Приемы постановки и отработки согласного звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 01.02.2021

Статья просмотрена: 881 раз

Библиографическое описание:

Бакирова, Л. Р. Приемы постановки и отработки согласного звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному / Л. Р. Бакирова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/6023/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлены приемы постановки и отработки звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, способствующие коррекции и закреплению произношения звука.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, фонетический навык, согласный звук, постановка, упражнения и задания, скороговорка.

Слухопроизносительный (или фонетический) навык — способность правильно, в соответствии с нормами изучаемого языка, воспринимать услышанный звуковой образец и адекватно его воспроизводить. Показателем сформированности слухопроизносительного навыка является доведение указанной способности до автоматизированного (безошибочного, быстрого, стабильного) восприятия и воспроизведения [1, с. 280]. Формирование и развитие фонетического навыка — важный этап в обучении иностранных слушателей русскому языку. «Особая важность работы над фонетикой в первые дни обучения обусловлена спецификой этого аспекта языка: прежде чем изучать слова и грамматику, прежде чем учиться говорить и понимать чужую речь на слух, необходимо овладеть фонетическими средствами языка» [6, с. 111]. Проблеме обучения русскому произношению посвящено немало работ [3, 4, 5, 7]. В данной статье остановимся на приемах постановки и отработки звука [р].

Звук [р] — один сложных согласных звуков для иностранных слушателей. Он относится к сонорным дрожащим, нередко требует дополнительной работы над постановкой и коррекцией на занятиях по русскому языку как иностранному. При произнесении звука [р] губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; боковые края языка прижаты к верхним зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.

К основным приёмам постановки звука [р] относятся:

  1. Сначала произносите отрывистые звуки [д] (д-д-д), затем прибавьте любой гласный, например [а] (да-да-да), затем после [а] пытайтесь вернуться к положению звука [д], но произносить уже звук [р] (дар-дар-дар). А теперь уберите гласный, чтобы получилось сочетание [др]. Повторяйте это упражнение, пока различие между [д] и [р] не станет ощутимым.

После этого добавляйте гласные для получения полноценного слога. Например, «дра». Затем достройте до целого слова «драма».

  1. Далее начинайте тренировать слова, начинающиеся с [р]. Это может показаться более трудной задачей, но весь труд в том, чтобы убрать звук-помощник [д] или [т].
  2. У твердого [р] есть пара — мягкий [р']. Чтобы потренировать его произношение, в фонетических упражнениях после буквы р нужно использовать гласные буквы, которые смягчают предыдущий согласный (е, ё, и, ю, я).

Для отработки звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному на этапе довузовской подготовки мы предлагаем следующие типы упражнений и заданий.

1. Произнесите звук [р] длительно на одном выдохе громко, тихо, шепотом.

2. Произнесите слоги и слова:

Ра-ра-ра — рак

Ры-ры-ры — рыба

Ро-ро-ро — роза

Ру-ру-ру — руки

Ре-ре-ре — река

Рё-рё-рё — рёва

Рю-рю-рю — рюкзак

Ря-ря-ря — рядовой

3. Запомните и повторите ряды слогов:

дра-дро-дру-дры

дро-дру-дры-дра

дру-дры-дра-дро

дры-дра-дро-дру

рда-рдо-рду-рды

рдо-рду-рды-рда

рду-рды-рда-рдо

рды-рда-рдо-рду

адр-одр-удр-ыдр

одр-удр-ыдр-адр

удр-ыдр-адр-одр

ыдр-адр-одр-удр

арда-орда-урда-ырда

орда-урда-ырда-арда

урда-ырда-арда-орда

ырда-арда-орда-урда

4. Произнесите слоги и слова:

Пра-пра-пра — право, правило

Про-про-про — пропуск, пробка

Пры-пры-пры — прыжок, прыткий

Пру-пру-пру — пружина, упругий

5. Прочитайте, переведите незнакомые слова, ответьте на вопросы:

рак, рама, рана, работа, радио, радуга, радость, ракета, растение, нора, гора, гагара, баран, барабаны, муравьи, жара, детвора.

Какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? Какие слова обозначают один предмет, а какие — несколько?

