Северный Кавказ – самые высокие горы России (план урока географии в 8 классе)
Автор: Прокопьева Марина Ричардовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.
Дата публикации: 28.01.2021
Статья просмотрена: 246 раз
Библиографическое описание:
Прокопьева, М. Р. Северный Кавказ – самые высокие горы России (план урока географии в 8 классе) / М. Р. Прокопьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1.1 (32.1). — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/6003/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Средства обучения |
Учебник, атлас, проектор, интерактивная доска, дополнительная литература, маркеры, альбомные листы. |
Методы и формы учебной деятельности |
Методы: частично-поисковый, практическая работа с учебником, атласом, текстом, прием «Кластер» Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа. |
Основные понятия и термины |
Персоналии: А. С. Пушкин, Фён, Бора |
Формируемые УУД |
Познавательные: создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. |
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. |
|
Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть формами речи |
|
Личностные: проявление способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, самостоятельности, трудолюбия, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
Организационная структура урока
Этап |
Постановка учебного задания |
Деятельность учащихся |
Контроль |
Рефлексия |
1.Вызов |
Орг. момент |
Готовятся к уроку. Эмоционально настраиваются на урок |
Визуаль-ный |
Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
Звучит стихотворение А. С. Пушкина «Кавказ». — Послушайте отрывок из стихотворения. — О чем по вашему это стихотворение? Кто автор? — О чем мы сегодня будем говорить на уроке? |
Внимательно слушают — Кавказ — А. С. Пушкин — о Кавказе |
|||
- Что вы знаете о Кавказе? (составляется «Кластер» КАВКАЗ |
Принимают участие в составлении кластера (учитель рисует на доске) |
|||
- Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний об этом самом южном природном комплексе нашей России? — Вам хочется узнать больше? Итак, тема нашего урока «Северный Кавказ — самые высокие горы России» |
- недостаточно — Да Записывают тему в тетрадь |
Самоконтроль |
Личностная рефлексия |
|
А какие конкретно задачи мы поставим на сегодняшний наш урок? — Давайте вспомним план изучения ПТК. (на примере изученного ПТК Русская равнина). — Давайте проговорим задачи урока. |
— называют структуру изучения ПК. (рельеф, климат, внутренние воды, почвы, природные зоны). |
Самоконтроль |
Личностная рефлексия |
|
Учитель объясняет, как заполнить лист самооценки. |
Я хочу получить оценку Свою работу оцениваю Оценка за работу в группе Оценка учителя (средняя оценка) Заполняют первую (планируемую) оценку |
|||
2. Осмыс-ление содержания |
- Дается визитка Северного Кавказа. — Изучением природы, природных комплексов занимаются люди разных профессий. Перед вами список профессий (геолог, климатолог, гидролог, почвовед). Чем занимаются, что изучают люди каждой из данных профессий? |
Называют: Геолог — изучает …. Климатолог …… Гидролог …… Почвовед …… |
Устный, в ходе фронтальной беседы |
|
Сейчас мы приступим к самостоятельному изучению нового ПТК «Северный Кавказ». Для этого мы разделимся на группы: «Геологи», «Климатологи», «Гидрологи». Каждой команде предстоит провести свое исследование. Группа «Геологи» Цель: выявить особенности геологического строения и рельефа Кавказа; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом. Группа «Климатологи» Цель: выявить особенности климата Северного Кавказа: климат равнинных территорий и климат высокогорий; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом. Группа «Гидрологи» Цель: выявить особенности внутренних вод Северного Кавказа; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом. |
Объединяются в группы. Самостоятельная работа по группам. Демонстрируют умение работать с учебником, дополнительной литературой. |
Группо-вая работа |
||
Организуется работа групповая работа. |
Каждая группа исследует свое направление. |
|||
Рефлексия |
- Давайте снова вернемся к кластеру, пополним наш кластер «Кавказ» дополнительными гроздьями новых знаний. Что нового мы узнали? — Добились ли поставленных целей? |
Оценивают свою работу и работу команды. Что было для вас сложным? Что было для вас легким? |
||
- Какие новые слова, термины вы узнали? (учитель вывешивает карточки с терминами на доске) |
Называют — Местные ветры: Фен, Бора |
|||
Давайте оценим свою работу. Понравился ли вам урок? Что было для вас самым интересным? |
Заполняют оценочный листы. Отвечают на вопросы, вступают в диалог с учителем и сверстниками. |
Наблюдение в ходе общего обсуждения. |
||
Домаш-нее задание. |
1.Прочитать пар. 30 учебника. 2. Составить четверостишие о Кавказе (по выбору) 3. Составить список произведений известных писателей, где описывается Кавказ. (по выбору) |
Записывают в дневники домашнее задание. Выбирают второе задание по желанию. |
Приложение 1
Группа «Геологи»
Цели : выявить особенности геологического строения и рельефа Кавказа; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом.
