Изучение личности нации — Александра Невского на уроках русского языка в 6-м классе
Автор: Седых Елена Владимировна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.
Дата публикации: 29.01.2021
Статья просмотрена: 19 раз
Библиографическое описание:
Седых, Е. В. Изучение личности нации — Александра Невского на уроках русского языка в 6-м классе / Е. В. Седых. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/6015/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор подобрал тексты для обучающихся 6 класса, которые можно использовать на уроках русского языка. Через них ученики знакомятся с личностью Александра Невского.
Ключевые слова: текст, князь, задания.
В 2021 году Российской Федерации предстоит отметить 800-летие со дня рождения выдающегося военачальника и политического деятеля русской истории — князя Александра Невского. В соответствии с указом Президента создан Организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию юбилея.
Предлагаю коллегам на протяжении учебного года в 6 классе использовать подобранные тексты с заданиями, где обучающиеся познакомятся с жизнью великого князя.
Тема «Части речи. Орфограммы в окончаниях слов». Задание: укажите части речи в последнем предложении. Вставьте окончания. Текст: «Когда Александру исполнилось три года, в переяславском Преображенск__ храм_ был совершён обряд пострига. Мальчика признали мужчин__ и законным княжеск__ сыном. На Александра надели специально сшитую для него одежду воина, пояс, к которому прикрепили маленьк__ меч, и бережно посадили на коня».
Тема: «Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания». Задание: выписать три словосочетания из первого предложения. Указать простые предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Текст: «Пока Александр был маленьким, отец несколько раз собирал свою дружину и уходил в Новгород. Великий Новгород на реке Волхов стоял за дальними лесами, холмами и непролазными топями. С Новгородской земли начали княжить когда-то старинные предки Александра — князья Рюрик, Олег и Игорь. Оттуда пошла земля Русская» [1, с. 52].
Тема: «Прямая речь». Задание: найдите предложение с прямой речью, расставьте знаки препинания, составьте схему. Текст: «Александру исполнилось 9 лет, но он постоянно старался быть вместе со взрослыми воинами. Ты, князь, первым начинаешь битву и за собой ведёшь войско, а потому должен лучше всех управлять конём. Ты должен лучше других биться на мечах, стрелять из лука, владеть боевым топориком учил его воспитатель боярин Фёдор Данилович» [2, с. 5].
Тема: «Текст и стили речи». Задание: прочитать отрывок, определить стиль и тип речи. Текст: «Однако соседи у Великого Новгорода были в то время опасные, то одни, то другие мечтали отнять у него богатые земли. Против них без князя с его дружиной городу было не выстоять. Поэтому скоро новгородцы сами запросили Ярослава Всеволодовича прийти к ним княжить. И опять приехал он вместе с сыновьями. Александру скоро исполнялось двенадцать уж лет, и теперь большой вольный город ему понравился».
Тема: «Устаревшие слова». Задание: прочитать текст, выписать исконно русские и устаревшие слова. Текст: «Ушёл как-то раз Александр с княжьего двора один, без старших. Видит — на улице ребята играют, деревянными мечами бьются.
— Здоров будь, княжич! — крикнул один из них. — Будешь с нами играть?
Александр прежде всегда под присмотром взрослых ходил, а тут так понравилось ему со своими ровесниками.
— Меня Гаврилой зовут, а его — Мишей. На мечах умеешь?
И стали они разыгрывать сражение. Александр к тому времени знал уже многие воинские приёмы, но Миша, Гаврила, Збыслав и другие тоже сражались неплохо. Однако Александр в потешном бою их всех победил» [1, с. 59].
Тема: «Морфемика и словообразование». Задание: прочитать текст, выполнить морфемный разбор слов навещать , новгородские, схватках. Текст: «Прошло три года.
— Ты теперь у меня старший сын, — говорил отец, когда приезжал навещать Александра. — Главная надежда и опора семьи.
И однажды, когда на новгородские земли напали рыцари, князь Ярослав Всеволодович собрал большое войско и вышел им навстречу.
— Вместе пойдём, дам тебе своих воинов, береги их. А они станут беречь тебя, — сказал он сыну.
— У меня свои воины тоже есть, — ответил Александр и привёл Гаврилу, Збыслава, Мишу.
— Хорошо знаю я их отцов, добрые бояре! — обрадовался князь Ярослав Всеволодович. — В схватках всегда меня выручали. Теперь их сыновья станут твоей дружиной» [1, с. 61].
