Тематическая папка-лэпбук «Правила дорожного движения» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 23.11.2020

Статья просмотрена: 414 раз

Библиографическое описание:

Маркова, А. Е. Тематическая папка-лэпбук «Правила дорожного движения» / А. Е. Маркова, Т. А. Киреева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5748/ (дата обращения: 20.12.2024).



Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему. Знакомство детей с дорожной азбукой, формирование у них навыков правильного поведения на дороге необходимо начинать с самого раннего возраста, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Дидактическое пособие-лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей раннего возраста. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, социально — коммуникативных технологий, игровых технологий. В лэпбуке « Правила дорожного движения » представлен игровой развивающий материал для использования в совместной и самостоятельной деятельности с детьми раннего возраста для индивидуальных занятий, занятий в парах и небольшой подгруппой.

Проиллюстрируем это на рис. 1

Лепбук «Правила дорожного движения»

Рис. 1. Лепбук «Правила дорожного движения»

Цели: — формирование у детей раннего возраста элементарных представлений о безопасном поведении на дорогах через игровую деятельность;

– ознакомление детей с сигналами светофора (учить выполнять требования сигналов: красный, желтый — стоять, зеленый — идти) и пешеходным переходом;

– ознакомление с понятиями «улица», «проезжая часть», «тротуар», «водитель», «светофор»;

– формирование у детей представлений о правилах поведения на проезжей части;

– развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.

Задачи: Образовательные:

– познакомить детей раннего возраста с элементарными правилами дорожного движения;

– сформировать первоначальные представления о правилах поведения на улице, дороге, в транспорте;

– активизировать работу по профилактике нарушений правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей воспитанников; — обогатить развивающую предметно — пространственную среду группы для организации игровой деятельности атрибутами, макетом «Дорога» по ознакомлению и закреплению правил дорожного движения.

Развивающие:

– развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

– стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

– способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей, развивать связную речь.

Воспитательные:

– воспитывать навыки личной безопасности и будущих пешеходов;

– воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.

Возраст: 2,5–3года

В лэпбуке собраны материалы о правилах дорожного движения для развивающих занятий с детьми раннего возраста.

В него входит 11 развивающих заданий:

  1. Кармашек «Транспорт (знакомство со спецтранспортом)».

Цель : учить детейразличать спецмашины, выяснить какую пользу они приносят людям.

  1. Кармашек «Транспорт (легковой)»

Знакомство с легковым транспортом. Данный раздел находиться на левом развороте папки, подобраны картинки с изображением легкового транспорта. Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость, находить отличия от грузового транспорта.

  1. Кармашек «Дорожные знаки»

Данный раздел находиться на левом развороте папки внизу и представляет кармашек, в котором лежат карточки с изображением дорожных знаков. Цели :

– Закрепить названия и назначение дорожных знаков.

– Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.

– Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.

  1. Кармашек «Транспорт (грузовой)». Знакомство с грузовым транспортом. Данный раздел находиться на левом развороте папки, подобраны картинки с изображением грузового транспорта. Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость, находить отличия от легкового транспорта.
  2. Кармашек «Пешеходы». Данный раздел находиться на центральном развороте папки вверху, подобраны картинки с изображением пешеходов. Цель: уточнить представления о пешеходах и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость, уточнять, кто является участниками дорожного движения. Материал : картинки с изображением животных, детей, взрослых.
  3. Кармашек «Правила (можно)». «Правила дорожного движения для малышей в картинках». Подобраны карточки с дорожной ситуацией, как нужно вести себя на дороге. Задачи: закрепление и систематизация знаний детей о правилах дорожного движения, их назначении. Формирование представления о значении правил дорожного движения. Развитие зрительного восприятия, внимания . Материалы: 20 карточек зеленого цвета с правильными ситуациями дорожного движения на дороге.
  4. Кармашек «Правила (нельзя)». «Правила дорожного движения для малышей в картинках». Подобраны карточки с дорожной ситуацией, как нельзя вести себя на дороге. Материалы: 20 карточек красного цвета с неправильными ситуациями дорожного движения на дороге.
  5. Кармашек «Стихи». Данный раздел представляет кармашек, где лежат карточки со стихами, которые в весёлой форме объясняют детям правила дорожного движения. Цель: изучение правил дорожного движения в занимательной форме, развитие памяти. Материалы: карточки со стихами.
  6. Кармашек «Собери знак (пешеходный переход)». Дидактическая игра «Разрезные картинки «Собери дорожный знак». Задачи: закрепление и систематизация знаний детей о знаках дорожного движения, их назначении. Закрепление умения узнавать и называть дорожные знаки по внешнему виду. Формирование представления о значении дорожных знаков и организации дорожного движения, классификации дорожных знаков; осознанные навыки поведения на улицах города. Развитие умственных способностей, зрительного восприятия, внимания, речи, мелкой моторики рук. Материалы: разрезные картинки из 4-х частей.
  7. Кармашек «Собери картинку» (пазлы). Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат части разрезной картинки. Цель: развитие сообразительности, зрительного внимания, расширение словаря, развитие грамматической правильной связной речи. Задание: правильно собрать разрезную картинку и рассмотреть ее.
  8. Кармашек «Загадки». Задачи: закрепление и систематизация знаний детей о знаках дорожного движения, их назначении. Закрепление умения узнавать и называть дорожные знаки по внешнему виду. Формирование представления о значении дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения, классификации дорожных знаков. Тренировка памяти, речи. Материалы: карточки с загадками, с изображением знаков дорожного движения.
  9. «Светофор». Расположен на правом развороте в верху папки. Цель : закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие. Дидактическая игра «Светофор». Задачи: знакомить детей в игровой форме с правилами дорожного движения. Формировать представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие.

Рекомендации по использованию. Дидактическое пособие — лепбук «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной и игровой деятельности.Благодаря этой форме работы дети многое узнают о ПДД, знают и с удовольствием слушают стихи о дорожных знаках, рассуждают над смыслом дорожных ситуаций по ПДД, отгадывают загадки о ПДД, знают правила дорожного движения. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.

Почему мы выбрали форму — лэпбук? Лэпбук — новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Он помогает ребенку по своему желанию получить информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью играет, рассматривает сделанную своими руками книжку. Лэпбук хорошо подходит для занятий в подгруппах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним — кармашки с карточками или фигурками по данной теме, а другим детям — задания, подразумевающие развитию логического мышления). Создание лэпбука — это просто интересно!

Литература:

1. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» — М.:Просвещение,2015.

  1. Пикулева Н. «Дорожная азбука». — М: Стрекоза-Пресс,2005

3. Хабибуллина Е. Я. «Дорожная азбука в детском саду».- С.-П.: Детство-пресс, 2011

Задать вопрос