Применение современных методов активного обучения в практике преподавания дисциплин экономического цикла. Лекция «Теоретические основы и концепции маркетинга»
Автор: Мошечков Денис Алексеевич
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 25.11.2020
Статья просмотрена: 152 раза
Библиографическое описание:
Мошечков, Д. А. Применение современных методов активного обучения в практике преподавания дисциплин экономического цикла. Лекция «Теоретические основы и концепции маркетинга» / Д. А. Мошечков. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 66-74. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5760/ (дата обращения: 16.11.2024).
Согласно утверждённому приказом Минобрнауки России от 12 августа 2020 года № 954, зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) от 25 августа 2020 года № 59425 и уже вступившему в силу 1 января 2021 года ФГОС ВО с учётом профессиональных стандартов (3++) по направлению подготовки бакалавриата 38.03.01 Экономика (приём на обучение в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, уровень бакалавриата, утверждённым приказом Минобрнауки России от 12 ноября 2015 года под регистрационным № 1327 и зарегистрированным Минюстом России от 30 ноября 2015 года под регистрационным № 39906, был прекращён 31 декабря 2020 года, что напрямую свидетельствует об утрате им своей юридической силы), к сферам и областям профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять свою профессиональную деятельность, относятся: «...08 Финансы и экономика (в сферах:.. производства продукции и услуг, включая анализ спроса на продукцию и услуги, и оценку их текущего и перспективного предложения, продвижение продукции и услуг на рынок...)» [2]. Указанная выше профессиональная деятельность выпускников, освоивших программу бакалавриата, позволяет автору данной научно-исследовательской работы взять за основу разработки лекционного занятия с применением активных методов обучения дисциплине «Маркетинг», что, собственно, и было сделано далее автором этой работы.
План-конспект лекционного занятияна тему «Теоретические основы и концепции маркетинга» (табл.).
Название учебной дисциплины: «Маркетинг».
Форма занятия: лекционное занятие.
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «НГПУ»).
Институт: Институт менеджмента и социальных коммуникаций.
Курс и группы: 2-й курс, группы — 32-УО, 33-ГМУ, 35-Э и 34-УП.
Наименования направлений и профилей подготовки ВО: 38.03.02 Менеджмент («Управление организацией» и «Государственное и муниципальное управление»), 38.03.01 Экономика («Экономика организации») и 38.03.03 Управление персоналом («Управление персоналом организации»).
Форма обучения: ОФО.
Цели занятия:
- Учебная, или дидактическая, — сформировать знания обучающихся:
– УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности.
– ОПК-3. Способен анализировать и содержательно объяснять природу экономических процессов на микро- и макроуровне.
– ОПК-4. Способен предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности.
- Развивающая — продолжить формировать у обучающихся умения воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, выделять главное, а также вести конспект занятия:
– УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.
- Воспитательная — продолжить формировать межличностные отношения:
– УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
План-конспект лекционного занятия по дисциплине «Маркетинг» на тему «Теоретические основы и концепции маркетинга»
1-й этап занятия |
|
Организация начала учебного лекционного занятия на тему «Теоретические основы и концепции маркетинга», а также перекличка обучающихся всех 4 профилей подготовки специалистов (т. е. учебные группы) |
|
Деятельность преподавателя |
В обязательном порядке отметить отсутствующих на занятии обучающихся в журнале каждой группы. Проверить готовность обучающихся к лекционному занятию. Запустить компьютер, проектор и включить мультимедийную презентацию. Обозначить тему данного лекционного занятия и цели, которые оно преследует |
Деятельность обучающихся |
Занимают свои положенные места. Староста каждого профиля подготовки непременно предоставляет преподавателю журнал своей учебной группы. Подготавливают тетради и все необходимые им в ходе лекционного занятия письменные принадлежности. Фиксируют дату и тему занятия |
Применяемый метод и/или вид обучения |
«Презентация» |
Протекающие ментальные процессы обучающихся |
