Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс
Авторы: Рудник Ирина Андреевна, Танчук Татьяна Георгиевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 19.11.2020
Статья просмотрена: 146 раз
Библиографическое описание:
Рудник, И. А. Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс / И. А. Рудник, Т. Г. Танчук. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5703/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение бинарного урока в профессиональном образовании с учетом внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс, проведенного в рамках деятельности площадки.
Ключевые слова: краевая инновационная площадка, интегрированное бинарное занятие, дифференцированный подход к обучению, компетенции, интерактивные методы обучения, СПО.
Обучающийся среднего профессионального образования должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамических условиях, воспринимать и анализировать производственные процессы, адаптироваться к ним, работать в команде.
Реализация компетентностного подхода предполагает повышение мотивации студента, его заинтересованности процессом обучения, развитие самостоятельности, навыков решения профессиональных задач и проблем в нестандартных ситуациях. Компетентностный подход реализуется в том числе и по средствам интерактивного обучения, суть которого состоит в совместной деятельности обучающихся по освоению учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности [1, C.59].
Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению. Бинарный урок является одной из разновидностей интерактивного обучения. Он дает широкие возможности для интеграции дисциплин. Бинарный урок — это одна из форм реализации межпредметных связей, его реализация предполагает наличие игровых элементов. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы и дают возможность применять полученные знания на практике [1, C.21].
Посредством проведения бинарных учебных занятий у обучающихся появляется возможность качественного закрепления изученного материала, формирование устойчивого интереса к дисциплинам. Данный тип урока воспитывает у студентов умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных его вариантах. Целью бинарного урока является создание условий практического применения знаний, умений, навыков, компетенций у обучающихся.
Важным этапом подготовки бинарного учебного занятия является совместное педагогами планирование. Такие учебные занятия требуют большой подготовки, проводить их невозможно часто.
На бинарных учебных занятиях можно соединить даже несовместимые дисциплины, что делает обучение целостным, системным. Такие занятия могут быть успешными при условии слаженной творческой работы двух преподавателей.
В колледже учебные дисциплины «Теория устройства судна» и «Английский языку являются частью программы подготовки специалистов среднего звена. Изучая эти дисциплины, студенты приобретают необходимые знания и навыки, общие и профессиональные компетенции. Сочетание традиционных и инновационных образовательных технологий в учебном процессе обеспечивает системный подход в обучении и повышает качество подготовки специалистов.
В работе мы хотим представить интегрированное бинарное занятие по учебным дисциплинам «Теория устройства судна» и «Английский язык», которое было проведено для студентов второго курса, обучающихся по специальности «Судовождение».
Методическая цель занятия: демонстрация способов использования информационных технологий при обучении студентов специальным дисциплинам.
На этом занятии используются разнообразные методы и приемы обучения. Остановимся на них более подробно: метод словесной передачи информации и слухового восприятия (беседа); метод передачи информации с помощью практической деятельности (письменные упражнения); методы стимулирования и мотивации (создание ситуации взаимопомощи).
Содержание учебного занятия условно можно разделить на несколько этапов.
1) Организационный момент. Вводное слово
Английский язык является международным языком, а также в профессиональной терминологии судостроения применяется голландская и английская терминология. Судно представляет собой сложное инженерное сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров или для обслуживания других транспортных средств и обеспечения необходимых условий плавания и работы на водных путях.
С целью выяснения знаний студентов по теории устройства судна, преподаватели проводят опрос, определяют степень готовности студентов к работе над данной темой.
2) Фронтальный опрос по теме «Конструкция корпуса металлических судов» может быть представлен следующими вопросами, ответы на которые студент должен дать на русском и английском языках: а) дайте определение, что такое судно; б) что является основным элементом судна; в) какой материал применяется для изготовления корпуса судна; г) назовите нагрузки, действующие на корпус судна.
3) Индивидуальный опрос — позволяет контролировать выполнение домашнего задания студентов по теме.
4) Практическую часть рекомендуется проводить в форме теста. Преподаватели оказывают консультативную помощь и контролируют правильность направления выполняемой работы. После выполнения задания студенты сами проверяют правильность ответов (по заданному алгоритму).
5) Проверка и анализ результатов практической работы.
6) Физкультминутка, которая проводится для снятия утомления и перенапряжения. На занятии преподавателями была проведена интерактивная физкультминутка: исходное положение сидя; вопросы студентам задаются на русском и английском языке; если студент согласен с данным утверждением — хлопает в ладоши, если нет, — топает ногами.
Утверждения, предложенные студентам, звучали следующим образом: рыба умеет моргать, самая древняя рыба планеты-карасик, самая мохнатая рука в море у японского мохнатого краба, морскую воду можно пить, рында-это колокол. Физкультминутка прошла очень весело и оживленно.
7) Просмотр видеофильма, фронтальный опрос на русском и английском языках по теме «Главные размерения судна». После просмотра видеофильма обязательным условием является его обсуждение. Студентам были заданы вопросы: какие главные размерения были названы в видеофильме, какие термины не относятся к главным размерениям?
8) Индивидуальный опрос по теме «Главные размерения судна». По схеме студенты показывают главные размерения судна, комментирует на русском и английском языках. Преподаватели оценивают и фиксируют результаты проверки задания студентами.
9) Рефлексия проводилась по следующим направлениям: учебная: «я научился чему-то новому для себя», «я смог добиться результата»; эмоциональная: «что для вас было полезного на уроке?».
Преподаватель предлагает студентам в конце занятия смайлик с изображением степени эмоционального восприятия результатов освоения ими темы.
10) Выдача домашнего задания: студентам необходимо подготовить презентацию по теме «Устройство судна» на русском и английском языках.
Опыт показывает, что за счет активного использования в учебном процессе интерактивных методов обучения, информационно-коммуникационных и практико-ориентированных технологий, возможно достижение высоких образовательных результатов, направленных на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Литература:
- Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182–188.
Ключевые слова
компетенции, СПО, интерактивные методы обучения, краевая инновационная площадка, интегрированное бинарное занятие, дифференцированный подход к обучениюПохожие статьи
Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...
Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»
Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...
Социальное проектирование – деятельностный подход к экологическому образованию
В данной статье рассматриваются вопросы научно-методического сотрудничества вуза и школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт общего образования. Проанализированы результаты работы в сфере организации проектно...
Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку
В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...
Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся
Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО: результаты организационно-подготовительного этапа
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО» на базе КГБ ПОУ КЛПТ (г. Комсомольск-на-Амур...
Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....
Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности
В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,
Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков
Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...
Похожие статьи
Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...
Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»
Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...
Социальное проектирование – деятельностный подход к экологическому образованию
В данной статье рассматриваются вопросы научно-методического сотрудничества вуза и школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт общего образования. Проанализированы результаты работы в сфере организации проектно...
Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку
В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...
Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся
Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО: результаты организационно-подготовительного этапа
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО» на базе КГБ ПОУ КЛПТ (г. Комсомольск-на-Амур...
Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....
Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности
В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,
Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков
Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...