№ |
Учебные элементы |
Источники информации |
1 |
Определите в какое геологическое время образовались Кавказские горы. Что свидетельствует о молодости этих гор? Чем отличаются Кавказские горы от Уральских? |
Учебник, стр. 162 Атлас, стр. 34, 8 Рис.стр 164. учебника |
2 |
Изучите орографическую схему Кавказа (стр. 163 учебника). Определите из каких хребтов состоит горная система Кавказа. Определите самые высокие вершины Кавказа. |
Учебник, стр. 163, рис.63 |
3 |
Определите полезные ископаемые Северного Кавказа |
Учебник, стр. 164 Атлас, стр. 34 |
4 |
Выполните задание «Вставь пропущенные слова» |
|
Выберите выступающего с результатами вашей работы |
Задание «Вставь пропущенные слова»
Кавказ — горное сооружение, возникшее в период _______________складчатости. В состав Кавказа входят: Предкавказье, _________________, _____________________.
Большой Кавказ — это система горных хребтов. От Черноморского побережья до горы Эльбрус располагается ______________, от Эльбруса до Казбека — ___________________, к востоку от Казбека до Каспийского моря — ________________________.
Северные склоны Кавказа образуют хребты ________________и _____________________. Самые высокие части Западного Кавказа — горы __________ и ____________.
Наиболее высокая часть всей горной системы — ____________________. Здесь находится самые высокие вершины — двуглавый ________________, потухший вулкан, самая высокая вершина России ______ м.
Восточная часть Большого Кавказа — это многочисленные хребты горного _____________ (в переводе- Страна гор).
Сложная история геологического развития региона — причина богатств недр Кавказа различными полезными ископаемыми. Главное богатство Предкавказья — месторождения _______ и ________. В центральной части Большого Кавказа добывают ______________________________________________________________.
Группа «Климатологи»
Цели: определить особенности климата Северного Кавказа; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом.
№ |
Учебные элементы |
Источники информации |
1 |
Определите тип климата Кавказа, средние температуры января и июля, количество осадков. Почему Кавказ называют главной житницей России? |
Учебник, стр. 165–166 Атлас, стр.14,15, 16 |
2 |
Каковы особенности климата предгорий (равнинных территорий)? |
Учебник, стр. 165- 166 |
3 |
Каковы особенности высокогорий? Назовите отличительные черты климата высокогорий. Что такое Фён и Бора? |
Учебник, стр.166 -167 |
4 |
Выполните задание «Вставь пропущенные слова» |
|
Выберите выступающего с результатами вашей работы |
Задание «Вставь пропущенные слова»
Климат Северного Кавказа мягкий, теплый, переходный от _________________ к ________________. На равнинах средняя температура июля __________________________ Средние температуры января колеблются от ____________ до __________, зима длится всего _____ месяца. На Северном Кавказе находится город __________, где самая теплая зима в России с температурой января ________.
Обилие тепла и света позволяют растительности Северного Кавказа развиваться от ____ месяцев на севере до ____ месяцев на Черноморском побережье.
Климат высокогорий сильно отличается от равнинных и предгорных частей. Первое отличие ______________________________________________________________
Второе отличие климата высокогорий __________________________________________
Третье отличие ______________________________________________________________
Четвертое отличие ___________________________________________________________
Здесь образуются местные ветры — ______, теплый ветер с гор, и _____, холодный нисходящий ветер.
Ведущим фактором климатообразования в горах является __________, приводящая к вертикальной зональности и климата, и природных зон.
Группа «Гидрологи»
Цели: выявить особенности внутренних вод Северного Кавказа; собрать информацию о реках Кубань и Терек; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом.