6. Прочитайте, переведите незнакомые слова, ответьте на вопрос:

треск, треска, трибуна, тряпка, кудри, ноздри, привычка, причёска, прятки, пряник, бревно, бригада, брюки, крем, крючок, гриб, грядка, грязь.

Какие из этих слов можно заменить словами он, она, оно, они?

7. Прочитайте, переведите незнакомые слова, ответьте на вопрос:

рябина, рядовой, курсант, курс, командир, зарядка, моряк, порядок, ребёнок, репа, ресницы, редиска, репей, Роза, ресницы, Роман, хорёк, Ростислав, берёза, урюк, рис, звери, старик, Рита.

Какими из этих слов можно назвать человека, какими — животных, какими — растения, какими — продукты?

Следующий этап — работа со стихотворениями и скороговорками. Для обучающихся на подготовительном факультете можно предложить поработать со следующим шуточным стихотворением на отработку звука [р]:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

на дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру

собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

очень рада детвора.

Рю-рю-рю, рю-рю-рю

как я много говорю!

Ри-ри-ри, ри-ри-ри

от зари и до зари.

Ре-ре-ре, ре-ре-ре

о горе и о норе.

Рё-рё-рё, рё-рё-рё

Про ребят и про зверьё.

Ря-ря-ря, ря-ря-ря

про озёра и моря.

Рю-рю-рю, рю-рю-рю

говорю и говорю!

Ря-ря-ря, ря-ря-ря

обо всём, но, видно, зря!

Для коррекции и закрепления произношения согласного звука [р] мы предлагаем использовать следующие скороговорки и короткие стихотворения:

  1. Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тараторят,

Тараторят, тарахтят.

  1. На лугу под горкой

Лежит сырок с красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок.

  1. — Расскажите про покупки.

— Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои.

  1. Перепел перепёлку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.

  1. У Вари

На бульваре

Варежки пропали.

Воротилась Варя

Вечером с бульвара,

И нашла в кармане

Варежки Варвара.

(Елена Благинина)

  1. Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать нам пора

Для укрепления пера!»

  1. Свинья тупорыла,

Носом рыла, рыла, рыла.

Весь двор перерыла.

  1. В небе гром, гроза.

Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит.

  1. В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров.
  2. Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке — pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку — цап!

Для выработки слуховых навыков при работе со скороговоркой возможно выполнение упражнений с такими заданиями:

− слушайте;

− слушайте и различайте;

− слушайте, читая (про себя).

Для выработки произносительных навыков предлагаются следующие упражнения:

− слушайте и повторяйте вместе с преподавателем;

− слушайте и повторяйте;

− слушайте, повторяйте, читая;

− слушайте, повторяйте, пишите;

− читайте про себя, ставьте ударение, знаки членения фразы на синтагмы.

Чтобы разнообразить работу, можно предложить обучающимся прочитать скороговорку такими способами:

− по парам, когда первую часть рифмовки читает один обучающийся, а вторую часть читает другой;

− по рядам хором, когда один ряд начинает чтение рифмовки, а другой ряд завершает ее;

− с различной интонацией (грусть, радость, удивление и др.);

− хором: сначала в медленном темпе, затем — в среднем, и, наконец, в быстром темпе и т. д. [2, с. 23].

С целью закрепления отрабатываемого звука предлагаем обучающимся выучить наизусть стихотворения, в которых часто встречается изучаемый звук. Например, Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», Н. А. Некрасова «Мороз-воевода», А. С. Пушкина «Зима! Крестьянин, торжествуя…», В. А. Жуковского «Жаворонок», И. С. Никитина «Встреча зимы» и другие.

Литература:

  1. Азимов, Э.Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: ИКАР. — 2009. — 448 с.
  2. Атнагулова, А. Д. Особенности использования скороговорок во время фонетической зарядки на занятиях по русскому языку как иностранному // Научно-теоретические аспекты коммуникативных методик в процессе языковой подготовки сотрудников органов внутренних дел [Электронное издание]: сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Уфа, 8 октября 2020 года / под общ. ред. Е. А. Петровой. — Электрон. текстовые дан. (2,1 МБ). — Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2020.
  3. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи. — М.: Русский язык, 1977. — 281 с.
  4. Варламова, И. Ю. Вводно-фонетический курс русского языка для студентов-иностранцев: уч.-метод. пособие. — М.: Изд-во РУДН, 2001. — 78 с.
  5. Гусейнова, Т. В. Приемы дифференциации звуков [ш] и [ш’] на занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 2. С. 99–101.
  6. Капитонова, Т.И., Московкин, Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. — СПб.: Златоуст, 2006. — 272 с.
  7. Любимова, Н. А. Обучение русскому произношению: Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. — 2-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1982. — 192 с.

