Интернет-технологии и дистанционный подход к обучению в системе дополнительного образования детей
Автор: Сумишевская Юлия Владимировна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 19.11.2020
Статья просмотрена: 132 раза
Библиографическое описание:
Сумишевская, Ю. В. Интернет-технологии и дистанционный подход к обучению в системе дополнительного образования детей / Ю. В. Сумишевская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 48-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5739/ (дата обращения: 18.12.2024).
Учитель и ученик растут вместе
Конфуций.
Ноябрьское традиционное заседание секции «ИКТ и медиаресурсов» состоялось в дистанционном формате. Случился небольшой парадокс: педагогам пришлось «дистанционно поговорить о дистанционном»! Но таковы реалии нашей жизни. Несмотря на пик пандемии и режим самоизоляции мы всё равно продолжаем обучать детей и самим приходиться изучать новое. Не зря сказал Конфуций, чьи слова послужили эпиграфом к статье: «Учитель и ученик растут вместе». Тем не менее, в работе секции приняли участие более четверти педагогов, что тоже радует. Основная тема: «Профессиональное мышление педагога и современный подход к образованию в условиях реализации национальных проектов». Надо отметить, что современный подход плавно перешёл в дистанционный, а профессиональное мышление естественным образом преобразовалось в применение новых технологий в деле образования и обучения детей.
Наиболее интересными оказались выступления опытных преподавателей, можно даже сказать флагманов норильской системы образования. В арсенале учителей информатики всегда есть необычные методы и средства, предложения и лайфхаки. Например, педагог дополнительного образования школы № 28 Николай Орестович Кузнецов рассказал участникам секции, как использовать Moodle во внеурочной деятельности. Педагогический эффект применения системы Moodle, заключается в расширении возможностей информационно-образовательной среды (ИОС) школы. Согласно ФГОС общего образования, ИОС включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, оборудование, коммуникационные каналы, систему педагогических технологий, организационно- экономические и финансовые механизмы, кадровое обеспечение [2, с. 27]. ИОС должна обеспечить вариативность образования. Е. О. Иванова и И. М. Осмоловская указывают на возможность каждого обучающегося самостоятельно «построить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая тех результатов, которые предписаны государственными стандартами общего образования» [6, с. 4]. Проблема построения индивидуальной образовательной траектории решается средствами системы Moodle. Возможности этой виртуальной среды в процессе формирования и развития универсальных учебных действий (УУД) довольно широки. Это касается всех четырех групп УУД — личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Потенциал системы Moodle обусловлен её модульной структурой. Каждый модуль состоит из четырех частей: 1. Ориентационная часть (цель и задачи модуля (урока, блока), вводный опрос и др.). 2. Информационная часть (глоссарий, текстовые страницы, презентации, веб- страницы и др.). 3. Диагностическая часть (тестовые задания, традиционные задания (вопросы), эссе и др.). 4. Рефлексивная часть (форум, чат, анкета и др.).
Основным преимуществом СДО Moodle является возможность её свободного использования. При этом функциональность системы не уступает коммерческим аналогам. Еще одним важным её преимуществом является то, что она распространяется в открытом исходном коде, что позволяет адаптировать её под специфику задач, которые должны быть решены с её помощью. Встроенные средства разработки дистанционных курсов позволяют снизить затраты времени на подготовку учебного контента. Также можно отметить лёгкость инсталляции и обновления при переходе на новые версии. Об остальных преимуществах шла речь выше при обсуждении вопросов возможностей и потенциала системы. При использовании системы Moodle в дистанционном режиме контакт с преподавателем — опосредованный. Уровень психолого-педагогической поддержки несколько снижен. Акцент сделан на самостоятельном освоении учебных блоков. Отсутствует непосредственная обратная связь на промежуточных этапах усвоения, есть риск того, что учащийся выполнял работу не сам. Кроме того, в системе не предусмотрены группы уровня сайта, что затрудняет учёт учащихся разных классов, специальностей и др. Группы, создаваемые в Moodle, существуют не для управления правами доступа к курсам, а для разделения групп участников в одном курсе. Ни один член группы не может отследить активность других групп. Группы создаются внутри курса и не могут быть перенесены в другие. Трудности проведения диагностики в системе Moodle связаны с временными затратами педагога по разработке и/или подбору необходимых тестовых заданий. Для их самостоятельного составления он должен иметь как минимум начальное представление о тестологии [7], в частности, знание о том, что тестовые задания с выбором одного верного ответа из имеющихся, составляются на основе дистракторного анализа. Предлагаемые варианты ответов должны быть правдоподобными (дистракторами), а один из них верным. Подбор адекватных дистракторов является важной составляющей в разработке надежного теста.
