Специфика организации курсов повышения квалификации преподавателей в рамках формы наставничества «ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мальцева, О. А. Специфика организации курсов повышения квалификации преподавателей в рамках формы наставничества «ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ» / О. А. Мальцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6366/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются профессиональные организации при реализации работы наставничества «педагог-педагог». Описывается специфика организации курсов повышения квалификации для наставников и наставляемых, как вариант нивелирования проблем реализации формы наставничества «педагог-педагог».

Ключевые слова: наставничество, система среднего профессионального образования, курсы повышения квалификации.

В национальном проекте «Образование» особое внимание акцентировано на внедрении наставничества, как катализатора «технологического рывка» и механизма создания эффективных социальных лифтов для специалистов, как инструмента повышения качества образования. На федеральном и региональном уровнях в настоящее время сформированы методологии (целевые модели) наставничества, которые определяют основные механизмы внедрения практики наставничества в образовательных организациях; формы наставничества и их целевое предназначение.

Под наставничеством в настоящее время понимают технологию обмена знаниями и социальным опытом, формирования навыков, компетенций и ценностей, преодоления образовательных/профессиональных дефицитов через взаимообогащающее общение и взаимодействие, основанные на доверии и партнёрстве [3].

В рамках проекта «Учитель будущего» наибольшую актуальность представляет наставничество «педагог–педагог», которая предполагает взаимодействие молодого/нового педагога с опытным, располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Прогнозируемым результатом правильной организации работы наставничества «педагог — педагог» будет выступать высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах [4]. Несмотря на богатый накопленный опыт организации наставничества в форме «педагог-педагог» в реальной практике общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций наблюдаются проблемы, среди которых:

 неоднозначность понимания содержательных и организационных аспектов наставничества;

 введение наставничества как дополнительной обязанности без учета уровня мотивации, интересов и способностей наставников и наставляемых;

 формализм организации наставничества: имитация его наличия вместо планомерной и систематической содержательной и организационной деятельности.

 неготовность молодого специалиста принимать помощь наставника [5].

Для решения данных проблем большими возможностями обладает дополнительное профессиональное образование, которое может быть организовано как краткосрочные курсы повышения квалификации для наставников и наставляемых.

В краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша” разработаны и реализуются две дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (далее — программы): для наставников-педагогов и наставляемых-педагогов. По нашему мнению, интеграция содержательного аспекта подготовки наставников и наставляемых является особенно актуальным в настоящее время, так как, несмотря на понимание наставничества как совместной деятельности наставников и наставляемых, в реальной практике приоритет чаще всего отдается подготовке наставников.

Характерной чертой для разработки программ выступает модульный принцип построения, предполагающий выстраивание содержания в виде самостоятельных целостных блоков. В зависимости от запросов заказчика основные тематические модули могут дополняться теоретическими и практическими вопросами.

Программа для наставников имеет целью сопровождение наставником личностного и профессионального роста наставляемого и способствует формированию способностей: организация помощи и поддержки наставляемого в разрешении образовательных, профессиональных дефицитов; сопровождение наставником личностного и профессионального роста наставляемого. Содержание программы для наставников раскрывает актуальные проблемы организации наставничества в современное время и включает в себя вопросы, характеризующие общие и организационные аспекты реализации наставничества, психолого-педагогические и общенаучные аспекты, инструментальные характеристики организации наставничества.

Общие и организационные аспекты программы отражают значительный перечень вопросов: нормативное регулирование в сфере организации наставничества; форматы наставничества; эффективность и эффекты наставничества. Психолого-педагогические и общенаучные аспекты могут быть посвящены актуальным вопросам: теория поколений и ее проецирование в наставничестве; этапы развития отношений между наставником и наставляемым. Инструментальный блок представляет собой перечень практических рекомендаций по использованию разнообразных техник и приемов работы с наставляемыми; обоснованию способов мотивации и стимулирования наставников; определению рисков наставничества и путей их минимизации.

Программа для наставляемых имеет целью формирование профессионально-значимых умений слушателей для успешной адаптации в образовательной организации. В конечном итоге предполагается формирование готовности у молодых педагогов: самостоятельно разрешать психологические, образовательные или профессиональные проблемы; самостоятельно проектировать предпочтительную модель взаимодействия с наставником.