Похожие статьи

Постановка и коррекция звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, направленные на постановку и коррекцию произношения звука...

Постановка и коррекция согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному

Статья посвящена проблеме совершенствования русского произношения инофонами. В ней представлены артикуляционная характеристика и приемы отработки согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены тренировочные задан...

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с нарушениями речи. Описывается программное содержание образовательной области «Обучение грамоте». Раскрываются приемы и методы обучения звуковому, звукобуквенному и слоговому анализам слов различ...

Обучение русской фонетике (на примере стихотворений, скороговорок, пословиц, идиоматических выражений)

В статье раскрывается организация обучения русской фонетике на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплени...

Приёмы эйдетики как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

В статье рассматривается формирование лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку, а также эйдетические приёмы в качестве способа формирования лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому я...

Роль обучения говорению при овладении иностранным языком

В данной статье поднимается тема важности и приоритетности совершенствования навыков разговорной речи при обучении иностранным языкам. Рассматриваются этапы реализации речевой деятельности и необходимые условия на пути преодоления языкового барьера и...

Способы улучшения произношения у китайских студентов при изучении русского языка

В современном мире стремительно растет число китайских студентов, изучающих русский язык. Как и при изучении любого другого иностранного языка, перед учащимися и преподавателями возникает огромное количество проблем и сложностей, основными из которых...

Особенности работы над лексикой в процессе преподавания иностранного языка в вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей работы над иноязычной лексикой. В процессе преподавания иностранного языка необходимо работать над словообразованием, изучать возможности сочетаемости слов и фразеологических единиц, а также уделять в...

Типичные прописные ошибки у китайских студентов, изучающих русский язык как иностранный на начальном этапе

Данная статья посвящена изучению типичных прописных ошибок у китайских студентов, изучающих русский язык как иностранный на начальном этапе обучения. В статье рассмотрены результаты мероприятия, направленного на выявление типичных прописных ошибок. О...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Похожие статьи

Постановка и коррекция звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, направленные на постановку и коррекцию произношения звука...

Постановка и коррекция согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному

Статья посвящена проблеме совершенствования русского произношения инофонами. В ней представлены артикуляционная характеристика и приемы отработки согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены тренировочные задан...

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с нарушениями речи. Описывается программное содержание образовательной области «Обучение грамоте». Раскрываются приемы и методы обучения звуковому, звукобуквенному и слоговому анализам слов различ...

Обучение русской фонетике (на примере стихотворений, скороговорок, пословиц, идиоматических выражений)

В статье раскрывается организация обучения русской фонетике на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплени...

Приёмы эйдетики как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

В статье рассматривается формирование лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку, а также эйдетические приёмы в качестве способа формирования лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому я...

Роль обучения говорению при овладении иностранным языком

В данной статье поднимается тема важности и приоритетности совершенствования навыков разговорной речи при обучении иностранным языкам. Рассматриваются этапы реализации речевой деятельности и необходимые условия на пути преодоления языкового барьера и...

Способы улучшения произношения у китайских студентов при изучении русского языка

В современном мире стремительно растет число китайских студентов, изучающих русский язык. Как и при изучении любого другого иностранного языка, перед учащимися и преподавателями возникает огромное количество проблем и сложностей, основными из которых...

Особенности работы над лексикой в процессе преподавания иностранного языка в вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей работы над иноязычной лексикой. В процессе преподавания иностранного языка необходимо работать над словообразованием, изучать возможности сочетаемости слов и фразеологических единиц, а также уделять в...

Типичные прописные ошибки у китайских студентов, изучающих русский язык как иностранный на начальном этапе

Данная статья посвящена изучению типичных прописных ошибок у китайских студентов, изучающих русский язык как иностранный на начальном этапе обучения. В статье рассмотрены результаты мероприятия, направленного на выявление типичных прописных ошибок. О...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Задать вопрос