№ |
Учебные элементы |
Источники информации |
1 |
Подумайте, чем реки Северного Кавказа будут отличаться от рек Русской равнины? |
Учебник, стр. 168 Атлас, стр. 34 |
2 |
Составьте рассказ о реке Кубань |
Дополнительная информация Атлас, стр. 34 |
3 |
Составьте рассказ о реке Терек |
Дополнительная информация Атлас, стр. 34 |
4 |
Выполните задание «Вставь пропущенные слова» |
|
Выберите выступающего с результатами вашей работы |
Задание «Вставь пропущенные слова»
Реки Северного Кавказа четко делятся на _______________________________________
Особенно многочисленны ___________ реки, основным источником питания которых служат снега и ледники. Наиболее крупные реки Кавказа -_________________________
Название реки __________ означает «быстрая вода». Берет начало в Грузии, впадает в _____________ море. В месте впадения река образует _________ площадью _______кв.км.
Длина реки _____км. Главные притоки — Сунжа, __________________________________
Самая южная из больших рек России — _____________. Протекает на территории ________________________, впадает в _________________ море. Название реки переводится как __________________________________. Длина реки _____ км. Имеет ______ притоков. В реке водятся _____ видов рыб не встречающихся больше нигде. Здесь построено крупнейшее на Кавказе водохранилище ___________________.
Приложение 2
РЕКА ТЕРЕК
Река Терек на Северном Кавказе воспета многими поэтами и путешественниками. Пушкин и Лермонтов восхищались ее красотой. Слово «терк су» в переводе из карачаево–балкарского языка значит «быстрая вода». В древних грузинских письменах река называется Ломеки — в переводе с чеченского и ингушского это значит «горная вода».
Длина реки: 623 км.
Площадь бассейна водосбора: 43 200 квадратных километров.
Где протекает: река берет свое начало на территории Грузии, из ледника горы Зигла-Хох, что на склоне Главного Кавказского хребта.
Из Грузии Терек несет свои воды в Россию. Здесь река протекает по землям Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Чечни и Дагестана. Впадает Терек в Каспийское море. В месте впадения, река разбивается на несколько рукавов образуя дельту площадью 4 000 км. кв
Главные притоки: Гизельдон, Ардон, Сунжа, Урух, Малка.
На Тереке расположены такие города: Владикавказ, Беслан, Терек, Майский, Моздок, Кизляр.
Режим реки, питание: Терек имеет смешанное питание. В верховьях река питается из 32-ух ледников общей площадью 67 км2. Примерно 70 % от годового объема стока приходится на период весенне-летнего половодья
Река имеет большое хозяйственное значение. Ее водами орошаются несколько тысяч гектаров засушливых земель. На реке построен каскад ГЭС (Терский каскад)
Биологические ресурсы обитатели: в Тереке водятся такие рыбы как: лосось, форель, сазан, сом, усач, судак и др. Особенно богаты рыбой низовья реки.
РЕКА КУБАНЬ
Река Кубань — самая южная из больших рек России. Протекает на территории Северного Кавказа (Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края и Адыгеи). Впадает в Азовское море, при этом образуя крупную и заболоченную дельту. Существует более 300 названий реки. Современное название тоже имеет несколько вариантов: Къобхан, Кобан, Кубан, Губань и собственно Кубань. Смысл этих названий примерно один и тот же: быстрый, бурливый, беспокойный, разливающийся.
Длина реки: 870 км.
Площадь бассейна водосбора: 57 900 км. кв.
Где протекает: Кубань берет начало у горы Эльбрус
Впадая в Азовское море река образует большую дельту площадью 4300 км. кв.
Притоки: Всего в Кубань впадает около 14000 притоков разного размера. Самые большие из ни это левые притоки Афипс, Псекупс, Белая, Лаба, Пшиш.
Питание: в основном дождевое и снеговое (65 %), также ледниковое (20 %) и за счет подземных вод (15 %).
Биологические ресурсы, обитатели: В бассейне Кубани водятся более чем 106 видов рыб не встречающихся больше нигде. В низовьях Кубани доступна как морская, так и речная добыча. Также здесь насчитывают примерно 400 видов и форм зоопланктона. На Кубани много водоплавающих птиц: бакланы, дикие гуси и утки, пеликаны, лебеди, серая цапля, выпь и много птичек поменьше.
На Кубани построен так называемый кубанский Каскад ГЭС обладающий мощностью 620 МВт.
Также на реке построено крупнейшее на Северном Кавказе Краснодарское водохранилище.
Оценочный лист
Хочу получить оценку |
Свою работу оцениваю |
Оценка за работу в группе |
Оценка учителя (средняя оценка) |