Однако указанные недостатки и трудности компенсируются возможностью решать важнейшие дидактические задачи по формированию и развитию УУД, что является целью современного школьного образования. Виртуальная обучающая среда Moodle обеспечивает педагога современными инструментами конструирования пространства учебно-педагогического взаимодействия
При выборе обучения с использованием «Moodle» необходимо учитывать, как специфику классно-урочной формы работы, так и особенности дистанционного обучения, которое предусматривает возможность обучения учащихся с разным уровнем знаний. Работая на уроках, важно учитывать уровень обученности каждого учащегося.
Перед созданием курса в СДО Moodle, педагог чётко должен знать, каким должен быть конечный результат. Затем важно чётко распределить материал, т. е. решить, что будет изучаться в классе очно, и что необходимо отнести на дистанционное обучение. В дистанционной форме нельзя всё сводить только к самостоятельной индивидуальной работе. Здесь также необходимо предусматривать общение в рамках совместной познавательной деятельности, возможность задавать вопросы как педагогу, так и участникам (чаще одноклассникам) группы — в СДО «Moodle» это можно осуществить через форум, который задается к конкретному разделу изучения или теме изучения. Можно назначить консультанта по вопросам ученика 10–11 класса в группе для учеников 8–9 классов, так как ученики 10–11 классов данную тему усвоили и способны консультировать школьников младшего возраста. При общении с консультантом-школьником у учащихся складываются дружественные отношения между собой, что положительно влияет на психологическую обстановку в школе в целом.
Информационная система управления обучением Moodle позволяет сделать эффективным и комфортным процесс самостоятельной работы учеников. При подготовке и проведении занятий в системе Moodle педагог использует набор элементов курса, в который входят: глоссарий, ресурс, задание, форум, wiki, урок, тест и др.
Активный интерес у учащихся, при пользовании системой, вызывают тесты, интерактивные задания, задания, позволяющие направить преподавателю несколько файлов ответов и оперативно получить оценку или комментарии. Форумы, организуемые преподавателями в ходе обучения, являются высокоэффективной поддержкой семинарских занятий.
Варьируя сочетания различных элементов курса, педагог организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.
Что нового при обучении с использованием дистанционного курса в СДО «Moodle»? Ученик, сопровождаемый педагогом, попадает в поле множества возможностей для реализации собственного потенциала, несёт ответственность за своё образование, повышается внутренняя мотивация за личные успехи, приобретает навыки самообучения и самоорганизации. Каждый будет выслушан, он видит свои результаты труда в онлайн, не удастся «отсидеться». «Смешанное» обучение позволяет ученику возможность выбирать время и место обучения. Темп, с одной стороны, регулируется педагогом за счёт классных занятий, с другой стороны, дома учащиеся осваивают материал с удобной для них скоростью. Опыт показывает, что дети старших классов большинство заданий выполняют в выходные дни. Если нужно, школьник возвращается к изучаемому материалу, осознанно пытаясь его освоить, либо может обратиться за консультацией к однокласснику. Каждый учащийся получает также возможность продемонстрировать понимание темы разными способами: творческие проекты, форумы, тесты, реально индивидуальные задания, учитывающие возможности ученика.
Благодаря дистанционной части процесса обучения педагог получает возможность эффективнее использовать время урока, подготовить индивидуальные задания, так как есть время для анализа общей картины. Ученики на урок приходят уже с готовыми вопросами, так как знают следующую тему урока и они, имели возможность познакомиться с материалом к уроку. Будут ли ребята с педагогом разбирать задания повышенной сложности, выполнять творческие работы, решать обучающие тесты, защищать проекты, вести дискуссии — решать преподавателю. В любом случае есть возможность сосредоточиться на практических навыках и наиболее важных моментах. «Смешанное» обучение позволяет также частично снять трудности организации занятий с теми, кто вынужден пропускать школу по состоянию здоровья или по другим причинам, а также с теми, кто готовится к олимпиадам по предмету.