Тема: «Морфемный и словообразовательный разбор». Задание: прочитать текст, выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов колокольный, перекрестился. Текст: «Александру исполнилось семнадцать лет. А в семнадцать лет и семью заводили и городом правили. Молодого княжича уже называли все уважительно Александром Ярославовичем.
И когда в центре города забил вечевой колокол, жители знали — зовёт колокольный звон для хорошего дела. Князь Александр Храбрый станет принимать присягу.
На круглое возвышение — степень — поднялся посадник, прочитал договор с князем. А потом наступило главное мгновение. Архиепископ новгородский Спиридон торжественно протянул князю большой серебряный с позолотой крест. И Александр, склонив голову, три раза перекрестился и поцеловал этот крест. Так в те времена князья подтверждали свои клятвы на верность Великому Новгороду».
Тема: «Имя существительное как часть речи». Задание: прочитать текст , назвать имена существительные, вспомнить морфологические признаки существительного. Текст: «После битвы на Каяле прошло двенадцать лет. Многие уже стали забывать о ней и о том страшном народе. Но неожиданно монголо-татары снова подошли к Русской земле. Вёл их хан Батый.
Восемнадцатилетний князь Александр спешно собирал войско, чтобы выйти навстречу несметным отрядам врага. Дозоры неожиданно сообщили: «Хан Батый повернул назад свои полчища и направил их в половецкие степи, к реке Дон».
Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное». Задание: прочитать текст, выписать слова с пропущенными орфограммами. Текст: «Александр Ярославович женился на дочер_ полоцкого князя Брячислава. Однажды зашёл князь на половину к жен_, чтобы взглянуть на своего м_лыша — сынка, и в этот момент его с тр_вогой позвали слуги:
— Беда, князь! Шведские рыцари на к_раблях зашли с (Ф,ф)инского залива на (Н, н)еву, хотят забрать себе новгородские земли! Поторопись, князь, защитить _течество, не то опоздаешь!» [1, с. 67].
Тема: «Имя прилагательное как часть речи». Задание: прочитать текст, найти прилагательные, указать их род, число и падеж, подчеркнуть как член предложения. Текст: «Архиепископ новгородский Спиридон благословил Александра на тяжкую битву. Вышел князь из храма, остановился на паперти и с высокого крыльца взглянул на своих воинов. А воины все замерли, ожидая его слова. И князь нашёл это слово. «Не в силе Бог, но в Правде!» — громко, глядя огненными глазами на дружину, сказал князь. Правдой же тогда называли закон, по которому жили люди. А закон, заповеди были даны людям самим Богом».
Тема: «Имя числительное как часть речи». Задание: прочитать текст, написать числа словами. Текст: «День 15 июля 1240 года. Шведские рыцари отдыхали на берегу. Знаменитый воин Бергер думал, что сражение будет на широком поле. Трубачи протрубят сигнал о начале боя. И кто победит — за тем будет земля Новгородская. Поэтому, когда из ближнего леса на шведов ринулись несколько сотен мужиков, а с другой стороны — сам князь в сверкающем шлеме, Биргер крикнул:
— Подождите, мы ещё не готовы к битве!
— Зато мы готовы! Ты ведь звал нас! — ответил Александр и ударил его копьём в лицо» [1, с. 71].
Тема: «Повторение изученного по теме «Местоимение». Задание: прочитать текст, найти местоимения, указать их разряды. Текст: «Однако лето ещё не закончилось, как на Русскую землю напали другие рыцари — немецкие. Их войско сожгло старинный город Изборск, разграбило многие селения и подошло к Пскову. Первым делом князь повёл новгородское войско на крепость у Финского залива и сокрушил её. Зимой Александр Невский освободил Псков. Такого поражения не мог стерпеть магистр рыцарского ордена и собрал огромную силу. Все рыцарские отряды двинулись навстречу Александру.
Место для сражения нашёл князь такое: там, где Чудское озеро переходило в Псковское, у серой каменной сказы, торчащей из подо льда. 5 апреля 1242 года на подтаявшем льду сходились Чудского озера сходились две рати. Немецкие рыцари, одетые в тяжёлый металл, один за другим вместе с конями стали проваливаться под лёд. Многие стали сдаваться. О славной победе князя скоро узнали во многих странах».
Тема: «Глагол как часть речи». Задание: прочитать текст, найти глаголы, указать их время. Текст: «Хану Батыю понравились волжские степи, и он решил там поселиться. Ярослав Всеволодович умер, хан призвал Александра в Орду. Батый предлагал покориться. Митрополит Киевский посоветовал Александру ехать к хану. Батыю понравился могучий, прекрасный лицом русский князь, он отправил его предстать перед великим ханом. Александр Невский решил претерпеть унижение, но спасти русский народ от погибели».
