Разработка и внедрение познавательной игры географическое лото «Родная Якутия» в учебный процесс, на примере ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум»
Автор: Михайлова Нина Степановна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.
Дата публикации: 28.01.2021
Статья просмотрена: 57 раз
Библиографическое описание:
Михайлова, Н. С. Разработка и внедрение познавательной игры географическое лото «Родная Якутия» в учебный процесс, на примере ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум» / Н. С. Михайлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1.1 (32.1). — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/6000/ (дата обращения: 25.12.2024).
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность учащихся, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у учащихся, так как игра делает процесс обучения занимательным.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного молодого человека информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей становится развитие умения самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет познавательная (дидактическая) игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления.
Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания.
Коллективные игры способствуют воспитанию у подрастающего поколения чувства коллективизма, дружбы и ответственности за свои действия.
Дидактическая игра по географии Якутии является практической деятельностью, в которой учащиеся используют знания, полученные не только на занятиях по географии Якутии, но и процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игры знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификации по межпредметным связям:
— географо-литературные;
— географо-исторические;
— географо-математические и т. п.
Ведь игра — это такая форма организации учебно-воспитательного процесса, в которой человек незаметно и, что самое важное, с удовольствием воспринимает окружающую действительность и существующие в ней нормы морали, нравственности, становится личностью в психологическом, умственном, моральном, эстетическом и физическом смысле.
Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения.
В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования активизации учебной деятельности, привить любовь к Родине учащихся посредством использования настольной игры, которая выступает как один из факторов успешного обучения.
Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того, чтобы полюбить свой край, необходимо знать его географические данные.
В работе была поставлена цель: разработать настольную игру географическое лото «Родная Якутия” и методику его использования на уроках экономической географии Якутии.
Изучение практики работы образовательного учреждения показало, что преподаватели первых курсов положительно относятся к применению на уроках игры как средства занимательности, но испытывают их острый недостаток. Таким образом, нами выявлено противоречие между большой значимостью игры в учебном процессе, потребностью практики в наличии материалов с содержанием игр и методикой их применения на уроках по разным предметам, в том числе и по экономической географии Якутии и недостатком таких материалов.
Новизна и теоретическая значимость. Игра рассмотрена как вид деятельности определенного уровня и как предпочтительное средство вхождения его в учебную деятельность. Разработано содержание настольной игры географическое лото «Родная Якутия”, разработана методика применения игры на уроке.
Практическая значимость. Разработанная настольная игра географическое лото «Родная Якутия” использована в преподавании экономической географии Якутии в ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум” в виде обобщающего урока. Она может быть использованы преподавателями их практической деятельности.
Рекомендации по использованию
Настольная игра географическое лото «Родная Якутия”, разработанная методика применения игры, может быть использована, как педагогами, так и студентами при проведении уроков экономической географии Якутии, истории Якутии, элективных курсов, классных часов, для пополнения архива районного краеведческого музея, при выступлениях на конференциях, семинарах и в практической деятельности.
Научная достоверность и обоснованность
Подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора, теоретическим анализом проблемы; организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; соответствием полученных результатов гипотезе исследования.
Апробация и внедрение
Внедрение результатов проекта осуществлялось при проведении уроков экономической географии Якутии, истории Якутии.
Список литературы
- Г. Н. Максимов. Родная Якутия: природа, люди, природопользование. — Якутск: Бичик, 2003. 165 с.
- И. И. Жирков, К. И. Жирков, Г. Н. Максимов, О. М. Кривошапкина. Саха сирин географията. — Дьокуускай: Бичик, 2002. 288 с.
- Игнатьева Г. Б. Национальный состав населения Якутии (этностатистическое исследование). Якутск, 1994 г.
- Ковлеков С. И. Сельское хозяйство Якутии. Якутск, 1993.
- Сидоров Б. И. Знаете ли Вы птиц Якутии? — Якутск: Бичик, 1999. 104 с.
- Сидоров Б. И. Знаете ли Вы млекопитающих Якутии? — Якутск: Бичик, 2002. 88 с.
- Федорова Е. Н. Население Якутии: прошлое и настоящее. — Новосибирск: Наука, 1999. 207 с.
- Республика Саха (Якутия). Атлас. — Якутск-Москва, 2000. 66 с.
- Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальных классах. — М., 2001
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методич. рекомендации.
- Волина В., Маклаков К. Естествознание. — АРД Екатеринбург, 1998
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986
- Игра. Рос.пед. Энциклопедия. — М., 1993, т.1
- Игры — обучение, тренинг, досуг / под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994
- Немов Р. С. Психология в 3-х т. — кн. 2. — 2-е изд., М.: Просвещение «Владос», 1995
- Плавильщиков Н. Н. Юным любителям природы. — М., 1975
- Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. — М.: Просвещение, 1985
- Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной.- 2-е изд. стереотип. — М.: Издательский центр «Академия”, 2033–464 с.
- Краеведение: Пособие для учителя/А. В. Даринский, Л. Н. Кривоносова, В. А. Круглова, В. К. Луканенкова; под ред. А. В. Даринского. — М.: Просвещение, 1987. — 158 с.