Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические средства обучения

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 01.12.2020

Статья просмотрена: 479 раз

Библиографическое описание:

Исаева, П. А. Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками / П. А. Исаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5801/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (бренд Skyeng).

Автором был выявлен ряд положительных и отрицательных аспектов использования данных платформ и сделан вывод о недостаточной эффективности их применения в качестве основного учебно-методического ресурса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, автоматизированная образовательная платформа, обучение английскому языку, электронное обучение.

The article is devoted to the questions of the efficiency of automated platforms in teaching the English language in the conditions of switching all educational institutions to a distant learning format. The article is prepared on the materials of LLC Language Innovations (Skyeng brand).

The author revealed positive and negative aspects of the platforms usage and doubted the efficiency when used as the main learning resource.

Keywords: distant learning, automated educational platform, English language teaching, electronic learning.

В современных условиях перехода большинства учебных заведений на дистанционное образование все большую популярность приобретает использование автоматизированных образовательных платформ, в том числе и в обучении иностранным языкам.

Под автоматизированной образовательной платформой понимается программное приложение (веб-сайт), используемое для автоматизации отслеживания и управления учебным процессом, с имеющимися разработанными обучающими курсами и программами. [2]

Наиболее популярной автоматизированной платформой для обучения английскому языку во всем мире является Off2Class. Она содержит готовые пошаговые планы уроков для различных уровней знания языка от нулевого до продвинутого, а также несколько специализированных курсов, таких как подготовка к международным экзаменам и бизнес-английский. Всего ресурс насчитывает более 950 готовых уроков. [8]

Материалами платформы может воспользоваться каждый преподаватель при условии оплаты доступа к ней. Кроме проведения уроков с использованием готовых материалов, преподаватель может назначить домашнее задание студенту, отправить тест для проверки усвоенного материала и отслеживания прогресса или добавить собственные материалы в урок (возможности варьируются в зависимости от вида доступа).

В России за последние годы приобрела популярность еще одна автоматизированная платформа для обучения английскому языку — Vimbox. Она разработана и функционирует по тому же принципу, что и Off2Class, и содержит готовые планы уроков и упражнения, составленные под каждый уровень владения языком. В платформу интегрированы видеозвонки. [5]

Большим различием Vimbox и Off2Class является то, что использовать первую платформу может только преподаватель и ученик, работающий и обучающийся в онлайн-школе, разработавшей данную платформу, в то время как для использования Off2Class преподавателю достаточно приобрести доступ к ресурсу, что откроет возможность его применения с каждым учеником. В этом заключается безусловное преимущество Off2Class перед Vimbox.

Данная статья подготовлена на опыте использования российской автоматизированной образовательной платформы Vimbox, принадлежащей компании ООО «Языковые Инновации», работающей на рынке под брендом Skyeng.

Опыт использования платформы автором составляет более полутора лет. Преимущественно материалы применялись в индивидуальной работе со взрослыми учениками (старше 18 лет).

В данной статье будут раскрыты как положительные стороны, так и недостатки использования платформы в обучении студентов английскому языку, выявленные в ходе работы с ресурсом Vimbox.

К наиболее значительным преимуществам работы на автоматизированной платформе, безусловно, относится удобство использования и экономия временных затрат преподавателя. Платформа содержит в себе предварительно составленные планы уроков с соответствующими материалами, которые объединяются в тематические последовательные курсы. Таким образом, преподаватель освобождается от части нагрузки при подготовке к уроку, так как пропадает необходимость подбирать и структурировать курс самостоятельно. Более того, все задания, за исключением письменных и устных работ, проверяются ресурсом автоматически, что также значительно экономит время преподавателя. [1]

Еще одним безусловным плюсом является интерактивность занятия. Выполняя задания, ученик может перемещать различные элементы, соединять новые слова с изображениями, соотносить высказывания с говорящими. Данные факторы положительно влияют на создание визуальных ассоциаций с изучаемым материалом и создают элемент игры в процессе обучения.

Бренд Skyeng, которому принадлежит платформа Vimbox, является достаточно известным на территории России благодаря вложениям компании в маркетинговые мероприятия. По этой причине студент, занимающийся на данной платформе, может ощущать себя частью большого сообщества единомышленников, что также является положительной чертой применения платформы.

Однако работа на автоматизированной образовательной платформе имеет и ряд значительных недостатков, которые обязательно должен учитывать каждый преподаватель и студент при выборе формы обучения.

Прежде всего, предоставленные ресурсом планы уроков не учитывают индивидуальные нужды учеников, которые способен определить только преподаватель. Профессионал остается «скованным» рамками платформы, а возможности разнообразить учебный процесс сводятся к минимуму и опять же ограничены возможностями ресурса.

Следующим отрицательным моментом является невозможность ученика вернуться к пройденным материалам урока самостоятельно. Этот факт создает дополнительные сложности во время выполнения домашнего задания, когда студенту необходимо повторить новый материал или вернуться к выполненным во время урока упражнениям. Те же сложности возникают в случае, когда студенту необходимо подготовиться к проверочному тесту, а просмотреть ранее пройденные темы возможности нет. Иными словами, ученик лишен доступа непосредственно к учебнику курса.