Опыт использования СДО «Moodle» во внеурочной деятельности показывает, что более полно реализовываются принципы индивидуализации обучения; самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля учебной деятельности, так как при изучении материала ученик имеет возможность выбрать: темп изучения материала; вид обучения, в соответствии с особенностями мышления; источник информации с учетом модальности; форму учебной деятельности (индивидуальную, групповую, фронтальную).
Продолжила тему дистанционного обучения в системе дополнительного образования, педагог дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Норильска. Наталья Александровна Литвинова. Участникам секции она рассказала о том, что из себя на сегодня представляет дистанционное обучение (ДО) — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами. Цель дистанционного обучения — предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика. Главная особенность дистанционного обучения — возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и общению через мессенджеры, в социальных сетях. Важный аспект дистанционного обучения — сохранение коммуникации между участниками учебного процесса. Для обеспечения данной задачи используются современные телекоммуникационные технологии. Если используется методика синхронного дистанционного обучения, то преподаватель и его ученики общаются онлайн. Если же применяется методика асинхронного дистанционного обучения, то общение между учеником и преподавателем уже происходит офлайн, то есть посредством отправки заданий через специальные платформы, мессенджеры и социальные сети. В работе её творческого объединения используются одновременно обе методики — это вебинар, под которым понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев), а также применением асинхронного метода взаимодействия. Также педагог использует видеолекции — тип учебного мероприятия, предназначенного для передачи обучающимся тематического содержания с целью формирования знаний либо представлений и использующая для этой цели видеоматериал. Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.
После каждого эфира или лекции, учащимся необходимо было выполнить небольшие домашние задания.
В творческом объединении Н. А. Литвиновой для эффективного внедрения формы дистанционного обучения, будет выполнены следующие действия, например, создание учебной комнаты на платформе Google Class. (Google Класс — бесплатный веб-сервис, разработанный для учебных заведений, который призван упростить создание, распространение и оценку заданий безбумажным способом. Основная цель — упростить процесс обмена файлами между учителями и учениками. Google Класс сочетает в себе Google Диск для создания и распространения заданий, набор сервисов Google для создания документов, презентаций и электронных таблиц. Мобильные приложения, доступные для устройств iOS и Android, позволяют пользователям делать фотографии и прикреплять их к заданиям, обмениваться файлами из других приложений и получать доступ к информации в автономном режиме. Учителя могут следить за успеваемостью каждого учащегося, а после оценки учителя могут возвращать работу вместе с комментариями.) Для каждой группы был создан отдельный класс, где происходил основной обмен файлами. Сюда загружались вебинары, видеолекции, необходимое программное обеспечение, домашние работы. Сервис удобный тем, что весь материал хранится в облачном хранилище GoogleДиск. Первые 15 ГБ — бесплатно. Если необходимо больше пространства, придётся оформить подписку. Очень важный момент, несмотря на доступность интернет-технологий, многие из них являются платными или условно бесплатными.
Для проведения вебинаров и видеолекций, педагог пользовалась программой Zoom. Zoom — сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников. Плюсов у данного сервиса множество:
+ Большое количество участников. Вебинар через zoom предполагает активное взаимодействие с большим количеством человек, до 100 пользователей
+ Мультиплатформа. На конференцию по пригласительной ссылке легко попасть через свой браузер с любого устройства, даже со смартфона.
+ Высокое качество видео и звука. Важный показатель оценки zoom как платформы для вебинаров!
+ Никаких задержек и отставаний. Многофункциональность не влияет на работу программы. Помехи со связью обычно связаны с плохим интернет-соединением пользователей, а не с проблемами площадки.
+ Демонстрация экрана. Для наглядности мероприятия в бесплатной версии предлагается несколько вариантов работы с экраном. Чтобы участники видели материалы ведущего, ему нужно обладать правами администратора.
+ Визуализация. Во время выступления можно сделать видимым движение курсора по экрану. А еще дополнять презентацию текстом, схемами, рисовальными элементами. Нарисованные фрагменты легко удалять, перемещать и сохранять.
+ Встроенный чат. Прекрасная возможность вести беседу с участниками, не прерывая докладчика. Организатор и участники могут писать сообщения для всех, а также переписываться между собой. Файлы можно отправлять в чат, и все участники сразу могут скачать его себе. Если чат-переписка содержит важные данные, ее можно сохранить отдельным файлом.
+ Обратная связь. Встроенная функция «поднять руку» даст знать, что в ходе выступления у кого-то возникли вопросы или предложения. С помощью стикеров «реакции» можно показать личное отношение к сказанному или увиденному. А еще ведущий поймет, что его действительно слушают.