Обучающиеся активно стараются запомнить не только выдаваемый преподавателем материал, но и обращают своё пристальное внимание на само выступление преподавателя — т. е. его стиль подачи информации, применяемая им техника публичного выступления и убеждения обучающихся в правильности чего-либо, его умение отвечать на вопросы целевой аудитории, ЦА (т. е. обучающиеся), способность выходить из-за затруднительных положений во время своего собственного выступления, стиль речи, а также соблюдение им всех необходимых требований к выступлению — наглядное представление материала (раздаточный материал и т. п.; в данном случае — это мультимедийная презентация Microsoft PowerPoint), его содержательность и, что наиболее важно, строгое соблюдение временного регламента (продолжительность учебного занятия ни при каких обстоятельствах не должна превышать установленных значений, во избежание формирования негативного отношения к преподавателю и учебной дисциплине в целом), так как именно в соблюдении преподавателем данного регламента проведения учебного занятия очень ярко выражено его отношение (уважение либо неуважение/пренебрежение) к личному времени обучающихся и, как следствие, прослеживается отношение самих обучающихся как к преподавателю, так и как таковому протекающему учебному процессу (т. е. отношение обучающихся к преподавателю и его дисциплине в целом формируется через отношение преподавателя к самим обучающимся, что уже крайне давно не является каким-либо секретом, а общепризнанным фактом) |
Время, в мин. |
5 |
2-й этап занятия |
|
Краткий фронтальный опрос обучающихся по темам предыдущих лекционных и семинарских занятий, а также подготовка как преподавателя, так и самих обучающихся к проведению учебного лекционного занятия |
|
Деятельность преподавателя |
Актуализация опорных знаний и умений обучающихся. Их мотивация к учебно-познавательной деятельности. |
Два ключевых вопроса для проверки качества и, как итог, эффективности усвоения всего объёма образовательного материала предыдущего учебного семинарского занятия: 1. Дайте, пожалуйста, определение понятия «маркетинг». 2. Постарайтесь, пожалуйста, дать развёрнутое обоснование необходимости изучения маркетинга на примере компании, у которой возникли большие проблемы со сбытом своей продукции (товар и/или услуга) |
|
Деятельность обучающихся |
Активно отвечают на все заданные вопросы преподавателя, при необходимости уточняя некоторую информацию, нужную им для корректного ответа на данные вопросы. Вспоминают на чём остановились на предыдущем занятии, при этом связывая учебный материал предшествующей темы с темой этого лекционного занятия |
Применяемый метод и/или вид обучения |
«Презентация» и «Анализ конкретных ситуаций», а именно применение в учебном процессе такого вида ситуаций (различают 4 вида ситуаций: «Ситуация-проблема», «СП»; «Ситуация-оценка», «СО»; «Ситуация-иллюстрация», «СИ»; «Ситуация-упражнение», «СУ»), как «СП» |
Протекающие ментальные процессы обучающихся |
Помимо уже перечисленных и рассмотренных выше протекающих ментальных процессов обучающихся в ходе применения преподавателем такой формы работы с обучающимися, как «Презентация», «СП» позволяет преподавателю наложить на образовательную деятельность определённое сочетание факторов из реальной жизни (т. е. внешняя, по отношению к образовательному процессу, среда), которые предоставляют возможность превратить обучающихся в действующих лиц, активно пытающихся найти, при помощи уже имеющихся у них на данный момент знаний и, возможно, при его наличии, опыта в какой-либо профессиональной деятельности, правильное, наилучшее (т. е. оптимальное) решение какой-либо проблемы или же, наоборот, просто-напросто прийти к выводу о его невозможности, при этом, что важно, сами они должны думать так, как если бы они в действительности попали в какую-либо, подобную этой, разбираемой на данном учебном занятии, ситуацию в реальной жизни (т. е., говоря проще, происходит моделирование преподавателем для обучающихся какой-либо реальной жизненной ситуации), являясь не пассивными наблюдателями со стороны, а именно активными участниками данного события и/или процесса (исполнение обучающимися ролей каких-либо ключевых фигур, находящихся в самом эпицентре каких-либо жизненных событий и/или процессов, происходящих в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, в которой, так или иначе, мы все с Вами сегодня живём) |
Время, в мин. |
5 |
3-й этап занятия |
|
Вводная часть учебного лекционного занятия |
|
Деятельность преподавателя |
Кратко объяснить обучающимся необходимость изучения такой науки, как маркетинг. |
