Тьюторская модель организации научно-практической конференции для младших школьников «Первый шаг» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Прокопьева, М. Р. Тьюторская модель организации научно-практической конференции для младших школьников «Первый шаг» / М. Р. Прокопьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1.1 (32.1). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/6004/ (дата обращения: 16.11.2024).



Государство и общество ставят перед школой новые задачи, формулируют новый образовательный заказ. Новые образовательные стандарты ориентируют на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной, познавательной, информационно-технологической, коммуникативной. Современные нормативно-правовые документы РФ в сфере образования определяют запрос на индивидуализацию образования, когда сам ученик проектирует содержание своего образования и формы его освоения, несет за это ответственность. Этот процесс требует от учителя вхождения в иную, тьюторскую позицию, заключающуюся в сопровождении ученика в его индивидуальной образовательной траектории.

Для полноценного введения ФГОС, для реализации индивидуализации образования необходима комплексная перестройка всей образовательной деятельности. В условиях нашего образовательного учреждения первым шагом в этом направлении может стать организация образовательного события по принципам индивидуализации.

Научно –практическая конференция для младших школьников «Первый шаг» — это традиционное мероприятие, которое проводится ежегодно в МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им.С. И. Идельгина» Олекминского района. Конференция востребована, дети и педагоги активно участвуют на нашем мероприятии. Но, анализируя программу и организацию предыдущих конференций, мы выявили ряд проблем. Во- первых, они проходят, как правило, однотипно: открытие, защита проектов по секциям, награждение. Нет новизны, нет разнообразия. Во-вторых, участие педагогов ограничивается только сопровождением своих учащихся по секциям. В-третьих, в организации и проведении конференции принимают участие в основном педагоги, участие учащихся старших классов весьма незначительно.

Чтобы мероприятие стало настоящим событием для ребенка, нужно чтобы он не просто побывал там, не просто принял участие, а прожил его, приобрел новый для себя опыт в результате целенаправленной деятельности в открытом образовательном пространстве. В какой форме организовать работу конференции, чтобы каждый участник, и ученик, и педагог, приобрели новый опыт, расширили свои образовательные интересы, чтобы для каждого из них это мероприятие стало событием? Так зародилась идея создания проекта организации конференции в новой — тьюторской модели. Основной опорой для нас стала технология «Навигатор: тьюторское сопровождение в образовательных событиях», разработанная авторским коллективом Архангельского областного института открытого образования (Балагина Е. В., Голованова О. Б., Неманова К. М., Уварова Л. И., Филиппова Ю. С.).

Основная идея проекта — создание в рамках НПК такого образовательного пространства, которое является для участников избыточным, в котором появляется необходимость выстраивания индивидуального образовательного маршрута, навигации по его освоению, потребность в консультанте — тьюторе по продвижению.

Цель: разработка тьюторской модели организации научной конференции для младших школьников «Первый шаг».

Задачи:

  1. Изучить известный опыт в организации и проведении образовательного события, тьюторского сопровождения участников образовательного события.
  2. Определить оптимальные возможности новой модели организации конференции с тьюторским сопровождением исходя из реальных условий своей школы.
  3. Составить программу конференции по принципу открытого образования: открытость, избыточность, вариативность, гибкость, индивидуализация.
  4. Создать навигатор конференции для педагогов и обучающихся.
  5. Организовать научно-практическую конференцию для младших школьников в тьюторской модели.
  6. Определить пути построения дальнейшей траектории участников конференции (учителя, учащиеся).

Целевая аудитория: учащиеся 1–5 классов, учителя.

Заинтересованные стороны (участники проекта): учащиеся 10–11 классов,учителя , педагоги дополнительного образования.

При организации конференции в тьюторской модели все мероприятия внутри него являются образовательными ресурсами. Подбор и предложение избыточного спектра образовательных ресурсов производится на основании анализа потребностей и интересов целевых групп и с учетом целевой установки события. При этом, образовательная среда должна быть наполнена ресурсами, которые позволяют не только получить теоретические знания, но и осуществить пробы. В организации и проведении мероприятий принимают участие не только педагоги школы, но и учащиеся 10–11 классов.

Для ознакомления с содержанием, формами работы и регламентом мероприятия, для составления своего индивидуального образовательного маршрута участия в мероприятии создается навигатор конференции . Это печатный путеводитель мероприятия, который помогает каждому участнику ориентироваться в пространстве образовательного события, составлять свой индивидуальный образовательный маршрут внутри мероприятия, проводить рефлексию нового опыта. Созданный нами Навигатор конференции состоит из следующих пунктов: как использовать навигатор, Программа работы НПК, блок мероприятий по выбору, анонсы мероприятий в рамка НПК, словарь полезных терминов, примерный план публичного выступления, Мой индивидуальный образовательный маршрут, рефлексия, анкета обратной связи.