+ Запись конференции. Легко записывать и сохранять ход мероприятия, ставить на паузу и продолжать запись с определенного момента.
+ Управление докладчиками. Администратор имеет возможность отключать микрофоны у всех участвующих в конференции и оставлять звук только у выступающих.
+ Приглашения. Чтобы позвать на мероприятие, достаточно скопировать прямую ссылку созданной конференции и отправить адресатам любым способом: сообщением, через почту или социальные сети.
К минусам программы можно отнести лишь тот факт, что придется доплачивать за некоторые функции.
— Длительность. Тариф “Базовый” предполагает безлимитное общение только с одним человеком. Для максимального количества пользователей (до 100 человек) время ограничено. Через 40 минут сеанс видеосвязи закончится и придется заново создавать конференцию, а также приглашать в нее участников. Тариф “Профессиональный” снимает такие ограничения по длительности, а еще включает облако для хранения записанных конференций.
— Количество спикеров. Изначально организатором может быть только один человек. Чтобы назначить больше модераторов, нужно приобрести такую функцию.
Чтобы занятия были максимально эффективными, необходимо подходящее оборудование для дистанционного обучения. Для педагогов это целый набор различного оборудования. В идеале — это стационарный компьютер, веб-камера, микрофон и отличное интернет-соединение, минус в мобильности. Ноутбук в этом случае прекрасный вариант, вы не привязаны к конкретному месту, будь это квартира или ваш рабочий класс. Для учеников ноутбук — это лучший вариант. Встроенная камера и микрофон, включаются без настройки. Смартфон и планшет тоже можно использовать, правда, только, для прослушивания вебинара или видеоконференции. К сожалению, они не смогут, работать в программах на таких устройствах. Так же в своей работе она применяет использование социальной сети Instagram. У её творческого объединения есть своя страница, где они делятся своими достижениями, фото весёлых будней. И уже неотъемлемая часть жизни коллектива — это общение с помощью групп в мессенджере WhatsApp. Все важные объявления, необходимая информация, приглашения на вебинар и многое другое, размещается в группах. Дистанционное обучение развивается колоссальными темпами, этому способствует и развитие сети Интернет, и рост ее информационных и коммуникационных возможностей. Однако, дистанционные технологии, внедряемые в образовательный процесс, требуют более тщательной дидактической проработки, отработки методик усвоения знаний, анализа приоритетов влияющих факторов, и эффективность работы обучающего и обучающихся в дистанционной среде будет напрямую зависеть от научности и методической целесообразности разработанных приемов, форм, методов и технологий обучения. Система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе. В этом учебном году педагог планирует внедрить дистанционное образование в целях поддержки основного обучения. О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:
− возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми прибывающие в отпуске;
− проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;
− возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т. д.);
− возможность организации работы в актированные дни.
В заключение педагоги вспомнили старую поговорку: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Действительно, удаленные формы работы и режим самоизоляции позволил учителям изучить новые формы и технологии обучения детей и успешно применять их на практике. Ну а как дальше будет развиваться цифровой, а вместе с ним и педагогический мир — время покажет!
Литература:
- Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: Учеб. пособие. — Харьков: ХНАГХ, 2009.
- Арьяева Л. В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога: Монография. — СПб.: ИПК СПО, 2012.
- Арьяева Л. В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога: Монография. — СПб.: ИПК СПО, 2012.
- Дистанционное обучение: Учебное пособие/ Под ред. Е. С. Полат.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.-192с.
- Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой и др. — СПб.: БХВ Петербург, 2010.
- Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. — М.: Просвещение, 2011. — (Серия: Работаем по новым стандартам).
- Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. — М: Интеллект-Центр, 2002.
- Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.
- Хуторской А. В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. — М., 2000.
- Интернет ресурс: http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/integratsiya-ochnogo-i-distantsionnogo-obucheniya-kak-odin-iz-putey.
- Интернет ресурс: http://www.edu.of.ru/attach/17/18157.doc.
- Photo Editor On-line https://editor.0lik.ru/photoeditor-online-new.html
- Quizizz Сервис для создания тестов и викторин https://quizizz.com
- Рекомендации по политике в области мобильного обучения https://iite.unesco.org/files/news/639198/ISBN_978–92–3-400004–8.pdf
- Полат Е. С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е. С. Полат // Открытая школа. — 2009. — № 1.
- Шукшина Е. Е. Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г.