В сегодняшнем сложном мире мы все должны разбираться в маркетинге. Пропагандируя какую-либо идею, продавая какое-либо автотранспортное средство или же просто-напросто подыскивая какую-либо работу — мы абсолютно все занимаемся маркетингом. Так что же всё это означает для нас, для простых потребителей товаров и услуг?! А то, что нам просто нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нём действует, как он функционирует и каковы его истинные запросы. Нам необходимо разбираться в маркетинге как в роли потребителей, так и роли граждан. Кто-то постоянно пытается нам что-то продать, и мы должны уметь распознавать применяемые им методы сбыта по отношению к нам, рядовым потребителям. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка нового автомобиля, персонального компьютера (ПК) или же просто зубной пасты |
|
Деятельность обучающихся |
Внимательно слушают и, при должном им уровне необходимости, конспектируют излагаемый преподавателем учебный материал |
Применяемый метод и/или вид обучения |
«Презентация» |
Протекающие ментальные процессы обучающихся |
Информационное содержание данной ячейки таблицы абсолютно аналогично содержанию такой же ячейки строки «Протекающие ментальные процессы обучающихся» 1-го этапа этого занятия |
Время, в мин. |
5 |
4-й этап занятия |
|
Основная часть учебного лекционного занятия: 1. Сущность, цель и задачи маркетинга |
|
Деятельность преподавателя |
Выделить 4 ключевых вопроса изучаемой темы занятия. Изложение всего объёма лекционного материала по данному вопросу темы. Производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится — основной лозунг маркетингового подхода в управлении. Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Питер Друкер, говорит так: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами». Задачи маркетинга (до появления задач на слайде мультимедийной презентации, обучающимся предлагается попытаться перечислить их самостоятельно, исходя из уже пройденного материала, на примере любой выбранной ими компании): анализ рынка (т. е. маркетинговое исследование), планирование маркетинга (т. е. разработка стратегии), разработка продукта и/или услуги в соответствии с потребностями рынка (т. е. потребитель), эффективное продвижение товара и/или услуги |
Деятельность обучающихся |
Внимательно слушают преподавателя, активно пытаются ответить на его заданный вопрос и тщательно конспектируют излагаемый им (т. е. преподаватель) учебный материал по данному вопросу лекции, а также предварительно успевают переписывать с интерактивной доски ключевые тезисы этого вопроса темы |
Применяемый метод и/или вид обучения |
«Презентация» и «Имитационное упражнение» |
Протекающие ментальные процессы обучающихся |
Помимо уже перечисленных и рассмотренных выше протекающих ментальных процессов обучающихся в ходе применения преподавателем такой формы работы с обучающимися, как «Презентация», «Имитационное упражнение» позволяет в достаточно короткий промежуток времени занятия проверить насколько эффективно обучающимися был усвоен определённый объём учебного материала (обучающиеся активно вспоминают материал предыдущих учебных занятий, а также, с применением такого типа памяти, как зрительная, или, по-другому, визуальная, восстанавливают в своей памяти конспекты занятий, которые они, по личному наставлению самого преподавателя, предварительно читали в домашних условиях или же непосредственно прямо перед самим началом данного учебного лекционного занятия) уже прошедших занятий (те или иные законоположения, правила, инструкции, методы и т. д.) — например: заполнение форм бухгалтерской и статистической отчётности, работа с обращениями граждан в органах государственного управления и др. |
Время, в мин. |
15 |
5-й этап занятия |
|
2. Функции и виды маркетинга |
|
Деятельность преподавателя |
Изложение всего объёма лекционного материала по данному вопросу темы. Принципы маркетинга (отождествление с функциями): глубокие и всесторонние научно-практические исследования рынка и экономической конъюнктуры, или состояния экономики, а также каких-либо производственно-сбытовых возможностей компании; гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального потребительского спроса на продукцию компании, адаптивность и мобильность всей управленческой деятельности в компании; сегментирование рынка в целях оптимизации затрат компании; инновационная составляющая компании (т. е. постоянное совершенствование, модификация и обновление компанией своих товаров, услуг, технологий и т. п.); осуществление планирования (на основе конъюнктурных прогнозов) и контроллинга в компании. Виды маркетинга: маркетинг потребительских товаров и услуг (т. е. потоварный маркетинг; маркетинг ноу-хау — научно-технических разработок), промышленный маркетинг (т. е. маркетинг товаров производственно-технического назначения), внутренний и внешний (т. е. экспортный) маркетинг, международный маркетинг (т. е. мультинациональный — транснациональные компании, ТНК), маркетинг прямых инвестиций, некоммерческий маркетинг и др. |
