инструментов оценки качества обучающихся, именно это и послужило первым этапом работы на 2019 год.

Эффективность работы по реализации данного этапа построена на основе реализации стратегических направлений:

1.Нормативно-правое и учебно-методическое сопровождение. Создана рабочая группа по реализации направлений деятельности КИП, распределены основные функции и обязанности среди ответственных лиц.

В связи с реализацией актуализированных ФГОС СПО по специальностям 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов и 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно — транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), в 2019 году разработан учебно-методический комплекс с учётом новых реализуемых компетенций, основной акцент сделан на программу государственной итоговой аттестации, так как одной из основных её форм стал демонстрационный экзамен (ФГОС СПО «п. 2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена»).

2. Модернизация и обновление учебно-производственной базы.

По специальностям 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно — транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов автомобилей введены в действие 2 кантователя для обслуживания и ремонта двигателей и коробок передач большегрузных автомобилей и строительной дорожной техники и приобретена рохля для перемещения крупных узлов и агрегатов. По этим же специальностям и специальности 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного) обновлено программное обеспечения сканера для обслуживания автомобилей и дорожной техники и ведена в действие компрессорная установка для обеспечения питания рабочих мест сжатым воздухом.

3. Развитие кадрового потенциала. Организация непрерывного повышения квалификации педагогов, обновление преподавательского состава за счет привлечения молодых специалистов к преподавательской деятельности колледжа, привлечение работников производства по профилю реализуемых в колледже направлений и специальностей к преподаванию специальных дисциплин и увеличение доли мастеров производственного обучения.

В 2019 году количество преподавателей профессионального учебного цикла и мастеров производственного обучения, имеющих сертификат эксперта WSR по ключевым компетенциям (сертифицированные эксперты Ворлдскиллс Россия, эксперты с правом проведения чемпионатных мероприятий, эксперты ДЭ) составило 15 человек (Таблица 1).

Таблица 1 — Преподаватели профессионального учебного цикла и мастера производственного обучения

Наименование компетенции WSR

Кадровый состав

Электромонтаж

Один преподаватель и один мастер производственного обучения

Геодезия

Один преподаватель

Сварочные технологии

Один преподаватель и один мастер производственного обучения

Токарные работы на станках с ЧПУ

Один мастер производственного обучения

Инженерный дизайн САD

Старший методист научно-методического отдела

Ремонт и обслуживание легковых автомобилей

Четыре преподавателя и один мастер производственного обучения

Обслуживание тяжелой техники

Заместитель директора по учебно-производственной работе

Кузовной ремонт

Один преподаватель

Обслуживание грузовой техники

Один преподаватель

4. Развитие научного потенциала преподавательского состава колледжа: обучение педагогических работников в магистратуре, участие в грантах, диссеминация опыта на краевых мероприятиях, трансляция опыта педагогических работников на сайте колледжа, прохождение стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения на действующих предприятиях дорожной отрасли, аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности с привлечением руководящих работников предприятий, социальных партнёров.

5. Стратегическое партнерство с работодателями.

С 2018 года колледж стал площадкой проведения Второго отборочного этапа Малого Чемпионата WSR по компетенциям «Обслуживание грузовой техники», «Кузовной ремонт», также в этом году стал сертифицированным центром по проведению демонстрационного экзамена по компетенциям «Обслуживание грузовой техники», «Кузовной ремонт». В 2019 году создана диалоговая площадка по обмену опытом лучших практик обучения специалистов среднего звена на уровне Хабаровского края. Все мероприятия осуществляются при участии социальных партнёров, работодателей.

Актуализировано дуальное и сетевое обучение. C 2016 года в колледже осуществляется реализация программ подготовки специалистов среднего звена на основе практико-ориентированной (дуальной) модели обучения. С этой целью колледж ежегодно пополняет база работодателей и социальных партнёров, с которыми заключаются договора о дуальном обучении и сетевой форме реализации образовательных программ. Всего на момент 2019 года заключено 4 договора о реализации сетевой формы обучения по 3-м реализуемым специальностям и на основе договоров о сетевом взаимодействии обучается около 427 студентов.

Таблица 2 — Перечень основных образовательных программам, реализуемых в сетевой форме

Наименование ППКРС и ППССЗ, реализуемых в сетевой форме

в 2019 году

Наименование ПОО, на базе которой реализуется модуль

Дата и номер договора о сетевой форме реализации ОПОП

08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

КГБ ПОУ «Комсомольский-на Амуре строительный колледж»

01.02.2019

№ 08/19

23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

04.02.2019

№ 04/19

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем агрегатов автомобилей

КГБ ПОУ «Хорский агропромышленный техникум»

25.09.2019 б/н

КГБ ПОУ «Советско-Гаванский промышленно-технологический техникум»

17.04.2018

№ 3/2018/118–2018

Всего на момент 2019 года заключено 94 договора с предприятиями способными к реализации дуальной формы обучения по всем реализуемым специальностям колледжа.

