«Во славу Отечества!»: идея и реализация общеучилищного проекта-экспозиции, посвященного Отечественной войне 1812 года | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (34) июнь 2021 г.

Дата публикации: 16.04.2021

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Касумов, А. Н. «Во славу Отечества!»: идея и реализация общеучилищного проекта-экспозиции, посвященного Отечественной войне 1812 года / А. Н. Касумов, С. А. Сергеев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6289/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена использованию метода проектов в системе патриотического воспитания нахимовцев в филиале НВМУ (г. Мурманск). Даны цели и задачи конкретного проекта, этапы работы над ним.

Ключевые слова: проект, проблематизация, целеполагание, реализация, рефлексия, презентация, диорама.

Современные реалии требуют высокого качества образования и воспитания нахимовцев. Поэтому перед воспитателями ставится задача более эффективного использования творческих и интеллектуальных способностей нахимовцев.

Один из способов достижения этой цели — включение воспитанников в проектную и исследовательскую работу.

Технология проектной деятельности способствует формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений, создаёт необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого нахимовца, позволяет формировать ответственность как черту личности, предоставляет возможности для самореализации и развития организаторских качеств посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

В нашем училище накоплен определенный опыт по подготовке творческих проектов военно-патриотической направленности. Остановимся только на одном из них — проекте «Во славу Отечества!», посвященном событиям 1812 года. Идея проекта возникла из потребности нахимовцев больше узнать об исторических сюжетах картин современного художника А. Н. Аверьянова. Полотна с изображением батальных сцен Отечественной войны 1812 года были получены в дар от Штаба Краснознаменного Северного флота.

Так возникла идея создания диорамы настольного формата, которая дополнила бы экспозицию.

Новый проект имел следующие характеристики.

Таблица 1

По доминирующей деятельности

Информационный, творческий

По предметно-содержательной области

Межпредметный

По продолжительности

Долгосрочный

По количеству участников

Коллективный (1-5 курс)

По типу объекта проектирования

Социально значимый

По характеру преобладающей деятельности этот проект был одновременно информационным, направленным на сбор информации о сражении под Малоярославцем и о пожаре в Москве, на анализ этой информации, её обобщение и представление для широкой аудитории.

И творческим, так как предполагал свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: изготовление макетов, диорамы.

Каждому проекту предшествует создание информационной карты.

Таблица 2

Информационная карта проекта «Во славу отечества!»

Цель проекта

— сохранение исторической памяти о менее известных событиях Отечественной войны 1812 года;

— отдать дань подвигу наших прадедов, защитивших страну от врагов;

— углубление знаний нахимовцев о событиях Отечественной войны 1812 года;

— расширить представления о способах сохранения памяти о важнейших сражениях, повлиявших на судьбу страны.

Задачи проекта

— изучение исторических фактов, событий и действий этого периода;

— сопоставление источников разного вида: документальных материалов, художественных произведений, исторических карт;

— расширение круга участников проекта из числа нахимовцев разных курсов, воспитателей, родителей;

— создание диорамы настольного формата, которую можно использовать для демонстрации действий русской армии в ходе сражения.

Этапы реализации проекта

Наименование этапа

Мероприятия

Проблематизация

Оценка знаний имеющихся, у нахимовцев, выявление их недостаточности для целостного представления о сражении под Малоярославцем и о пожаре Москвы.

Постановка вопросов, внесение уточнений, высказывание своих соображений, как можно добыть необходимые знания.

Определение проблемы, темы и замысла проекта.

Целеполагание

Определение источников информации, а также способов её сбора и анализа; определение критериев, которым должен соответствовать созданный продукт; распределение задач между курсами и между членами команды внутри курса.

Анализ полученной информации, обобщение и систематизация новых знаний.

Формулирование ожидаемого результата.

Планирование

Определение последовательности предстоящих действий;

выбор способов работы; используемых ресурсов; определение, что будет делаться с помощью воспитателей, что самостоятельно;

формирование микро-групп. определение направления и объёма работы:

1 — изучение карт, исторических документов, художественной литературы, определение особенностей мундиров русских и французских солдат; 2 — создание диорамы «Сражение под Малоярославцем»; 3 — создание диорамы «Пожар Москвы».

Определение времени выполнения проекта.