Деятельность обучающихся |
Внимательно слушают преподавателя и тщательно конспектируют излагаемый им (т. е. преподаватель) учебный материал по данному вопросу лекции, а также предварительно успевают переписывать с интерактивной доски ключевые тезисы этого вопроса темы |
Применяемый метод и/или вид обучения |
«Презентация» и «Анализ конкретных ситуаций», а именно применение в учебном процессе такого вида ситуаций, как «СИ» |
Протекающие ментальные процессы обучающихся |
Помимо уже перечисленных и рассмотренных выше протекающих ментальных процессов обучающихся в ходе применения преподавателем такой формы работы с обучающимися, как «Презентация», «СИ», наоборот, в отличии от «СП», позволяет преподавателю наложить теперь уже образовательную деятельность (т. е. определённый объём теоретического материала по какой-либо теме) на реальную жизнь (т. е. внешняя, по отношению к учебному процессу, среда), тем самым пояснив обучающимся какую-либо достаточно сложную ситуацию на каком-либо жизненном примере (т. е. «СИ» в наименьшей степени стимулирует самостоятельность обучающихся в своих рассуждениях), относящуюся к теме данного учебного занятия, в то время как у самих обучающихся появляется замечательная возможность активизировать свой мыслительный процесс, направив его не только на осмысление выдаваемого здесь и сейчас преподавателем учебного лекционного материала, но и, что главное, на попытку самим мысленно подобрать или же просто-напросто сформировать (т. е. придумать) и соотнести только уже свои примеры с представленным преподавателем материалом по данному вопросу лекции в целях понять и, как следствие, основательно закрепить данный вопрос темы, а также, в случае возникших у них трудностей, правильно сформулировать и задать преподавателю все свои вопросы |
Время, в мин. |
15 |
6-й этап занятия |
|
3. Эволюция и концепции маркетинга |
|
Деятельность преподавателя |
Изложение всего объёма лекционного материала по данному вопросу темы. Эволюция маркетинга в США и других развитых странах: эра производства (до 1920-х гг.) — хороший продукт сам себя продаёт. Эра продаж (до 1950-х гг.) — реклама и продажи смогут преодолеть сопротивление потребителей и убедить их купить какой-либо товар. Эра маркетинга (с 1950-х гг.) — здесь правит потребитель! Сумейте отыскать какую-либо потребность потребителя и попробуйте удовлетворить её. Эра взаимоотношений (с 1990-х гг.) — дорога к успеху лежит через долгосрочные взаимоотношения (например, это может быть как производство и/или предоставление компанией каких-либо товаров и/или услуг соответственно высокого качества, осуществление квалитативного постгарантийного обслуживания, так и особое или даже уникальное отношение к своим клиентам, т. е. потребителям какой-либо продукции компании, и т. д. и т. п.) с потребителями и другими партнёрами по предпринимательской деятельности. Свою маркетинговую деятельность коммерческие организации ведут на основе следующих далее существующих 5 основополагающих подходов + подходов, которые сформировались относительно недавно: концепция совершенствования производства (начало XX в.), концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий (главный принцип подхода — «Пусть говорят продавцы»), концепция маркетинга (главный принцип подхода — «Пусть товары говорят сами за себя») и концепция социально-этичного маркетинга (главный принцип подхода — «Не навреди») + концепция экологического маркетинга, концепция маркетинга партнёрских отношений и т. д. |
Деятельность обучающихся |
Внимательно слушают преподавателя и тщательно конспектируют излагаемый им (т. е. преподаватель) учебный материал по данному вопросу лекции, а также предварительно успевают переписывать с интерактивной доски ключевые тезисы этого вопроса темы |
Применяемый метод и/или вид обучения |
«Презентация» и «Анализ конкретных ситуаций», а именно применение в учебном процессе такого вида ситуаций, как «СИ» |
Протекающие ментальные процессы обучающихся |
