Диагностика необходимости создания центра психолого-педагогического сопровождения воспитателей на базе ДОО
Автор: Перова Анна Владимировна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.
Дата публикации: 31.03.2021
Статья просмотрена: 132 раза
Библиографическое описание:
Перова, А. В. Диагностика необходимости создания центра психолого-педагогического сопровождения воспитателей на базе ДОО / А. В. Перова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6216/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современное дошкольное образовательное учреждение — это сложная социально-педагогическая, динамическая система связей, включающая в себя разнообразные направления деятельности, которыми являются как осуществление воспитания, обучения и развития детей, так и психолого-педагогическое обеспечение и формирование педагогического коллектива. В настоящее время реформирование системы дошкольного образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требует сегодня от дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО) переосмысления основных направлений своей деятельности, в том числе психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение воспитателей ДОО, которое может включать в себя различные диагностические исследования, методическую работу, психологическое консультирование, просветительскую деятельность, позволит индивидуально подойти к образовательной деятельности каждого воспитателя, учитывая его индивидуальные возможности [1]. Также не следует забывать, что в современных условиях реформирования системы дошкольного образования усиливается роль и профессионализм педагога. От педагогического коллектива требуется высокий уровень мобильности, стрессоустойчивости, способность к самообразованию, быстрота реагирования на вводимые изменения требований к качеству их профессиональной деятельности.
Профессиональная образовательная деятельность воспитателей ДОО насыщена различными эмоционально напряженными факторами и ситуациями, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Это обусловлено тем, что коллективы в основном женские, в них наблюдается повышенная эмоциональность и тревожность, низкая стрессоустойчивость, постоянная концентрация внимания, чувственное пресыщение деятельностью, высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Также актуальными вопросами педагогической профессии является ежегодное увеличение количества детей, в том числе детей с ОВЗ, к которым требуется индивидуальный педагогический подход, и проблема профессионального выгорания педагогов [2]. Поэтому в настоящее время актуальными вопросами считаются сотрудничество педагога-психолога ДОО с воспитателями для создания психологически комфортных условий их профессиональной деятельности и разработка и внедрение в системе современного дошкольного образования инновационного центра психолого-педагогического сопровождения воспитателей на базе действующего ДОО.
В связи с этим, нами было предложено провести диагностику и выявить необходимость психолого-педагогического сопровождения педагогического коллектива ДОО, а также обосновать важность создания центра психолого-педагогического сопровождения для воспитателей. Под психолого-педагогическим сопровождением педагогических работников следует понимать, систему взаимосвязанных мер и действий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого воспитателя, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса [1].
Психолого-педагогическое сопровождение воспитателей в образовательном процессе, являясь одним из направлений деятельности образовательной организации, также представляет собой и задачу педагога-психолога, который, взаимодействуя с педагогическим коллективом, реализует ее на модели психологического сопровождения. В рамках данной задачи педагогом-психологом и был проведен диагностический опрос в виде анкетирования с воспитателями МБДОУ детский сад № 45 «Сказка» пос. Развилка Московской области, в котором приняло участие 47 респондентов: 22 воспитателя основного корпуса детского сада и 25 воспитателей филиала.
Проведенная диагностика, направленная на изучение педагогического коллектива детского сада, выявила не только отношения респондентов к своей непосредственной педагогической деятельности и ее перспективам, но и показатели психоэмоциональной стороны педагогической профессии воспитателя. Вопросы анкеты имели различную направленность, они собрали объективное мнение о проектируемом центре психолого-педагогического сопровождения воспитателей ДОО по желаемым видам педагогической и психологической помощи.
Согласно проведенного анкетирования и проанализированной информации были получены следующие показатели по детскому саду, которые были представлены в виде таблиц.
