Цифровой мир финансовой грамотности
Автор: Еремина Светлана Ринатовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.
Дата публикации: 13.05.2021
Статья просмотрена: 1969 раз
Библиографическое описание:
Еремина, С. Р. Цифровой мир финансовой грамотности / С. Р. Еремина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 26-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6367/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Рассмотрены варианты и специфика применения современных цифровых образовательных ресурсов при формировании финансовой грамотности обучающихся системы среднего профессионального образования.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, финансовая грамотность, система среднего профессионального образования.
Необходимость использования цифровых образовательных ресурсов для формирования основ финансовой грамотности определяется задачами российской образовательной и профориентационной политики, задачами инновационного развития экономического образования в стране, аспектами государственной программы «Развитие образования в Хабаровском крае», регионального проекта «Кадры для цифровой экономики (Хабаровский край)», программы «Цифровая экономика» и Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения.
Актуальность использования цифровых образовательных ресурсов обусловлена потребностью современного общества с одной стороны в повышении финансовой грамотности обучающихся, с другой — изменениями в самой системе образования, переходом к активным и интерактивным формам и методам обучения. В такой ситуации важным становится овладение педагогами не только интерактивными образовательными технологиями, но и способами включения в учебную деятельность обучающегося цифровых образовательных ресурсов как в формате очного обучения, так и в онлайн среде и при организации различных форм дистанционного и самостоятельного обучения студентов профессиональных образовательных организаций.
Цифровые образовательные ресурсы — это ресурсы, которые созданы на базе цифровых технологий и их можно воспроизводить с помощью цифровых устройств.
Главная цель использования цифровых образовательных ресурсов на занятиях — вывести образовательный процесс на новый уровень, который нужен современным обучающимся. Электронные средства обучения представляют любую информацию в более наглядном виде и дают студентам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях. Обучающимся нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь. Цифровые образовательные ресурсы способны предоставить обучающемуся гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве. Без использования современных цифровых образовательных ресурсов уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Задача педагога — создать условия обучения, при которых необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят обучающемуся принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, она также жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и считать.
Цифровые образовательные ресурсы позволяют:
предоставить максимум информации по изучаемой теме, представленной в самых различных видах — текст, картинка, звук, видео, мультимедиа, интерактивная игра;
дать обучающемуся возможность самостоятельно постигать, изучать новые темы, подбирать и анализировать информацию;
быстро и легко организовать работу в парах и группах;
индивидуально подходить к каждому студенту, подбирая уникальные задания для каждого и помогая выстраивать индивидуальные образовательные траектории.
С помощью цифровых образовательных ресурсов у обучающихся развиваются навыки и необходимые базовые компетенции по финансовой грамотности, личному планированию доходов и расходов, вопросам формирования пассивного дохода, грамотного инвестирования сбережений и информационной безопасности гражданина в условиях цифровой экономики.
Цифровых образовательных ресурсов огромное количество. Для формирования основ финансовой грамотности можно использовать следующие ресурсы:
массовые открытые онлайн курсы на платформе Stepik.
сервис Learningapps.org.
онлайн-игры и мобильные приложения.
Дистанционное обучение все увереннее входит в образовательный процесс среднего профессионального образования. Любой человек может получить или дополнить свое образование новыми областями знаний.
МООК — это обучающий курс c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования. Курсы созданы на платформе Stepik. В настоящее время на платформе представлено большое количество учебных курсов по финансовой грамотности:
управление личными финансами https://stepik.org/58670.
финансовый контроль https://stepik.org/61653.
эффективное управление личным и семейным бюджетом https://stepik.org/4609
азбука финансов https://stepik.org/56728
основы финансовой грамотности https://stepik.org/53442
Эта платформа позволяет любому зарегистрированному пользователю создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы, используя видео, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой и моментальной обратной связью. В процессе обучения студенты могут вести обсуждения между собой и задавать вопросы преподавателю на форуме. На курс может поступить любой желающий, студент любого техникума, обучение бесплатное. Любой преподаватель имеет возможность на базе курса создать свой класс, в который пригласить своих студентов и отслеживать их успеваемость.
Выполнение электронных заданий положительно влияет на образовательные результаты и у обучающихся сохраняется более высокий интерес к учебе. Наибольшую пользу новые технологии могут принести отстающим студентам. Преимуществом онлайн-платформы является то, что она дает возможность каждому получить дополнительные знания абсолютно бесплатно.