Информационное содержание данной ячейки таблицы абсолютно аналогично содержанию такой же ячейки строки «Протекающие ментальные процессы обучающихся» 5-го этапа этого занятия |
Время, в мин. |
20 |
7-й этап занятия |
|
Демонстрация изученных выше подходов маркетинга на многочисленных примерах, приведённых в мультимедийной презентации преподавателя и озвученных самими обучающимися |
|
Деятельность преподавателя |
Совместное тщательное обсуждение с обучающимися всех представленных на слайдах презентации примеров. Убедительная просьба к обучающимся: постараться привести свои примеры на каждую концепцию маркетинга в целях закрепить понимание ими абсолютно каждого подхода |
Деятельность обучающихся |
Внимательно изучают представленные преподавателем примеры. Стараются понять по каким критериям данные примеры были отнесены к соответствующим им концепциям маркетинга. Активно стараются привести свои примеры из реальной жизни, причём аргументируя причины (желательно подтверждая их реальными и достаточно весомыми жизненными фактами, положениями и т. п.), по которым каждый названный пример был отнесён ими к соответствующему маркетинговому подходу |
Применяемый метод и/или вид обучения |
«Презентация», «Анализ конкретных ситуаций», а именно применение в учебном процессе такого вида ситуаций, как «СИ», и «Тематическая дискуссия» — применение таких дискуссионных методов обучения (чаще всего выделяют 3 ключевых дискуссионных метода: «Групповая дискуссия», «Разбор казусов из практики» и «Анализ ситуации морального выбора»), как «Групповая дискуссия» и «Разбор казусов из практики» |
Протекающие ментальные процессы обучающихся |
Помимо уже перечисленных и рассмотренных выше протекающих ментальных процессов обучающихся в ходе применения преподавателем такой формы работы с обучающимися, как «Презентация» и такого метода, как «Анализ конкретных ситуаций», «Групповая дискуссия» (данный приём, благодаря использованию крайне эффективной системы логически обоснованных доводов, позволяет воздействовать на мнения и позиции обучающихся в процессе их непосредственного, а также активного общения — сопоставление диаметрально противоположных мнений обучающихся открывает как для преподавателя, так и для самих обучающихся целый спектр возможностей, а именно: увидеть какую-либо разбираемую на занятии проблему с различных сторон; преподаватель может ненавязчиво лишь уточнить у обучающихся или сразу же обозначить им их взаимные позиции, тем самым уменьшив их сопротивление восприятию и усвоению абсолютно новой для них информации в целом; нивелировать скрытые конфликты обучающихся, поскольку в процессе открытых высказываний у обучающихся появляется прекрасная возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиций участников настоящей дискуссии; выработать групповое решение или поляризацию) и «Разбор казусов из практики» (предполагает анализ необычных ситуаций, преимущественно недоразумений, с точки зрения существующих экономических и нормативно-правовых положений, что позволяет обучающимся не только детально разобраться в особенностях сложившейся какой-либо ситуации, но и разработать ряд каких-либо рекомендаций по достойному, т. е. правильному, оптимальному, выходу из неё, применяя свои, уже имеющиеся на данный момент, знания и, возможно, при его наличии, практический, т. е. профессиональный, опыт в каком-либо направлении деятельности) оказывают значительное благоприятное влияние непосредственно на сам процесс усвоения обучающимися материала данного учебного лекционного занятия |
Время, в мин. |
10 |
8-й этап занятия |
|
4. Необходимость и условия применения маркетинга в деятельности компаний Российской Федерации |
|
Деятельность преподавателя |
Изложение всего объёма лекционного материала по данному вопросу темы. Шанс осознать реальные возможности маркетинга, как одной из самых успешных стратегий развития, появился у компаний Российской Федерации только в условиях кризиса |
Деятельность обучающихся |
Внимательно слушают преподавателя и тщательно конспектируют излагаемый им (т. е. преподаватель) учебный материал по данному вопросу лекции, а также предварительно успевают переписывать с интерактивной доски ключевые тезисы этого вопроса темы |
Применяемый метод и/или вид обучения |
«Презентация» и «Анализ конкретных ситуаций», а именно применение в учебном процессе такого вида ситуаций, как «СП» |
Протекающие ментальные процессы обучающихся |
Информационное содержание данной ячейки таблицы абсолютно аналогично содержанию такой же ячейки строки «Протекающие ментальные процессы обучающихся» 2-го этапа этого занятия |
