Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ
Автор: Харламова Виктория Геннадьевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.
Дата публикации: 26.01.2021
Статья просмотрена: 2369 раз
Библиографическое описание:
Харламова, В. Г. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ / В. Г. Харламова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5986/ (дата обращения: 22.11.2024).
Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, с затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от специалистов занимающихся данной категорией детей компетентных решений и действий, в том числе, это и разработка специальных индивидуальных маршрутов их образования.
Надежным фундаментом для получения детьми с ОВЗ адекватного их способностям образования является погружение таких детей вместе с нормально развивающимися сверстниками в единое социальное пространство. Каждый его участник вступает в образовательные и межличностные отношения, реализует возможности личностного и социального развития, социализации.
В трактовке Федерального закона «Об образовании в РФ» обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обозначается термином «инклюзивное» или включенное образование [3].
Индивидуальный образовательный маршрут — это разработанная индивидуально-ориентированная программа с коррекционным уклоном, в соответствии с которой осуществляется деятельность администрации школы, педагогов-специалистов (педагог-психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог) и семьи ребенка, направленная на адаптацию, социализацию и обучение в среде с нормально развивающимися сверстниками.
Индивидуальный образовательный маршрут постоянно корректируется с учетом актуального и ближайшего развития ребенка и рассчитывается на определенное время обучения. Разработанный маршрут включает в себя программу коррекционно-развивающей работы и мероприятия, направленные на социализацию ребенка с нарушением развития.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ создан для решения проблемы образования данного ребенка. Он позволяет организовать обучение ребенка с учетом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты.
Следовательно, индивидуальный образовательный маршрут включает в себя следующие направления работы:
– индивидуализация учебной работы учащихся внутри школы (необходимо своевременно отображать динамику развития и вносить коррективы, если учащийся не усваивает учебный материал);
– индивидуализация коррекционной помощи учащихся, куда входит преодоление имеющихся нарушений психологических функций, коммуникативных навыков, коррекция эмоционально-волевой и личностной сферы).
В разработку индивидуального образовательного маршрута входит несколько этапов:
1) Запрос администрации школы, учителя или выявление специалистами (педагог-психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог) детей, столкнувшихся с трудностями усвоения данной им образовательной программы. Согласие родителей на комплексную диагностику.
2) Комплексная диагностика учащегося специалистами внутришкольной ППк (педагог-психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог), характеристика от классного руководителя, учителей-предметников. По результатам обследования составляются рекомендации по преодолению трудностей обучающегося, организации его обучения для учителей и родителей. Знакомство и информирование родителей с образовательной нагрузкой ребенка с ОВЗ.
3) Прохождение городской комиссии ПМПк и получение результатов (период обучения по адаптированной программе, программа обучения для лиц с ОВЗ, направления работы специалистов, дополнительные рекомендации для родителей).
4) Определение конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута на основе результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПк.
5) Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ на указанный период обучения по адаптированной программе. Мониторинг коррекционной деятельности развития ребенка. Под сопровождением понимается комплексная деятельность педагогов-специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ.
Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями ее развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Он направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации [2, с. 45].
В индивидуальном образовательном маршруте важно тщательно продумать средства мониторинга достижений обучающихся, это может быть индивидуальная шкала оценок в соответствии с успехами в деятельности и затраченными усилиями ребенка.
Следовательно, основанием построения индивидуального образовательного маршрута являются особые образовательные потребности ребенка, его состояние здоровья, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и рекомендации родителей. Первоначально, важно определить уровень актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявить его возможности.
Целью составления и реализации индивидуального образовательного маршрута будет являться преодоление трудностей процесса обучения конкретного ребенка по образовательным программам и реальными возможностями обучающегося, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
Разработанный маршрут, в первую очередь, направлен на:
– преодоление нарушений развития психофизиологических и интеллектуальных функций,
– на сформированность основных компонентов учебной деятельности,
– на уровень учебной мотивации, заинтересованности ребенка,
– на «коллективное» включение школы и родителей.
Содержание индивидуальных образовательных маршрутов также определяется видом и степенью выраженности нарушенного развития:
– тотальное недоразвитие психических функций (умственная отсталость легкой и средней степени выраженности, выраженное тотальное недоразвитие психических функций),
– задержанное психическое развитие (ЗПР),
– речевой дизонтогенез (нарушения и задержка речевого развития).
Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают его основное содержание:
– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
– коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
– консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
– информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Литература:
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных действий: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. — М.: «Просвещение», 2010. — 159 с.
2. Братчикова, Ю. В. Актуальные проблемы внедрения инклюзивного образования в России. Педагогика и психология здоровья: учеб. пособие-хрестоматия [Текст] / Ю. В. Братчикова. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. — 145 с.
3. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/