Таблица 1
Количественные и качественные показатели педагогической деятельности воспитателей (от общего числа 47 чел.):
Показатели педагогической деятельности воспитателей |
Основной корпус, кол-во чел. |
Филиал, кол-во чел. |
Соотношение от общего числа пед.работников ДОО, в % |
Полностью удовлетворены своей профессией |
14 |
18 |
68,1 |
В профессии уже чувствуют некоторое разочарование |
8 |
7 |
31,9 |
Занимаются дополнительно самообразованием |
9 |
13 |
46,8 |
Не занимаются дополнительно самообразованием |
13 |
12 |
53,2 |
Имеют собственную профессиональную перспективу |
10 |
16 |
55,3 |
Не задумываются о своей перспективе |
12 |
9 |
44,7 |
Как видно из таблицы 1, доля удовлетворенных своей профессией воспитателей больше в филиале, чем в основном корпусе. Также отчетливо заметно и отношение воспитателей к своей перспективе и дополнительному самообразованию, и здесь опять показатели филиала лучше, чем показатели основного корпуса. В связи с этим можно сделать предварительный вывод, что педагогический коллектив основного корпуса детского сада на данном этапе предрасположен к профессиональному выгоранию больше, чем коллектив филиала детского сада.
Таблица 2
Психоэмоциональные особенности педагогической деятельности воспитателей (от общего числа 47 чел.)
Психоэмоциональные особенности педагогической деятельности воспитателей |
Основной корпус, кол-во чел. |
Филиал, кол-во чел. |
Соотношение от числа пед.работников ДОО, в % |
Имеют трудности при общении с участниками образовательного процесса |
19 |
19 |
80,8 |
Не имеют трудности при общении ни с кем |
3 |
6 |
19,2 |
Вполне воспринимают критику в свой адрес |
5 |
11 |
34,0 |
Не воспринимают критику в свой адрес |
17 |
14 |
66,0 |
Редко раздражаются на работе |
11 |
12 |
48,9 |
Часто раздражаются на работе |
11 |
13 |
51,1 |
Согласно таблице 2, в которой представлены показатели психоэмоциональной стороны педагогической профессии воспитателей, можно проследить примерно одинаковые показатели в обеих группах респондентов, что может быть свидетельством того, что специфика работы воспитателя одинакова в любом структурном подразделении, и трудности и особенности в профессиональной деятельности воспитателей могут быть связаны с присутствием факторов психологической напряженности. Также можно сюда отнести и похожие показатели ответов респондентов по детям с ОВЗ. На вопрос о возможности «существенно ли поменяется жизнь и жизнедеятельность детей с ОВЗ при организованном инклюзивном обучении и воспитании», обе группы воспитателей основного корпуса и филиала ответили в равной доле пропорциональности, где согласные оказались в числе 15 и 19 человек соответственно, а полностью отрицающие — 7 человек по основному корпусу детского сада и 6 человек по филиалу. Все сказанное в совокупности говорит нам о схожих особенностях профессиональной деятельности воспитателей ДОО.
Дополнительно, по мнению респондентов диагностического анкетирования, была собрана и обработана информация о пожеланиях педагогического коллектива по вопросам методической, педагогической и психологической помощи, которая представлена в таблице 3.
Таблица 3
Общая информация по проектируемому центру психолого-педагогического сопровождения воспитателей ДОО:
Пожелания воспитателей для проектируемого центра психолого-педагогического сопровождения |
Основной корпус, кол-во чел. |
Филиал, кол-во чел. |
Желают прослушать дополнительную информацию на темы : |
||
Возрастная психология; |
3 |
7 |
Педагогические ситуации; |
11 |
9 |
Профессиональное выгорание; |
3 |
6 |
Конфликтология; |
3 |
9 |
РАС и аутизм у детей; |
1 |
8 |
Способы самоконтроля и самопомощи на работе; |
4 |
8 |
Общее тестирование и анкетирование с рекомендациями |
2 |
7 |
Пожелание для центра помимо методической помощи: |
||
Арт-терапия; |
5 |
7 |
Музыкотерапия; |
5 |
7 |
Ароматерапия; |
1 |
2 |
Фитотерапия; |
4 |
10 |
Светотерапия; |
0 |
4 |
Массаж шейно-воротник. зоны |
17 |
16 |
Пневмо-массаж ног |
1 |
4 |
Таблица 4
Мнение воспитателей о психолого-педагогическом сопровождении и общении с психологом в профессиональной деятельности
Мнение воспитателей о сопровождении и общении с психологом на работе |
Основной корпус, кол-во чел. |
Филиал, кол-во чел. |
Заинтересовались и хотели бы посещать проектируемый центр |
15 |
20 |
Не заинтересовались и считают лишней тратой времени |
7 |
5 |
Считают, что необходимо обращаться к психологу на работе |
16 |
25 |
Не считают необходимым посещать психолога на работе |
6 |
0 |
Согласно таблицам 3 и 4 можно сделать общий вывод, что педагогический коллектив обоих структурных подразделений в большинстве своем нуждается в проектируемом центре психолого-педагогического сопровождения. Большинство воспитателей возлагает надежды на центр в целях получения дополнительной информации, связанной с профессиональной деятельностью, для проведения различных мероприятий во время или после рабочего дня, а также в целях получения дополнительной психологической помощи и собственной разгрузки.
