Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 29.01.2021

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Кузьменкова, Е. В. Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста / Е. В. Кузьменкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/6012/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: речь дошкольников, дидактические пособия, автоматизация, дифференциация.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил [1].

В настоящее время грамотная речь у детей дошкольного возраста встречается очень редко. В речи детей мы нередко наблюдаем многочисленные проблемы:

— несформированность грамматического строя речи;

— использование простых предложений;

— нарушение звукопроизношения;

— неумение использовать связную речь;

— плохая дикция;

— бедность диалогической речи;

— недостаточно развитый словарный запас.

Одной из самых главных задач в работе учителя-логопеда является формирование у детей всех сторон речи. Для продуктивной работы учителю-логопеду необходимо тщательно подбирать дидактические и игровые пособия для того, чтобы занятия не казались скучными и однообразными, а наоборот ребенок испытывал интерес к занятиям, быстрее и правильнее усваивал предложенный материал.

Поэтому данная проблема ведёт к поиску новых приёмов в работе, а именно — использование новых дидактических пособий, которые помогут в работе над всеми сторонами речи.

Пособия, изготовленные своими руками, помогают в устранении речевых нарушений и в активизации высших психических функций, таких как: мышление, память, внимание и повышают работоспособность детей.

Нижеприведенное пособие может использоваться в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми дошкольного возраста при автоматизации и дифференциации звуков.

Данным пособием может пользоваться как логопед, так и воспитатель (во время образовательной деятельности и на логочасе).

Цель: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию всех сторон речи у детей дошкольного возраста.

Логопедическое пособие «Портфель Незнайки». Автоматизация и дифференциация звуков в словах

Область применения: пособие используется для индивидуальной и подгрупповой деятельности детей при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Цель: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи.

Таблица 1

Автоматизация звуков: [Р, Л, С, Ш, Ж, З]

Задачи

Ход

Материал

Коррекционно- образовательные:

— закреплять зрительный образ букв [Р, Л, С, Ш, Ж, З];

— закреплять правильное произношение звуков в словах;

— закреплять понятие «согласный, твёрдый, звонкий»;

— учить определять позицию звука в словах.

Коррекционно-развивающие:

— развитие фонематического слуха;

— развитие мелкой моторики.

коррекционно-воспитательные:

— воспитывать самоконтроль за речью;

— воспитание активности и внимательности на занятии;

— воспитание интереса к занятиям;

— формировать положительную мотивацию на занятии через игровые моменты.

Дети, сегодня к нам пришел Незнайка и принес свой необычный портфель.

Давайте откроем его с разрешения Незнайки.

Посмотрите, здесь какие-то изображения, схемы, карточки со звуками….

А, понятно… Незнайка не умеет правильно выговаривать звук «__» [Р, Л, С, Ш, Ж, З] и определять место звука в слове. Но очень хочет этому научиться.

Вы хотите ему помочь в этом?

В портфеле лежат изображения, в которых есть звук «__» [Р, Л, С, Ш, Ж, З]; схемы, для того, чтобы определить место этого звука в слове.

Наша задача: правильно назвать все изображения и распределить под схемами.

А Незнайка все запомнит и повторит это дома у себя в Цветочном городе.

Незнайка,

портфель Незнайки,

образ буквы,

кармашки с отдельными изображениями,

схемы для определения позиции звука.

Таблица 2

Дифференциация звуков ([Л] — [Р]; [С] — [Ш]; [З] — [Ж])

Задачи

Ход

Материал

Коррекционно-образовательные:

— учить дифференцировать звуки ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]) в словах;

— закреплять умение различать звуки([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]) в словах;

— учить определять позицию звука в слове;

— учить сравнивать, различать и правильно произносить звуки на материале слов.

Коррекционно-развивающие:

— развитие фонематического слуха;

— развитие мелкой моторики.

коррекционно-воспитательные:

— воспитывать самоконтроль за речью;

— воспитание активности и внимательности на занятии;

— воспитание интереса к занятиям;

— формировать положительную мотивацию на занятии через игровые моменты.

Дети, сегодня к нам пришел Незнайка и принес свой необычный портфель.

Давайте откроем его с разрешения Незнайки.

Посмотрите, здесь какие-то изображения, схемы, карточки со звуками….

А, понятно… Он просит вас научить его различать звуки __ и __ ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]) в словах.

Вы хотите ему помочь в этом?

В портфеле есть много различных картинок со звуками __ и __ ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]). Наша задача научить Незнайку правильно называть все картинки и различать звуки __ и __ ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]).Будем прикреплять картинки под буквой, которую мы произносим в слове.

Незнайка,

портфель Незнайки,

кармашки с отдельными изображениями,

образы букв __и__ ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]).

Благодаря таким пособиям в работе учителя-логопеда удается повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста, повысить уровень восприятия, мышления, памяти и внимания дошкольников. Использование дидактических пособий позволяет детям усвоить информацию быстрее и в более интересной форме.

Литература:

  1. Речь. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Речь

Ключевые слова

дифференциация, автоматизация, речь дошкольников, дидактические пособия

Похожие статьи

Теоретические основы процесса обучения детей дошкольного возраста говорению на иностранном языке

Организация работы с учебным словарем антонимов на уроках русского языка как условие развития письменной речи младших школьников

В статье представлено обследование уровня развития письменной речи младших школьников.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе

Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Особенности речевого развития младшего школьника

Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.

Патриотическое воспитание детей с тяжелым нарушением речи на логопедических занятиях

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Похожие статьи

Теоретические основы процесса обучения детей дошкольного возраста говорению на иностранном языке

Организация работы с учебным словарем антонимов на уроках русского языка как условие развития письменной речи младших школьников

В статье представлено обследование уровня развития письменной речи младших школьников.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе

Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Особенности речевого развития младшего школьника

Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.

Патриотическое воспитание детей с тяжелым нарушением речи на логопедических занятиях

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Задать вопрос