Тема: «Морфологический разбор глагола». Задание: прочитать текст, выполнить разбор глаголов: знали, (не) схватит. Текст: «Покой и мир воцарились на земле. Однако Орда была недалеко: при каждом русском князе жил посланник от хана — баскак. Но всё же люди знали, что их дома теперь не порушат, поля не потопчут, а их самих никто не схватит. Великий князь постарался выкупить из татарской неволи и тех, кого прежде угнали в Орду».
Тема: «Разделы науки о языке». Задание: прочитать текст, указать части речи в четвёртом предложении. Текст: «Монголо-татары решили провести перепись русского населения. Сколько во дворе взрослых мужчин — такой и налог. Новгородцы возмущались, Александр просил потерпеть. Затем князь поехал уговорить хана прогнать ненасытных откупщиков, которые требовали отдавать сыновей и дочерей на продажу. Позже хан захотел, чтобы воины Александра завоевали Кавказ. Новгородцы просили князя не отдавать сыновей в ханское войско. Снова Александр поехал в Золотую Орду, лишь бы освободить русских сыновей от ханской службы».
Тема: «Синтаксис». Задание: прочитать текст, выполнить синтаксический разбор первого предложения. Текст: «Князь отмолил, заслонил Русь от новой напасти. По дороге домой силы его стали иссякать. Совсем больной он добрался до Городца, там и скончался. За несколько часов перед смертью, Александр успел принять монашескую схиму».
В духовно-нравственном измерении личность Александра Невского отражает многогранный духовный мир средневековой Руси. В жизни князя переплелись война и политика, дипломатия и религия, однако, несмотря на сложность личности и эпохи, в народной памяти запечатлелся образ воина-праведника, благоверного князя, понимавшего свое общественное положение как служение Богу и Отечеству.
Литература:
- Воскобойников В. М. Лики святых: Исторические повести/Художник К. Прокофьев.- М.: Аквилегия — М.,2011.- 224 с.
- Крутогоров Ю. Александр Невский. «Белый город» — М., 2001. — 47 с.
Похожие статьи
Уроки истории в 6-м классе с использованием деятельностно-ценностных задач
В статье автор описывает уроки истории в 6 классе с использованием деятельностно-ценностных задач.
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка
В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.
Решение проблем в работе с текстом у школьников на уроках географии
В статье автор исследует способы решения проблем школьников в работе с текстом.
Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка
В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.
Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе
В статье представлены примеры заданий (приемов РКМЧП) к урокам литературы о сказках А. С. Пушкина.
Профориентация обучающихся на уроках русского языка в 6-м классе
В статье автор пытается решить задачу органичного включения материала учебника Русского языка 6 класса для профессиональной ориентации в процесс обучения.
Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта
В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.
Использование аутентичных публицистических текстов на тему экологии в обучении чтению на уроках английского языка в 10–11-х классах
В статье автор рассматривает чтение аутентичных текстов на уроках английского языка как способ формирования экологических текстов у старшеклассников, предлагает систему заданий к тексту на тему экологии из англоязычного интернет-журнала.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Волга — матушка-царица»
В статье авторы знакомят с авторским дидактическим пособием для детей старшего дошкольного возраста на экологическую тематику.
Похожие статьи
Уроки истории в 6-м классе с использованием деятельностно-ценностных задач
В статье автор описывает уроки истории в 6 классе с использованием деятельностно-ценностных задач.
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка
В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.
Решение проблем в работе с текстом у школьников на уроках географии
В статье автор исследует способы решения проблем школьников в работе с текстом.
Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка
В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.
Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе
В статье представлены примеры заданий (приемов РКМЧП) к урокам литературы о сказках А. С. Пушкина.
Профориентация обучающихся на уроках русского языка в 6-м классе
В статье автор пытается решить задачу органичного включения материала учебника Русского языка 6 класса для профессиональной ориентации в процесс обучения.
Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта
В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.
Использование аутентичных публицистических текстов на тему экологии в обучении чтению на уроках английского языка в 10–11-х классах
В статье автор рассматривает чтение аутентичных текстов на уроках английского языка как способ формирования экологических текстов у старшеклассников, предлагает систему заданий к тексту на тему экологии из англоязычного интернет-журнала.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Волга — матушка-царица»
В статье авторы знакомят с авторским дидактическим пособием для детей старшего дошкольного возраста на экологическую тематику.