6. Представление опыта КИП.

Созданы современные условия для контроля оценки качества обучающихся по реализуемым профессиям и специальностям, в том числе для проведения демонстрационного экзамена, методика которого служит одним из инструментов оценки качества образования выпускников.

В период с 15 по 17 апреля 2019 г. в учебно-производственных мастерских колледжа в рамках пилотной апробации состоялась промежуточная аттестация студентов третьего курса специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта по профессиональному модулю ПМ03 «Выполнение работ по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей»» в форме демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

Мероприятие проходило в две смены на четырех рабочих местах по Комплекту оценочной документации 1.2 на аккредитованной площадке Центра проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ) ХАМК (ранее ХАДТ).

Оценка осуществлялась привлеченными экспертами по компетенции из образовательных организаций г. Хабаровска: ХКОТСО, ХПЭТ и ХДСТ.

По договору сетевого взаимодействия на площадке ЦПДЭ период с 18 по 20 апреля 2019 г. также была проведена аттестация студентов КГБ ПОУ ХКОТСО. При этом экспертами оценки выступили преподаватели ХАМК

В период с 12 по 15 февраля 2019 г. в учебно-производственных мастерских ХАМК проводилась промежуточная аттестация студентов третьего курса колледжа специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в форме демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенциям «Обслуживание грузовой техники» и «Кузовной ремонт».

В целях обеспечения информационной открытости и прозрачности процедуры проведения демонстрационного экзамена по компетенции «Обслуживание грузовой техники» была организована прямая трансляция.

Создана система поддержки новаций среди коллектива и обучающихся колледжа, через раскрытие интеллектуального, творческого научного потенциала обучающихся и педагогических работников, расширение границ участия студентов и педагогов в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства, организация и проведение профильных недель с участием социальных партнёров, работающих в дорожной отрасли и отрасли транспорта, кружковая работа, в том числе с использованием МТБ социальных партнёров, и защита отчётов по итогам прохождения производственной практики с привлечением социальных партнёров (научно-практическая конференция), организация и проведение конференции «Студенческая весна» на базе колледжа, подготовка участников чемпионата «WSR» в Хабаровском крае, участие в независимой оценки квалификации выпускников (60 человек), разработка проектной части ВКР обучающимися.

Участие педагогического коллектива в краевых мероприятиях по обмену опыта: 1) тематический педагогический совет с участием представителей Хабаровского краевого института развития системы профессионального образования на тему: «Современные практики профориентации»; 2) краевое мероприятие «Разработка и реализация образовательных программ в среднем профессиональном образовании», где преподаватели обменялись опытом о реализации демонстрационного экзамена студентов колледжа.

В рамках работы над заявленной темой КИП разработаны следующие методические продукты:

— Методические рекомендации «Демонстрационный экзамен, как результат освоения профессиональных компетенций обучающихся», разработчики: Волик Ольга Владимировна, начальник научно-методического отдела КГБ ПОУ ХАМК, Центнер А. В., преподаватель КГБ ПОУ ХАМК, эксперт демонстрационного экзамена.

— Статья на тему: Практика реализации демонстрационного экзамена на территории Хабаровского края по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» за 2017–2019 гг. разработчики Центнер А. В., преподаватель КГБ ПОУ ХАМК, эксперт демонстрационного экзамена, Павлишин С. Г. кандидат технических наук ТОГУ.

Таким образом, для использования инструмента оценки качества обучающихся, а на данный момент времени актуальным инструментом выступает методика проведения демонстрационного экзамена, были подготовлены: нормативно-правовая, учебно-методическая, материально-техническая базы, педагогический коллектив, налажена связь с социальными партнёрами и потенциальными работодателями. Вся проделанная работа по реализации КИП в 2019 году имеет принцип системности (системный подход к организации, управлению, реализации поставленных целей и задач) выражается в реализации стратегической цели колледжа и развитию ключевых индикаторов.

Ключевые слова

СПО, краевая инновационная площадка, строительство и эксплуатация автомобильных дорог

Похожие статьи

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...

Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана работа по формированию ключевых компетенц...

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...

Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...

Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...

Инновационная деятельность в профессиональном образовании: цели, задачи, результат (региональный аспект)

В статье описан опыт организации, координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Разработаны критерии результативности деятельности КИП. Представлены инновационные услуги и...

Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...

Похожие статьи

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...

Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана работа по формированию ключевых компетенц...

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...

Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...

Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...

Инновационная деятельность в профессиональном образовании: цели, задачи, результат (региональный аспект)

В статье описан опыт организации, координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Разработаны критерии результативности деятельности КИП. Представлены инновационные услуги и...

Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...

Задать вопрос