Содержание программы для наставляемых можно представить двумя блоками: психолого-педагогический и методический. В первом наибольшее внимание уделяется проблемам, с которыми чаще всего сталкивается молодой педагог или новый специалист в начале своей работы в организации: процесс протекания адаптации, управление стрессами, налаживание контактов с сотрудниками и другое. Второй блок раскрывает важность наставничества как инструмента повышения успешности профессиональной деятельности: характеризует основные модели наставничества, способы обратной связи с наставником, способы составления совместных планов работы. Содержание программ предусматривает практико-ориентированную направленность, которая обеспечивает большую долю вовлеченности участников в образовательном процессе.

Таким образом, характеристика основных содержательных линий программ повышения квалификации показывает важность проведения обоюдной работы как с наставниками, так и наставляемыми.

Механизм реализации программ для наставников и наставляемых основывается на следующих принципах:

 принцип открытости к меняющимся условиям рынка труда региона, гибкость в построении программ, способность достаточно быстро и адекватно отвечать на изменение запросов потребителей образовательных услуг, возможность организации курсов на всей территории Российской Федерации;

 принцип вариативности реализации программ предполагает расширение границ выбора содержания и технологий в соответствии с разными вариантами реализации программ, возможность построения индивидуального образовательно-профессионального маршрута, максимальную персонализацию взаимодействия;

 принцип социального партнерства предусматривает интеграцию усилий образовательной организации и социальных партнеров (организаций-работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления) для решения вопросов подготовки высококвалифицированных кадров, взаимовыгодное сотрудничество с окружающим социумом;

 принцип профессионально-этической взаимоответственности выражает готовность наставников и наставляемых критически оценивать результаты собственной деятельности;

 принцип информационной мобильности заключается в разнообразии используемых форм обучения и применяемых технологий.

Указанные принципы легли в основу определения основных вариантов реализации программ в рамках формы наставничества «Педагог-Педагог»

1. Поэтапный вариант реализации на базе одной организации.

Курсыпроводятсяотдельно для каждой категории слушателей из числа работников одной организации. По итогам курсов повышения квалификации с учетом пожеланий наставников и наставляемых формируется приказ о назначении наставников, разрабатываются совместные планы работы наставнических пар/групп.

2. Интегрированные курсы для наставников и наставляемых. Такой вариант проведения курсов предполагает одновременное их проведение для участников. Осуществление набора слушателей предполагает, чтобы от образовательных организаций — заказчиков в курсах приняли участие пары «наставник-наставляемый». Часть занятий проводится отдельно для наставляемых и для наставников. При изучении вопросов об инструментах и техниках наставничества и проведении практикумов рекомендуем совместное проведение занятий, предполагающих групповые дискуссии и мастер-майнды; работу в парах, разработку совместных планов работ, самодиагностику и т. д.

3. Самостоятельная организация подготовки наставников и наставляемых. Данный вариант представляет собой традиционную модель организации курсов повышения квалификации, которая предусматривает изучение потребности потенциальных потребителей услуги, сбор заявок и непосредственную организацию курсов. Комплектование групп осуществляется предпочтительно в начале учебного года, но возможен вариант проведения и в другие периоды. Для слушателей предлагается варианты программ с разным количеством часов и разных форм обучения: очной, очно-заочной, заочной; с применением дистанционных образовательных технологий (полностью или частично).

При организации курсов повышения квалификации создаются организационно-технологические условия, среди которых: обеспечение педагогическими кадрами соответствующей квалификации; оптимальное материально-техническое оборудование, представляющее возможность проведения обучения в очном и дистанционном форматах; выбор способов работы, объединяющие традиционные и современные технологии и методы обучения: лекции, парные лекции, видеолекции, лонгриды, сторителлинги, инструменты коучинга, фасилитации, баддинга и другие [1; 2].

Таким образом, выстраивание работы на основе принципов открытости, вариативности, социального партнерства, профессионально-этической взаимоответственности, информационной мобильности позволяет обеспечить многовариативность реализации курсов повышения квалификации для наставников и наставляемых, что позволяет учесть запросы конкретных организаций-заказчиков и образовательные потребности слушателей.

Литература:

  1. Азевич А. И. Мультимедийные лонгриды как средство формирования коммуникативных умений школьников/ А. И. Азевич // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. — 2018. — № 2.
  2. Ахметова С. Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний / С. Г. Ахметова// Креативная экономика. — 2012. — № 7. — С. 98–104.
  3. Блинов В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 4–18.
  4. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019г. № Р-145.
  5. Региональная методология (целевая модель) наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в Хабаровском крае.
  6. Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний/ И. А. Эсаулова // Стратегии бизнеса — 2017 — № 6 (38). — С. 80–87

Похожие статьи

Наставничество как метод обучения и развития персонала

В научной статье представлены результаты анализа наставничества, как метода профессионального обучения и развития рабочего персонала предприятия. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «наставничество». Проанализированы проблемы организации систем...

