Музыкальная культура как сложная система | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 17.01.2021

Статья просмотрена: 4535 раз

Библиографическое описание:

Панферова, Е. М. Музыкальная культура как сложная система / Е. М. Панферова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5949/ (дата обращения: 16.11.2024).



Музыкальная культура — довольно сложное и емкое понятие. Изучением феномена «музыкальная культура» занимались и многие педагоги — методисты: Д. Б. Кабалевский, М. Т. Усова, А. В. Сокол, Л. Г. Дмитриева, А. Н. Сохор, Р. Н. Шафеев.

Наиболее распространенными понятиями музыкальной культуры в научной литературе являются такие, как: 1) определения описательные, например, музыкальная культура как сумма всех видов музыкальной деятельности (сочинение, исполнение, музыкальное восприятие); 2) исторические определения делающие упор на социальное наследие и традиции (например, музыкальная культура — это унаследованный комплекс (Западно-Европейская музыкальная культура, Русская музыкальная культура, Афро-Американская музыкальная культура и т. д.); 3) нормативные определения, в которых делается акцент на социальное наследие и традиции; (например, музыкальная культура как образ жизни, определяемый социальным окружением); 4) определения, делающие акцент на поведении и ценностях (например, культура — это материальные ценности); 5) психологические определения, в которых значение музыкальной культуры усматривается в том, что она является результатом решения определенных проблем (например, музыкальная культура как образ жизни, как экономический продукт); 6) определения, делающие упор на приобщение к музыкальной культуре в процессе обучения; 7) структурные определения, делающие акцент на организации, классификации или моделировании музыкальной культуры; 8) определения генетические, в которых подчеркивается, что культура есть продукт созидания людей (композиторов, исполнителей, аранжировщиков, звукорежиссеров), продукт их деятельности передается из поколения в поколение как продукт социального взаимодействия); 9) определения, делающие акцент на идеях (например, музыкальная культура — это поток идей, переходящих от субъекта к индивиду).

Наиболее широко раскрыто определение музыкальной культуры Л. Г. Дмитриевой: нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности; знания, умения и навыки, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение). Также неотъемлемой частью музыкальной культуры являются творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности личности [1, с.11]. Таким образом, музыкальная культура многими исследователями может быть представлена как система, в которой составляющие элементы связаны между собой.

А. Н. Сохор в своей работе «Вопросы социологии и эстетики музыки» рассматривает музыкальную культуру как сложную систему, компонентами которой являются: музыкальные ценности, создаваемые и сохраняемые в данном обществе: все виды деятельности по созданию, хранению, распространению, воспроизведению и использованию музыкальных ценностей; все субъекты такого рода деятельности вместе и их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех; все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность» [2, с. 62].

Проанализировав работы педагогов и методистов по проблеме изучения музыкальной культуры, мы можем уточнить и конкретизировать сущность этого понятия. Музыкальная культура представляет собой сложную и многогранную систему, которая объединяет знания о музыке (музыкальных жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности, о композиторах, исполнителях, истории создания музыкальных сочинений), музыкальные умения (умение воспринимать музыку различных жанров и музыкальных направлений), музыкальные навыки (навыки игры на инструментах, чтение нот с листа). Понятие «музыкальная культура» включает музыку разных направлений и жанров. Это духовная музыка — музыкальные сочинения, написанные на религиозные тексты и предназначенные для исполнения во время церковной службы; классическая музыка — оперы, балеты, кантаты, оратории, симфонии, сонаты, сюиты, пьесы, вокальные произведения; народная музыка — русский песенный эпос (былины, исторические песни), календарные обрядовые песни, лирические, трудовые песни, хороводные, игровые песни и наигрыши; современная музыка — музыкальные направления XX века — поп, рок, рэп. Также понятие «музыкальная культура» включает в себя инфраструктуру: все музыкально-образовательные учреждения, музыкальные театры, концертные залы, филармонии, а также музыкальное оборудование (музыкальные инструменты, современную аппаратуру и музыкальные компьютеры).

Таким образом, структуру музыкальной культуры можно представить в следующей схемe:

Музыкальная культура — динамично развивающийся феномен. По мнению Р. Н. Шафеева в развитии музыкальной культуры существует преемственность, которая предполагает использование уже наработанных музыкальных ценностей, при этом в процессе развития музыкальной культуры развиваются одни музыкальные ценности, при этом отвергаются другие. (Примером может послужить продолжение традиций, заложенных М. И. Глинкой в русской музыкальной культуре XIX — первой половине XX в.). Нововведения в музыкальной культуре поначалу воспринимаются не всегда обществом положительно (Например, балет «Лебединое озеро П. И. Чайковского, Симфония № 1 С. В. Рахманинова и т. д.), но постепенно новшества становятся традиционными в музыкальной культуре. Данный процесс является довольно длительным и охватывает подчас даже несколько поколений.

В связи с модернизацией системы музыкального образования, становится распространенным использование современных информационных и мультимедийных образовательных технологий. И. Б. Горбунова в своей статье «Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда» пишет, что «новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин, музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом» [3, с. 124].

В настоящее время разработано большое количество учебных программ, предназначенных для развития музыкальных умений и навыков опыта творческой деятельности, сочинения и аранжировки музыкальных произведений, набора и подготовки к печати нотного текста. Существует также много справочно-информационных программ по музыкальной литературе, теории и истории музыки и т. д. На музыкальную культуру в XX-XXI вв. оказало существенное влияние науки и техники. В связи с этим процесс воспитания музыкальной культуры становится более технологичным и прогрессивным.

Можно констатировать, что развитие музыкальной культуры неизбежно влечет за собой постоянное обновление теоретических концепций и становление новых аспектов осмысления её специфики в русле современных инновационных процессов. Музыкальная культура является сложной, многогранной и развивающейся системой.

Литература:

  1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя — музыканта. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 336с.
  2. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. ст. Л.: Сов. Композитор, 1980. 294 с.
  3. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Том 4 № 9, 2004. (123–137с).
Задать вопрос