Наряду с общими вопросами анкеты респондентам было предложено оставить собственные рекомендации по желанию на отдельных строчках анкеты в конце, и полученная информация, на наш взгляд, получилась информативной и разноплановой. В дополнительные пожелания воспитателями были отнесены: библиотека для педагогического состава; тренинги по практической психологии; индивидуальные занятия с психологом; «круглый стол» по обмену педагогическим опытом; тимбилдинг для коллектива; релакс и успокоительные процедуры для детей, в т. ч. для детей с ОВЗ; «школа молодого воспитателя».
Таким образом, после проведенного анкетирования педагогического коллектива действующего детского сада, можно сделать общий вывод, что воспитатели нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в своей профессиональной деятельности и в проектируемом центре на базе детского сада. Согласно результатам анкетирования большинство воспитателей согласны взаимодействовать с педагогом-психологом по вопросам педагогического процесса и в целях получения дополнительной информации, а также для получения психолого-педагогической помощи и собственной разгрузки. Из проведенной диагностики видно, что психолого-педагогическое сопровождение педагогического коллектива является необходимым и теоретически обоснованным, как и создание центра психолого-педагогического сопровождения воспитателей на базе МБДОУ детский сад № 45 «Сказка».
Диагностирование необходимости создания центра психолого-педагогического сопровождения воспитателей ДОО, включающее в себя анкетирование и ранжирование результатов, подтвердило успешную апробацию анкеты, на основе которой и удалось определить показатели дальнейшей перспективной социально-психологической работы педагога-психолога ДОО. А для того, чтобы выявить необходимость психолого-педагогического сопровождения и обосновать важность создания центра для воспитателей на базе ДОО, нами был, во-первых, определен объект диагностирования (психолого-педагогическое сопровождение воспитателей), а во-вторых, проведена сама диагностика, определившая социально-психологическую работу педагога-психолога ДОО по вопросам практической психологии внутри педагогического коллектива.
Следовательно, необходимость психолого-педагогического сопровождения доказана, создание центра для воспитателей обосновано, а обеспечение дополнительной психолого-педагогической поддержки воспитателей с целью улучшения их социально-психологической компетентности становится инновационным содействием в образовательном процессе их педагогической деятельности и в системе образования в целом.
Литература:
- Вербицкая И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. Б. Вербицкая // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207) — с. 467–469.
- Перова А. В. Обоснование психолого-педагогического сопровождения педагогов в качестве инновационной деятельности / А. В. Перова // Исследования молодых ученых: материалы XIII Междунар.науч.конф.-Казань: Молодой ученый. — 2020. — № 10. — с. 68–70.
- metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogicheskogo-protsessa-v-dou.pdf
- https://infourok.ru/primernaya-programma-psihologopedagogicheskogo-soprovozhdeniya-pedagogov-v-usloviyah-fgos-3906990.html
Похожие статьи
Работа с лексическим материалом при изучении профессионально-ориентированного английского языка
Сипайлова Н. Ю. Малетина Л. В., К вопросу о взаимодействии языковых и профилирующих кафедр при обучении профессиональному иностранному языку. // http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf2/6.pdf Александрова И. А. Профессионально-ориентиро...
Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000 г. № 2 Давлятчина Н. Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий, журнал «Начальная школа»...
