Арт-терапевтические сказки в работе с детьми дошкольного возраста
Авторы: Щерба Наталья Валерьевна, Жаркова Юлия Николаевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.
Дата публикации: 28.01.2021
Статья просмотрена: 197 раз
Библиографическое описание:
Щерба, Н. В. Арт-терапевтические сказки в работе с детьми дошкольного возраста / Н. В. Щерба, Ю. Н. Жаркова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5996/ (дата обращения: 16.11.2024).
Какие они разные наши дети. Мы любим их за непосредственность и беспечность, капризы и шалости. Любим просто так, потому, что мы родители и педагоги. Но как быть, если ребенок не слушается? Какой метод будет эффективным в работе с малышом? Помочь в этом могут сказки, но не обычные, а терапевтические.
Арт-терапия — одно из современных направлений в психологической коррекции, способное воздействовать на проблемы в поведении ребенка через искусство и творчество. Терапия искусством формирует у детей умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает способности для решения сложных жизненных задач. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляция чувств и поведения.
Сказка — самый доступный и интересный способ общения с ребенком. Она знакомит детей с окружающим миром, событиями и явлениями, происходящими в нем. Любимые сказки малыш просит прочитать вновь и вновь, а значит они затрагивают очень важные для ребенка вопросы. Читая сказки детям, мы сможем стать ближе и будем лучше понимать друг друга Сказки заставляют работать воображение детей, а значит информация, полученная из них, укладывается в детской душе прочно и надолго. Любая сказка учит и воспитывает.
Терапевтическая сказка — это сказочная история, придуманная особым способом с учетом конкретных особенностей ребенка. Такая сказка способна решить детские проблемы и справиться с возникающими жизненными трудностями. Арт-терапевтические сказки не только развлекут, но и непременно принесут большую пользу. Благодаря такой сказке можно посмотреть на свою ситуацию со стороны и получить конкретные рекомендации для изменений к лучшему.
Терапевтическую сказку легко сочинить как родителям, так и педагогам. Она может быть в прозе или в стихах.
В таких сказках важен главный герой, который встречается со своими страхами или трудностями лицом к лицу. Герой учится преодолевать препятствия и побеждать страхи. Ведь чем больше знаешь о том, что тебя пугает, тем меньше этого боишься.
Дети с большим интересом воспринимают истории, где сказочный персонаж с теми же самыми проблемами, что есть и у них. Данная история может быть совсем непохожей на реальную жизнь, поскольку в сказке вполне уместны чудеса и необыкновенные события.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить разные ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, значительно расширив его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Терапевтическую сказку легко обыграть, проявив при этом творчество и фантазию. Можно показать кукольный театр, придумать мультфильм, а можно вместе с ребенком нарисовать, слепить из пластилина, вырезать из бумаги любимых героев.
Такие сказки нужно не только читать, но также необходимо обсуждать с ребенком, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т. д. Сочиняя терапевтическую сказку важно не только увидеть детскую проблему, найти способы ее решения, но и интересно рассказать! Материал должен быть доступным и понятным для детей. Тогда ваш малыш поймет свои ошибки и, возможно, совсем скоро захочет вместе с вами придумывать новые сказки!
Мы сочинили сказочную историю про девочку Машу, которая как все дети ходила в детский сад, только вот дружить с ребятами у нее не получалось, потому что она всех обижала. Наша арт-терапевтическая сказка не оставила ребят равнодушными, многие в ней узнали себя. Дети активно включились в обсуждение, а после в игру. Арт-терапевтическая сказка научила ребят не обижать друг друга, контролировать свои чувства и эмоции, а главное и по- настоящему дружить!
«Сказка про Машу и Злюку — Буку»
Воспитатель:
«Жила-была девочка Маша.
Ходила она в детский сад.
Кусала и била Наташу,
Щипала она всех подряд.
Сломала постройку у Миши,
Который старался весь день.
Он строил вольер для лошадок
И клетки для диких зверей.
Ударила Катю с размаха,
Забрать, чтоб игрушку свою,
Толкнула Никиту и Варю
За лучшее место в строю!
Что делать, не знали ребята
Вдруг Петя решился сказать:
«Давайте-ка с Машей-драчуньей
Не будем мы больше играть!»
Пришла утром девочка Маша,
Хотела играть в магазин,
Но Оля, Вадим и Наташа
Сказали: «Займись другим».
Пошла Маша к Тане и Вале,
Которые в прятки играли.
Но девочки не улыбнулись,
От Маши они отвернулись.
Ах, как разозлилась Маша,
Сказала: «Ударю я вас!»
Но Катя, Олег и Саша
Плечами пожали лишь раз.
Расплакалась Маша, спросила:
«Вы, что про меня позабыли?»
Ответил тут ей Елисей:
«Похоже нет больше друзей!
Ты била ребят и кусала,
Толкала, словами ругала.
А тот, кто ребят обижает,
Внимания не получает!»
Воспитатель:
А может быть Маша не знает,
Как вместе дружить играть?
Что плохо толкаться и драться,
Щипать и друзей обижать?
А может быть Маша не знает,
Что Злюку она проглотила
Поэтому дети сказали,
что руки она распустила?»
Дети: «Ты проглотила Злюку!»
Маша: «А кто это такой?»
Дети: «Он сердитый, неумытый,
Бука-Злюка страшный зверь.
Все ломает, бьет, кидает,
Он влетел к тебе теперь!»
Маша: (растерянно плачет) «Где он?»
Дети: «Тут он, тут он, рядом, близко
Злой, сердитый, Злюка-зверь!»
Маша: «Я хочу его прогнать!»
Дети: «Не надо руки распускать!
Наши руки не для драки,
Чтоб ломать и всех толкать.
Наши руки для работы:
Можно ими рисовать, клеить, строить,
Всех ласкать; можно дома убирать,
Можно маме помогать!»
Воспитатель:
«Если что-то хочешь сделать,
Нужно просто рассказать».
Дети: «А руками, а руками никого не обижать!»
Воспитатель:
«Чтобы Злюку одолеть,
Нужно шарик нам иметь!
Шарик просто надуваем
И считаем сколько лет.
А потом вдруг протыкаем.
Лопнул шар — и Злюки нет!»
Дружат в садики детишки,
Много дел у детворы,
А в запасе есть в кармашках
Разноцветные шары!»
Сказкотерапия — это увлекательнейший мир, в котором можно совершить множество открытий.
Литература:
- Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей — М: Сфера, 2008
- Арт-терапия в психологическом консультировании. Психодиагностика в арт-терапии. Искусствотерапия. Практикум по сказкотерапии (комплект из 4 книг) / М. В. Киселева и др. — М.: Речь, 2014
- Вачков И. В. Введение в сказкотерапию — М.: Генезис, 2015
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии –СПб.: Речь, 2017
- Каяшева, О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике -М, 2015
- Мосина, Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей — М.: Генезис, 2016
- Селищева, Т. В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5–7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. ФГОС ДО — Учитель, 2020
- Сертакова, Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста — СПб: Детство-Пресс, 2014
- Титаренко, В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников — СПб: Детство-Пресс, 2014
- Чуб Н. В. Азбука храбрости. Сказкотерапия –М: Виват, 2015