Время, в мин. |
10 |
9-й этап занятия |
|
Подведение итогов учебного лекционного занятия |
|
Деятельность преподавателя |
Обобщение результатов изученной обучающимися темы. Выставление оценок самым активным обучающимся в журнал каждой учебной группы |
Деятельность обучающихся |
Задают преподавателю абсолютно все свои накопленные вопросы, если, конечно, таковые у них имеются, сформированные и подготовленные по ходу данного лекционного занятия |
Применяемый метод и/или вид обучения |
– |
Протекающие ментальные процессы обучающихся |
Обучающиеся соотносят полученные ими оценки с приложенными ими усилиями как вне учебного учреждения (т. е. дом, работа и т. д.), так и в ходе протекающего образовательного процесса и, в случае несогласия с поставленной преподавателем в конце данного учебного занятия оценкой, либо формулируют и задают свои какие-либо уточняющие вопросы преподавателю, в большинстве своих случаев подобные вопросы направлены на выяснение списка оценочных средств, или критериев, и контрольно-измерительных материалов (КИМ) преподавателя (т. е. те критерии и измерительные материалы, по которым преподавателем была произведена оценка их работы на этом занятии), с той целью, чтобы учесть все возможные замечания преподавателя для более качественной подготовки к следующим каким-либо занятиям (не обязательно только по данной дисциплине, в особенности если рекомендации преподавателя носят междисциплинарный и/или общий характер в целом) и, следовательно, повышения личной эффективности обучающегося в усвоении учебного материала (т. е. здесь имеется в виду обучение как таковое в общем и целом) или же непосредственно для дальнейшего оспаривания полученных обучающимися оценок, либо сразу же просят преподавателя о необходимости пересмотреть (т. е. открытое выражение обучающимися своего несогласия с данной сложившейся ситуацией на занятии) им результаты их труда (в данном случае — это устные ответы), если, по их мнению, очевидно, что выставленные преподавателем оценки не объективны (т. е. носят сугубо субъективный характер) |
Время, в мин. |
3 |
10-й этап занятия |
|
Сообщение домашнего задания обучающимся к следующему учебному семинарскому занятию |
|
Деятельность преподавателя |
Подробное объяснение обучающимся домашнего задания (в учебнике под названием «Основы маркетинга», автором которого является Филип Котлер, необходимо полностью выучить абсолютно весь объём образовательного материала главы 1, а также качественно подготовить свои устные ответы на вопросы для обсуждения, расположенные в конце данной главы), которое им в обязательном порядке необходимо выполнить к следующему семинарскому занятию для получения высоких результатов за предстоящий им устный фронтальный опрос, оказывающий своё влияние как на результат промежуточной аттестации обучающихся в целом, так и на возможность получения ими автомата, или, по-другому, автоматического экзамена, зачёта, зачёта с оценкой или же контрольной работы (форма проведения промежуточной аттестации по данному модулю определяется учебным планом ОПОП), по данной дисциплине — т. е. получение по результатам семестра в экзаменационно-зачётную ведомость и, как следствие, зачётную книжку обучающегося какой-либо формы контроля (т. е. промежуточная аттестация) без её сдачи преподавателю |
Деятельность обучающихся |
Крайне внимательно слушают преподавателя, записывают и, в случае необходимости, сразу же задают преподавателю свои какие-либо уточняющие вопросы (они обязательно должны быть основаны на заблаговременно осуществлённом, т. е. уже запущенном, обучающимися виртуальном, в данном случае — мысленном, механизме прогнозной, или прогностической, модели, т. е. оценки, возникновения возможных у них сложных ситуаций в процессе самого выполнения данной работы в домашних условиях, на работе и т. п. — т. е. выданного им домашнего задания) касательно полученного ими задания на этом учебном лекционном занятии |
Применяемый метод и/или вид обучения |
«Презентация» |
Протекающие ментальные процессы обучающихся |
Информационное содержание данной ячейки таблицы абсолютно аналогично содержанию такой же ячейки строки «Протекающие ментальные процессы обучающихся» 1-го этапа этого занятия |
Время, в мин. |
2 |