Перенос обучения в цифровую образовательную среду — одна из ключевых тенденций современного образования. Цифровые технологии сегодня уже не просто инструмент, а среда существования, открывающая совершенно новые возможности.
Цифровизация образования предполагает применение обучающимися мобильных и интернет-технологий. Преподаватели на занятиях могут использовать сервис Learningapps.org. Его можно использовать как на компьютере, так и на смартфонах обучающихся, планшетах.
Learningapps.org — сайт для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. На сайте представлена огромная коллекция готовых упражнений, можно познакомиться с приложениями, и использовать в различных формах организации учебной деятельности и на разных этапах урока.
При желании любой преподаватель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс по финансовой грамотности — небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. И сделать это на достаточно качественном уровне.
Наши обучающиеся, это представители «digital-поколения», использующие «продвинутые» технологии, для которых smart-устройства и гаджеты, являются обязательными элементами жизненного пространства.
В такой ситуации естественным для педагога действием является использование некоторых возможностей мобильных устройств студентов для организации работы на уроке и сознательное включение мобильных устройств обучающихся в образовательный процесс. Повысить свой уровень знаний по теме финансов можно с помощью удобных приложений, которые можно установить на смартфон:
финсовет https://finsovet.me/
монеткины https://монеткины.рф/
финзнайка https://финзнайка.рф/
приложение «Финансовая грамотность и история»
приложение «Финансовое просвещение»
Играя, обучающиеся легко осваивают и закрепляют базовые финансовые знания, учатся коммуницировать со сверстниками.
Игра стимулирует появляющийся интерес к финансовым знаниям. Поэтому преподавателю надо поддерживать такие проявления и подсоединять онлайн-игры к образовательному процессу.
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов способствует повышению интереса к изучению основ финансовой грамотности обучающихся и повышает уровень финансовой грамотности всех участников образовательного процесса.
Литература:
- Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность. Современный мир. Учебное пособие — М.: Просвещение, 2020–160 с.
- Шапиев, Д. С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя / Д. С. Шапиев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 296–298.
Ключевые слова
цифровые образовательные ресурсы, финансовая грамотность, система среднего профессионального образованияПохожие статьи
Формирование навыков цифровой грамотности у студентов вузов
В статье рассматривается вопрос формирования цифровых навыков в процессе обучения у студентов, осваивающих в вузах различные направления подготовки, некоторое представление о готовности студентов к цифровой эпохе, оценивается их цифровая грамотность,...
Особенности применения технологий дистанционного обучения детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования
В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации дошкольного образования и применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях. Анализируются особенности применения технологий дистанционного обучения ...
К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе
В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...
Использование современных информационных технологий в сфере образования
В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...
«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы
В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...
Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования
В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...
Проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации
В статье отражены проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации, а также предложены пути решения выявленных проблем.
Внешние и внутренние факторы информатизации образования
В статье рассматриваются внешние и внутренние факторы информатизации образования, уделено внимание политическим, экономическим, технологическим и социально-культурным факторам информатизации образования. Особое внимание уделено роли внутренних фактор...
Сравнение содержательного блока формирования финансовой грамотности в системах образования Великобритании и России
Проведен анализ содержательного блока формирования финансовой грамотности в системах образования Великобритании и России. Приведено понятие финансовой грамотности и рассмотрены учебно-методические материалы для разных уровней образования.
Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры
В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.
Похожие статьи
Формирование навыков цифровой грамотности у студентов вузов
В статье рассматривается вопрос формирования цифровых навыков в процессе обучения у студентов, осваивающих в вузах различные направления подготовки, некоторое представление о готовности студентов к цифровой эпохе, оценивается их цифровая грамотность,...
Особенности применения технологий дистанционного обучения детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования
В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации дошкольного образования и применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях. Анализируются особенности применения технологий дистанционного обучения ...
К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе
В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...
Использование современных информационных технологий в сфере образования
В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...
«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы
В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...
Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования
В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...
Проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации
В статье отражены проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации, а также предложены пути решения выявленных проблем.
Внешние и внутренние факторы информатизации образования
В статье рассматриваются внешние и внутренние факторы информатизации образования, уделено внимание политическим, экономическим, технологическим и социально-культурным факторам информатизации образования. Особое внимание уделено роли внутренних фактор...
Сравнение содержательного блока формирования финансовой грамотности в системах образования Великобритании и России
Проведен анализ содержательного блока формирования финансовой грамотности в системах образования Великобритании и России. Приведено понятие финансовой грамотности и рассмотрены учебно-методические материалы для разных уровней образования.
Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры
В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.