Модуль «Классное руководство» в программе воспитания кадетского училища
Автор: Титова Екатерина Михайловна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.
Дата публикации: 26.03.2021
Статья просмотрена: 119 раз
Библиографическое описание:
Титова, Е. М. Модуль «Классное руководство» в программе воспитания кадетского училища / Е. М. Титова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6191/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье обобщены основные направления работы воспитателя ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» в разрезе модуля «Классное руководство» программы воспитания: работа с классным коллективом/взводом, индивидуальная работа с кадетами, сотрудничество с преподавателями, работа с родителями (законными представителями). Рассмотрены виды и формы работы с кадетами по каждому направлению.
Ключевые слова: программа воспитания, модуль, классное руководство, воспитатель, кадет, коллектив, взвод, кадетское училище, воспитательный процесс, виды деятельности.
На основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» вносятся изменения в государственные стандарты начального, основного и среднего общего образования в рамках реализации требований Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В том числе, в части состава и реализации рабочей программы воспитания [1].
На основании вышеуказанного Приказа, методических рекомендаций о разработке программы воспитания педагогическим коллективом кадетского училища была разработана рабочая Программа воспитания училища.
Программа воспитания в Оренбургском президентском кадетском училище построена на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства и направлена на воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.
Особенностями организуемого в училище воспитательного процесса является:
– воспитательная работа в училище реализуется в процессе учебной деятельности обучающихся, а также их повседневной жизни. В училище соблюдаются правила воинской вежливости, поведения и правила, обеспечивающие поддержание дисциплины и проведение мероприятий, предусмотренных распорядком дня;
– воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации;
– организация воспитательной работы в училище осуществляется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся;
– эффективность воспитательной работы достигается созданием необходимых условий для успешной учебы, проживания, быта и досуга обучающихся, всесторонним информационно-технологическим обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к обучающимся с уважением их чести и достоинства;
– основной формой воспитания обучающихся является систематическая и целенаправленная индивидуальная воспитательная работа с каждым обучающимся;
– стержнем годового цикла воспитательной работы училища являются ключевые общеучилищные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
– важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и кадет является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов.
Одним из важных модулей в Программе воспитания в разделе содержание деятельности является модуль «Классное руководство». В кадетском училище классные руководители/командиры взводов, являются формальным и фактическим лидером взводного коллектива, а также, в условиях закрытого образовательного учреждения «мамой и папой» для кадет взвода.
Думаю, нет необходимости рассуждать об актуальности модуля «Классное руководство» в Программе воспитания, это неоспоримый факт. Итак, как же реализуется «воспитание через классное руководство»? Конечно, через известные направления работы классного руководителя/командира учебного взвода:
- Направление «Работа с классным коллективом/взводом»
– формирование условий для успешной адаптации кадет:
– социально-бытовая адаптация: приспособление к новым бытовым условиям (казарменный образ жизни, подъем/отбой, регламентированный прием пищи, досуг); развитие навыков самообслуживания, соблюдение распорядка дня, требований воинской дисциплины;
– учебная адаптация : освоение усложненной учебной программы училища (по сравнению со школой); самодисциплина и самоорганизация во время самоподготовки кадет;
– профессионально-служебная адаптация : освоение роли кадета, сформированность новых психофизиологических нагрузок: наряды, построения, хождение в составе строя, исполнение обязанностей кадета/младшего командного состава, что требует от кадет дисциплинированности, личной организованности;
– социально-психологическая адаптация: ограничение в контактах с родными и близкими; адаптация к гомогенной (мужской) среде; подчинение своим сверстникам (командиру отделения, заместителю командира взвода); принятие системы духовных ценностей и традиций кадетского корпуса).
Основные виды и формы работы по сплочению взводного коллектива:
– игры и тренинги на сплочение и командообразование (веревочный курс, игры по станциям, экскурсии, ролевые игры, квесты и т. д.);
– поздравление именинников с Днем Рождения на курсовом построении и взводные чаепития;
– реализация коллективно-творческих дел с привлечением родителей и совместных мероприятий;
– коллективная подготовка к курсовым/училищным мероприятиям;
– назначение на должности младшего командного состава;
– создание собственных (взводных/курсовых) традиций/ритуалов и т. д.
– сохранение жизни и здоровья кадет , организация профилактических мероприятий, осуществление предпрофильной подготовки к военной службе; формирование военно-профессиональной направленности кадет.
– создание образовательной среды, формирующей у кадет положительную мотивацию на приобретение компетенций необходимых для успешной учебной деятельности.
– инициирование и поддержка участия кадет в общеучилищных мероприятиях творческой направленности (органах кадетского самоуправления, волонтерской деятельности, кулинарном совете, творческих проектах, акциях, марафонах и т. д.). Участие кадет в конкурсной и олимпиадной деятельности (Всероссийской олимпиаде школьников, научно-исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах по учебным дисциплинам и т. д.).
– рейтинговая система оценивания учебной, внеурочной и повседневной деятельности кадет, которая позволяет вести систематический учет достижений кадет в учебной, научно-исследовательской, спортивной деятельности; учет нарушений в повседневной жизнедеятельности: дисциплине, внешнему виду и внутреннему порядку.
– активизация кадет в посещении курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования.
– организация досуга воспитанников и проведение внеклассных мероприятий по различным видам деятельности (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности). Особенно это направление в работе со взводом актуально в рамах выходного дня.
– реализация курса личностного развития кадет (классные часы).