Основным дополнением к конференции являются входные и итоговые тьюториалы, позволяющие каждому участнику стать субъектом своего образования в рамках конференции, прожить опыт сопровождения. Организацию процесса сопровождения реализуют учителя с тьюторской позицией. Они организуют вокруг себя группы (не более 10 человек) для работы с индивидуальными вопросами, выстраивания навигации по конференции.

Руководители площадок являются инициаторами, разработчиками и организаторами деятельности вокруг определенной темы. В организации площадок принимают участие не только педагоги школы, педагоги учреждений дополнительного образования, но и старшеклассники.

Тьюторанты (участники работы площадки) — участники конференции, которые объединились вокруг тьютора, выбранного по своему желанию, для совместного поиска ответов на индивидуальные вопросы.

Для обеспечения организационного и методического качества площадок должна быть проведена систематическая работа рабочих групп (на этапе подготовки).

Тьюторское сопровождение участников ОС заключается в:

– сопровождении индивидуального образовательного маршрута (навигатор)

– создании ситуации продвижения ребенка

– организации рефлексии

Рефлексия проводится как среди учащихся, так и среди педагогов. Этап рефлексии для учащихся организуется в каждой секции, после того, как они выступили со своими проектами. Кроме этого они заполняют рефлексивный дневник. Рефлексия педагогов организуется через заполнение рефлексивного дневника, анкеты обратной связи (в навигаторе).

Результаты

  1. В ходе разработки проекта изучен опыт организации и проведения образовательных событий, организации тьюторского сопровождения.
  2. Разработана тьюторская модель организации конференции, которая включает в себя следующие взаимосвязанные структурные элементы: открытая среда, навигатор как средство составления ИОМ, тьюторское сопровождение.
  3. Программа конференции составлена по принципу открытого образования: открытость, избыточность, вариативность, гибкость, индивидуализация. Мероприятия в рамках конференции являются образовательными ресурсами, которые позволяют не только получить теоретические знания, но и осуществить пробы.
  4. Создан макет навигатора конференции, помогающий каждому участнику ориентироваться в пространстве образовательного события, составлять свой индивидуальный образовательный маршрут внутри мероприятия, проводить рефлексию нового опыта.
  5. Анализ проведения конференции, определена эффективность мероприятия.
  6. Опыт проведения конференции в новой форме распространен через публикации в районной газете «Олекма» и Сайт школы, на Республиканской педагогической ярмарке «Сельская школа».

Выводы

  1. Эффектами реализации проекта могут стать расширение образовательного пространства, расширение круга педагогов, вовлеченных в данную проблематику, проекты по индивидуализации образования, определение направлений будущих проектов учащихся.
  2. Инновационность данного проекта состоит в том, что научно-практическая конференция, организованная как образовательное событие, позволяет не только расширить границы познания учащихся, педагогов, но и соединить такие технологии, как организация проектной деятельности и технология тьюторского сопровождения.
  3. Практическая значимость проекта заключается в том, что он может стать инструментом для педагогов и школ в организации массовых мероприятий, построенных по принципам индивидуализации.

F:\НПК Первый шаг\IMG_2839.JPG

C:\Users\1-НСОШ\Desktop\IMG_20170323_204639_298.jpg

Похожие статьи

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Концептуальные подходы в педагогическом проектировании метапредметных действий младших школьников (образовательная область «Филология»)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Практический подход к имитационным методам обучения на примере деловой игры «Пациент на этапе стационарного лечения»

Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики по теме «Системы счисления»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития «В поисках игрушек»

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений с детьми старшей группы «Необычное путешествие»

Социальный тренажер «Защити себя сам» в системе социально-педагогической профилактики буллинга среди младших школьников

Технологическая карта урока информатики в средней школе на тему «Мультимедиа. Компьютерные презентации»

Похожие статьи

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Концептуальные подходы в педагогическом проектировании метапредметных действий младших школьников (образовательная область «Филология»)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Практический подход к имитационным методам обучения на примере деловой игры «Пациент на этапе стационарного лечения»

Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики по теме «Системы счисления»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития «В поисках игрушек»

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений с детьми старшей группы «Необычное путешествие»

Социальный тренажер «Защити себя сам» в системе социально-педагогической профилактики буллинга среди младших школьников

Технологическая карта урока информатики в средней школе на тему «Мультимедиа. Компьютерные презентации»

Задать вопрос