Перспективы применения системы «Умный дом»
15 научно-фантастических предсказаний, воплотившихся в реальной жизни // big.picture URL: http://bigpicture.ru/?p=319393 (дата обращения: 04.12.2016). Научная фантастика, ставшая реальностью // nakonu.com URL: http://nakonu.com/2015/08/18389 (дата о...
Проблемы функционирования платежных систем в России
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Часть вторая // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 9027/ О национальной платежной системе: федер. закон от 27...
Здоровье обучающихся в образовательных учреждениях
Бальсевич, В.К., Лобышева Л. И. Физическая культура, молодежь и современность. Теория и практика физической культуры, — 1995. — № 4 Варламов Д. Б., Егорычева Е. В., Чернышева И. В. Значение физической культуры для детей школьного возраста // Научное...
Проблемы применения имитационного моделирования и прикладного программирования в организациях малого бизнеса
Зайцева Н. О. Имитационное моделирование средствами системно-объектного подхода // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. №7-1 (126) С.155-159. Габрин Константин Эдуардович, Шепелев Иван Г...
Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей, воспитывающихся в кадетской школе
Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с. Митяев А. М. Здоровьсберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяев 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. Формирование здор...
Использование отработанных буровых растворов для производства керамзитоблоков
Микульский В. Г., Сахаров Г. П., Козлов В. В. и др. Строительные материалы. — М.: Издательство АСВ. — 2011. — 520 с. http://www.neft-i-gas.narod.ru/litera/knigi/4/11/index.htm http://ogbus.ru/authors/Yagafarova/Yagafarova_2.pdf
Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Апполонова // Дошк. воспитание. –1992. — № 5–6. — С.5–8. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора — дошкольникам // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В. А. Богуславск...
Формы совместного предпринимательства: теоретический аспект
Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федер. закон. РФ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года. № 129-ФЗ. Блинкова И. В. Совместные предприятия как форма межд...
Похожие статьи
Работа с лексическим материалом при изучении профессионально-ориентированного английского языка
Сипайлова Н. Ю. Малетина Л. В., К вопросу о взаимодействии языковых и профилирующих кафедр при обучении профессиональному иностранному языку. // http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf2/6.pdf Александрова И. А. Профессионально-ориентиро...
Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000 г. № 2 Давлятчина Н. Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий, журнал «Начальная школа»...
Перспективы применения системы «Умный дом»
15 научно-фантастических предсказаний, воплотившихся в реальной жизни // big.picture URL: http://bigpicture.ru/?p=319393 (дата обращения: 04.12.2016). Научная фантастика, ставшая реальностью // nakonu.com URL: http://nakonu.com/2015/08/18389 (дата о...
Проблемы функционирования платежных систем в России
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Часть вторая // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 9027/ О национальной платежной системе: федер. закон от 27...
Здоровье обучающихся в образовательных учреждениях
Бальсевич, В.К., Лобышева Л. И. Физическая культура, молодежь и современность. Теория и практика физической культуры, — 1995. — № 4 Варламов Д. Б., Егорычева Е. В., Чернышева И. В. Значение физической культуры для детей школьного возраста // Научное...
Проблемы применения имитационного моделирования и прикладного программирования в организациях малого бизнеса
Зайцева Н. О. Имитационное моделирование средствами системно-объектного подхода // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. №7-1 (126) С.155-159. Габрин Константин Эдуардович, Шепелев Иван Г...
Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей, воспитывающихся в кадетской школе
Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с. Митяев А. М. Здоровьсберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяев 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. Формирование здор...
Использование отработанных буровых растворов для производства керамзитоблоков
Микульский В. Г., Сахаров Г. П., Козлов В. В. и др. Строительные материалы. — М.: Издательство АСВ. — 2011. — 520 с. http://www.neft-i-gas.narod.ru/litera/knigi/4/11/index.htm http://ogbus.ru/authors/Yagafarova/Yagafarova_2.pdf
Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Апполонова // Дошк. воспитание. –1992. — № 5–6. — С.5–8. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора — дошкольникам // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В. А. Богуславск...
Формы совместного предпринимательства: теоретический аспект
Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федер. закон. РФ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года. № 129-ФЗ. Блинкова И. В. Совместные предприятия как форма межд...