- Направление «Индивидуальная работа с кадетами»
– это изучение особенностей личностного развития кадет взвода через наблюдение за поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях; в бытовых условиях, погружающих ребенка в мир человеческих отношений; в организуемых воспитателем беседах по тем или иным нравственным проблемам/конфликтным ситуациям;
– поддержка кадета в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с кадетами взвода/преподавателями/родителями/возможно, кадетами других курсов; состояние здоровья; трудности подросткового возраста; первая влюбленность; сложности в изучаемом предмете и т. д.);
– формирование мотивации к обучению каждого отдельного воспитанника и стимулирования его познавательных интересов;
– оказание помощи кадетам в повседневной жизнедеятельности, используя приемы и методы работы по формированию навыков самообслуживания (глажке, стирке, уборке жилой комнаты); обучение кадет внутреннему порядку и уважительному отношению к труду;
– индивидуальная работа в контроле за внешним видом кадет, который обязывает к дисциплине и ответственности;
– сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, привитие навыков личной гигиены, контроль за физическим развитием кадет;
– индивидуальные этические беседы, направленные на нравственные темы, а также на коррекцию поведения воспитанника, анализ конфликтных ситуаций;
– формирование Портфолио кадета ;
– оказание помощи в профессиональном выборе военного ВУЗа Министерства обороны Российской Федерации и т. д.
- Направление «Сотрудничество с преподавателями»
– привлечение педагоговксовместным взводным мероприятиям /интегрированным занятиям, позволяющим ближе узнать и понять воспитанников, увидев их в иной, отличной от учебной обстановки;
– привлечение педагогов к участию в родительских собраниях взвода для объединения усилий в деле обучения и воспитания кадет;
– помощь в выполнении домашнего задания , участие в предметных олимпиадах и конкурсах; подготовка научно-исследовательских работ;
– также сотрудничество с преподавателями заключается в совместной разработке индивидуальных образовательных маршрутов для кадет, показывающих нестабильный результат в обучении и т. д.
– проведение мини-педсоветов, психолого-педагогических консилиумов направленных на решение конкретных проблем успеваемости взвода.
- Направление «Работа с родителями (законными представителями)»
– изучение семьи кадета (сбор и обновление необходимой информации о кадетах (прием документов); составление социального паспорта на каждого кадета/взвода/учебного курса, обновление информации в системе управления обучением LMS — школа;
– привлечение родителей к соуправлению (составление перспективного планирования совместной деятельности на учебный год; проведение заседаний родительского комитета курса/взвода (организационные вопросы по обеспечению учебной и повседневной жизнедеятельности кадет, подготовка к мероприятиям);
– повышение психолого-педагогических знаний родителей (индивидуальные консультации, родительские собрания с родителями по вопросам обучения);
– профилактическая работа (профилактические беседы по актуальным вопросам обучения, воспитания и развития кадет);
– привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе : участие родительского комитета в организации училищных (курсовых и взводных) традиционных мероприятиях (День открытых дверей, «Родительский всеобуч», родительские гостиные, обмен творческим опытом (мастер-классы) и т. д.)
– участие родительского комитета в социализации кадет (организация выходов/экскурсий кадет в рамках выходного дня (посещение театров, музеев, выставок и т.д).
Таким образом, Программа Воспитания и его составная часть — модуль «Классное руководство» лишь координирует деятельность по формированию личности воспитанника. Но успех этого сложного процесса воспитания целиком и полностью зависит от ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА.
Литература:
1. https://mcrkpo.ru/Внесены изменения в ФГОС ОО по вопросам воспитания обучающихся — МЦРКПО (mcrkpo.ru)
Ключевые слова
коллектив, модуль, воспитательный процесс, виды деятельности, воспитатель, классное руководство, программа воспитания, кадет, взвод, кадетское училищеПохожие статьи
Программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (из опыта работы)
В данной работе представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы школы с детьми младшего школьного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также программы и проекты, направленные на уважительное отношение к воинскому прошло...
Система и содержание профессионального образования в колледжах
В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...
Организация и проведение предметной недели как формы внеурочной деятельности на примере ГОУ «Забайкальской краевой гимназии-интернат»
В статье автор делится опытом проведения предметной недели русского языка и литературы, посвященной Году семьи «Моя семья — моё богатство» в ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат».
Наставничество как условие становления молодого специалиста
В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...
Исследование особенностей личностной зрелости кандидатов в приемные родители
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей личностной зрелости кандидатов в приемные родители, которое проводилось в рамках учебно-производственной практики в школе приёмных родителей «Росток» (на базе Ч...
Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия»
В статье описаны принципы профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» с выпускниками, абитуриентами и студентами, разрешающие совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определя...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...
Опыт организация деятельности педагогических классов
В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Похожие статьи
Программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (из опыта работы)
В данной работе представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы школы с детьми младшего школьного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также программы и проекты, направленные на уважительное отношение к воинскому прошло...
Система и содержание профессионального образования в колледжах
В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...
Организация и проведение предметной недели как формы внеурочной деятельности на примере ГОУ «Забайкальской краевой гимназии-интернат»
В статье автор делится опытом проведения предметной недели русского языка и литературы, посвященной Году семьи «Моя семья — моё богатство» в ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат».
Наставничество как условие становления молодого специалиста
В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...
Исследование особенностей личностной зрелости кандидатов в приемные родители
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей личностной зрелости кандидатов в приемные родители, которое проводилось в рамках учебно-производственной практики в школе приёмных родителей «Росток» (на базе Ч...
Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия»
В статье описаны принципы профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» с выпускниками, абитуриентами и студентами, разрешающие совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определя...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...
Опыт организация деятельности педагогических классов
В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...