Как уже упоминалось ранее, выполненные на платформе задания проверяются системой автоматически. Этот факт призван экономить время преподавателя, однако и он имеет существенный недостаток. Правильность или неправильность ответа студента моментально помечается зеленым (ответ верен) или красным (ответ неверен) цветом. Данный эффект называется instant gratification, то есть, мгновенное удовлетворение. Психологами доказано, что мгновенное удовлетворение в долгосрочной перспективе ведет к снижению мотивации ученика, ухудшению работы критического мышления (ученик хочет моментально получить ответ без применения умственных усилий), а как следствие, падению успеваемости. [7]

Кроме того, запись ответов учеником на платформе осуществляется вводом через клавиатуру. При данной форме обучения полностью отсутствует запись информации от руки. Недавнее исследование в области нейропсихологии доказало, что письмо от руки создает оптимальные мозговые волны, которые важны для запоминания и кодирования информации. Это означает, что в момент написания обучение происходит эффективнее. [6] Аналогичная закономерность была выявлена автором статьи при сравнении успеваемости учеников, чьи занятия проходили полностью с применением автоматизированной платформы, и в чьих занятиях платформа выступала лишь дополнительным ресурсом, а также присутствовало написание от руки. Результаты второй группы в среднем значительно превосходили группу, которая использовала исключительно клавиатурный ввод.

В связи с тем, что ресурс перегружен пользователями и количеством материалов, а также в результате постоянных обновлений на платформе, нередко происходят технические неполадки во время проведения уроков. Это создает дополнительный стресс для преподавателя и студента, мешает сосредоточиться на материале, а иногда и вовсе заставляет завершить урок раньше времени из-за невозможности подключиться к платформе.

Взвесив все вышеперечисленные положительные и отрицательные стороны автоматизированных платформ для обучения английскому языку, можно прийти к следующему выводу. Использование автоматизированной платформы в качестве единственного учебно-методического инструмента является недостаточным, так как содержит в себе несколько значительных недостатков, негативно влияющих на прогресс ученика, снижающих его мотивацию и критическое мышление. Наибольшей эффективности занятий удается достичь при использовании автоматизированных платформ в качестве дополнительного, а не основного материала для отработки пройденных тем. Так преподавателю удается воплотить в занятии все плюсы платформы, такие как интерактивность и экономия времени, и нивелировать ее недостатки.

Литература:

  1. Батаев А. В. Анализ мирового рынка дистанционного образования // Молодой ученый. 2015. № 20 (100). С. 205–208. (дата обращения: 23.11.2020).
  2. Зенина Людмила Владимировна Применение автоматизированных систем управления обучением в вузе (на примере преподавания английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 11–1 (89). (дата обращения: 23.11.2020).
  3. Попова Ю. Б. Классификация автоматизированных систем управления обучением // Системный анализ и прикладная информатика. 2016. № 3. С. 51–58. (дата обращения: 24.11.2020).
  4. Луценко, Е. Письмо от руки помогает лучше учиться и запоминать, чем печатание на клавиатуре — исследование / Е. Луценко. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://hromadske.ua/ru/posts/pismo-ot-ruki-pomogaet-luchshe-uchitsya-i-zapominat-chem-pechatanie-na-klaviature-issledovanie (дата обращения: 26.11.2020).
  5. Vimbox — платформа для уроков английского. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://skyteach.ru/2019/08/05/vimbox-samaya-udobnaya-platforma-dlya-urokov-anglijskogo/ (дата обращения: 23.11.2020).
  6. Askvik, E.O., Weel, F.R., & Meer, A.V. (2020). The Importance of Cursive Handwriting Over Typewriting for Learning in the Classroom: A High-Density EEG Study of 12-Year-Old Children and Young Adults. Frontiers in Psychology, 11. (дата обращения: 27.11.2020).
  7. Twito, L., Israel, S., Simonson, I., & Knafo-Noam, A. (2019). The Motivational Aspect of Children’s Delayed Gratification: Values and Decision Making in Middle Childhood. Frontiers in Psychology, 10. (дата обращения: 27.11.2020).
  8. Off2Class. — Текст: электронный//: [сайт]. — URL: https://www.off2class.com/ (дата обращения: 23.11.2020).

Ключевые слова

дистанционное обучение, обучение английскому языку, электронное обучение, автоматизированная образовательная платформа

Похожие статьи

К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в сфере общего образования в Новосибирской области в 2019–2020 учебном году

В статье раскрывается нормативная правовая и организационная основа внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу общего образования в Новосибирской области. Рассматриваются проблемы, вызванные внеплановым переходом всех общеобразовател...

Использование видеоматериалов в методике преподавания иностранного языка (на материале массового открытого онлайн-курса «Обучение грамотности посредством фильмов»)

В статье дан обзор одного из массовых открытых онлайн курсов (МООК) на платформе FutureLearn, посвященный использованию видеоматериалов на уроках при обучении иностранному языку. Приводятся сведения, техники и особенности использования видеоматериало...

Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы

В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...

Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика»

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления «Педагогическое образование профиля «Математика и информатика» на основе математических пакетов. Авторы приходят к выводу,...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессио-нального образования с использованием дистанционной формы обучения

Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.

Формирование цифровой грамотности на уроках технологии

Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...

Похожие статьи

К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в сфере общего образования в Новосибирской области в 2019–2020 учебном году

В статье раскрывается нормативная правовая и организационная основа внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу общего образования в Новосибирской области. Рассматриваются проблемы, вызванные внеплановым переходом всех общеобразовател...

Использование видеоматериалов в методике преподавания иностранного языка (на материале массового открытого онлайн-курса «Обучение грамотности посредством фильмов»)

В статье дан обзор одного из массовых открытых онлайн курсов (МООК) на платформе FutureLearn, посвященный использованию видеоматериалов на уроках при обучении иностранному языку. Приводятся сведения, техники и особенности использования видеоматериало...

Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы

В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...

Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика»

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления «Педагогическое образование профиля «Математика и информатика» на основе математических пакетов. Авторы приходят к выводу,...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессио-нального образования с использованием дистанционной формы обучения

Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.

Формирование цифровой грамотности на уроках технологии

Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...

Задать вопрос