Организационные условия профессионально-ориентированной подготовки магистров образования

В статье актуализируется потребность в установлении взаимосвязи между результатами подготовки магистров образования, заложенными в требованиях стандарта высшего образования, и требованиями профессионального стандарта педагога; рассматривается ряд орг...

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» в условиях гуманизации образования

В статье рассматриваются особенности организации курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» для бакалавров в условиях гуманизации образования. Описываются основные изменения, затрагивающие содержательные, структурные, резул...

Процесс обучения как деятельность в дидактике высшей медицинской школы

Статья раскрывает актуальность проблемы дидактики обучения в медицинском вузе. В содержании рассматривается отсутствие обоснованной теории содержательных основ профессионального образования; результаты учебного процесса высшей медицинской школы; проб...

Роль педагога в современном профильном обучении: анализ и рекомендации

В данной статье рассмотрена роль педагога в современном профильном обучении, проведен анализа деятельности педагога, выделены основные функции, которые наиболее важны для эффективного преподавания. Дана оценка важности роли педагога и предложены реко...

Наставничество как одна из форм передачи профессионального опыта в системе среднего профессионального образования Красноярского края

В статье предложена реализация модели наставничества системы профессионального образования. Отмечается значимость наставничества в решении проблем системы среднего профессионального образования Красноярского края и необходимость его развития с помощ...

Преемственность правовых компетенций в системе непрерывного образования “школа-колледж”

Данная статья посвящена анализу правовых компетенций, содержащихся в ФГОС общего образования и среднего профессионального образования, их преемственности. Автор определяет понятие «правовая компетенция», содержательно максимально соответствующее сист...

Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики

Статья посвящена изучению особенностей прохождения педагогической практики студентами факультетов специальной педагогики. При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста. Анализируются труд...

Формирование готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических вузов

Статья рассматривает актуальную проблематику формирования готовности к оценочной деятельности. Рассматривается особенности навыков оценочной деятельности, определены компоненты готовности к оценочной деятельности обучающегося экономического направлен...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Похожие статьи

Наставничество как метод обучения и развития персонала

В научной статье представлены результаты анализа наставничества, как метода профессионального обучения и развития рабочего персонала предприятия. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «наставничество». Проанализированы проблемы организации систем...

Организационные условия профессионально-ориентированной подготовки магистров образования

В статье актуализируется потребность в установлении взаимосвязи между результатами подготовки магистров образования, заложенными в требованиях стандарта высшего образования, и требованиями профессионального стандарта педагога; рассматривается ряд орг...

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» в условиях гуманизации образования

В статье рассматриваются особенности организации курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» для бакалавров в условиях гуманизации образования. Описываются основные изменения, затрагивающие содержательные, структурные, резул...

Процесс обучения как деятельность в дидактике высшей медицинской школы

Статья раскрывает актуальность проблемы дидактики обучения в медицинском вузе. В содержании рассматривается отсутствие обоснованной теории содержательных основ профессионального образования; результаты учебного процесса высшей медицинской школы; проб...

Роль педагога в современном профильном обучении: анализ и рекомендации

В данной статье рассмотрена роль педагога в современном профильном обучении, проведен анализа деятельности педагога, выделены основные функции, которые наиболее важны для эффективного преподавания. Дана оценка важности роли педагога и предложены реко...

Наставничество как одна из форм передачи профессионального опыта в системе среднего профессионального образования Красноярского края

В статье предложена реализация модели наставничества системы профессионального образования. Отмечается значимость наставничества в решении проблем системы среднего профессионального образования Красноярского края и необходимость его развития с помощ...

Преемственность правовых компетенций в системе непрерывного образования “школа-колледж”

Данная статья посвящена анализу правовых компетенций, содержащихся в ФГОС общего образования и среднего профессионального образования, их преемственности. Автор определяет понятие «правовая компетенция», содержательно максимально соответствующее сист...

Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики

Статья посвящена изучению особенностей прохождения педагогической практики студентами факультетов специальной педагогики. При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста. Анализируются труд...

Формирование готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических вузов

Статья рассматривает актуальную проблематику формирования готовности к оценочной деятельности. Рассматривается особенности навыков оценочной деятельности, определены компоненты готовности к оценочной деятельности обучающегося экономического направлен...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Задать вопрос