Таким образом, каждый из перечисленных, рассмотренных и применённых методов и видов активного обучения на данном учебном лекционном занятии по учебной дисциплине «Маркетинг» на тему «Теоретические основы и концепции маркетинга», проведённого в рамках прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая, часть 2), отличается определёнными признаками, имеет своё назначение и рациональную область применения, что находит своё ярко выраженное подтверждение в повышении активности протекающих ментальных процессов у обучающихся в ходе учебного занятия (данный факт продемонстрирован в строке «Протекающие ментальные процессы обучающихся» каждого из 10 этапов занятия, представленные в табл. 2.2). Многие активные методы обучения в современных условиях, особенно в период пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), признанной на повторном совещании, созванном 30 января 2020 года Генеральным директором Всемирной организации здравоохранения, ВОЗ (г. Женева, Швейцария), доктором Тедросом Адханомом Гебрейесусом, Комитета по Международным медико-санитарным правилам (ММСП) ВОЗ чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение (ЧСЗМЗ), и выпущенных ВОЗ рекомендаций, посвящённых принципам корректировки мер по защите здоровья населения и социальных мер, в частности, введённых впоследствии, крупномасштабных ограничений на передвижение людей, известных как «режим самоизоляции», успешно применяются на основе внедрения в них информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) — они соответствующими средствами, в совокупности с квалификацией ППС и сотрудников образовательного учреждения (они как раз таки и являются активными пользователями и осуществляют поддержку указанной далее среды), обеспечивают функционирование электронной информационно-образовательной среды абсолютно в каждом учебном заведении, которая, в свою очередь, включает в себя: применение системы электронного обучения и ДОТ — подтверждая тем самым актуальность и необходимость активного развития данной информационно-образовательной среды в целом. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов активного обучения в соответствии с теми целями, которые ставит перед собой преподаватель при подготовке к абсолютно каждому учебному занятию.
Литература:
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. N 954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика». — Текст (визуальный): электронный // ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ»: [официальный сайт]. — 2020. — 26 авг. — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/74547939/paragraph/1:0 (дата обращения: 04.11.2020).
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. N 954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика». — Текст (визуальный): электронный // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [официальный сайт]. — 2020. — 26 авг. — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS %20VO %203++/Bak/380301_B_3_31082020.pdf (дата обращения: 04.11.2020).
- Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2010. — 59 с. — ISBN 978–5–9978–0051–2
- Котлер, Ф. Основы маркетинга = Marketing essentials / P. Kotler: краткий курс: пер. с англ. / Ф. Котлер. — Новое изд. — Москва [и др.]: Вильямс, 2008. — 656 с. — Предм. указ.: с. 643–646. — ISBN 978–5–8459–0376–1 (рус.). — ISBN 0–13–557232–0 (англ.)
- Архипова, Е. А. E-learning: модный тренд или образование будущего? / Е. А. Архипова. — Текст (визуальный): электронный // ООО «КС Плюс»: [сайт]. — 2020. — 25 мая. — URL: https://e-learn.sike.ru/e-learning-modnyj-trend-ili-obrazovanie-budushchego (дата обращения: 12.11.2020).
- Генеральный директор. — Текст (визуальный): электронный // ВОЗ. — Раздел сайта «Информация о ВОЗ», подраздел «Генеральный директор»: [официальный сайт]. — URL: https://www.who.int/ru/dg (дата обращения: 12.11.2020).
- Хронология действий ВОЗ по борьбе с COVID-19. — Текст (визуальный): электронный // ВОЗ: [официальный сайт]. — 2019. — 31 дек. — URL: https://www.who.int/ru/news/item/29–06–2020-covidtimeline (дата обращения: 12.11.2020).
Похожие статьи
Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания технических дисциплин
В статье рассмотрены вопросы формирования междисциплинарных связей при планировании учебного процесса с целью совершенствования методики преподавания, предложен вариант определения междисциплинарных связей для дисциплин математического, естественнона...
Похожие статьи
Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания технических дисциплин
В статье рассмотрены вопросы формирования междисциплинарных связей при планировании учебного процесса с целью совершенствования методики преподавания, предложен вариант определения междисциплинарных связей для дисциплин математического, естественнона...