Определение формы презентации проекта.

Реализация плана

Осуществление намеченных действий в установленном порядке.

Работа над экспозицией.

Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел.

Осуществление контроля за соблюдением культуры труда и качеством выполнения макета.

Рефлексия

Оценивание (удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели);

сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом;

анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему, какие имеются перспективы работы);

самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения)

Презентация

Демонстрация проектного продукта и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Создание диорамы «битва под Малоярославцем» и диорамы «Пожар Москвы»

Проведение экскурсий по исторической экспозиции училища.

Некоторые трудности во время работы над проектом возникли на этапе реализации. Были предложены и рассмотрены несколько эскизов. В результате выбраны наиболее оптимальные композиции, которые соответствовали историческим документам и описаниям, данным в художественных произведениях. Несколько раз вносились изменения в конструкцию и технологию моделей.

Для практической реализации проекта понадобились: пенопласт, деревянные конструкции, акриловые краски и специальные краски для моделей, ватман, поролон, спонжи для раскрашивания, скульптурный пластилин, аэрограф, клей ПВА, сборные модели солдатиков, шпаклёвка. Для изготовления природных объектов использовались камни, мох, силикон.

Проект оказался более масштабным, чем предполагалось изначально, и более сложным. Но он позволил расширить прежние и приобрести новые знания о событиях Отечественной войны 1812 года. Дал возможность проявить уважение к героическому прошлому нашего народа. Способствовал развитию исследовательской культуры нахимовцев в процессе работы, развитию коммуникативной культуры и умения презентовать результаты своей деятельности.

В эмоциональном плане взаимодействие подростков друг с другом, сотрудничество усиливали мотивацию участников проекта.

А работа в команде способствовала формированию сплочённого коллектива, объединённого общей целью и задачами.

В настоящее время нахимовцы приступили к новому проекту, в основу которого лягут редкие музейные документы: «Боевые листки» партизанских отрядов, бойцы которых сражались с немецко-фашистскими захватчиками в Заполярье в годы Великой Отечественной войны. Нахимовцев ждет ещё одна увлекательная исследовательская работа.

Похожие статьи

От истории профессии к экскурсионному маршруту: опыт участия в конкурсе «Слово о моем Хабаровском крае»

Данная статья посвящена описанию опыта совместной деятельности студентов студенческого научного объединения «ПрофиКи» и педагога наставника техникума, по работе над научно- исследовательским проектом экскурсионного квеста «Профессиональный Хабаровск:...

Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?»)

В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются ме...

Учебно-методическая разработка по проблемам реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников подготовительной группы ДОО «Воронеж — колыбель российского флота»

Методическая разработка ООД составлена на основе технологии проблемного обучения. Автор предлагает воспитанникам формулировать и озвучивать пути решения проблемы, стимулируя тем самым познавательную активность детей. Наряду с коммуникативным и познав...

Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...

Особенности адаптации студентов первого курса к условиям образования в Вяземском лесхозтехникуме

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учрежде-нии — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. От того, как пройдет адаптация студентов к обучению в СПО, зависит и...

Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках истории в 10-м классе с использованием материалов экспозиции школьного музея «Из истории Волховского фронта»

В статье автор делится опытом проведения уроков по истории Великой Отечественной войны с учетом регионального компонента.

Региональный конкурс проектных работ учащихся «От идеи к действию»: площадка для обсуждения творческих идей и способов их реализации

Данная статья описывает итоги сотрудничества двух школ г. Новокузнецка в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся — создание конкурса проектных работ «От идеи к действию». Для читающего представлен опыт и результаты становления Ко...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Похожие статьи

От истории профессии к экскурсионному маршруту: опыт участия в конкурсе «Слово о моем Хабаровском крае»

Данная статья посвящена описанию опыта совместной деятельности студентов студенческого научного объединения «ПрофиКи» и педагога наставника техникума, по работе над научно- исследовательским проектом экскурсионного квеста «Профессиональный Хабаровск:...

Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?»)

В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются ме...

Учебно-методическая разработка по проблемам реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников подготовительной группы ДОО «Воронеж — колыбель российского флота»

Методическая разработка ООД составлена на основе технологии проблемного обучения. Автор предлагает воспитанникам формулировать и озвучивать пути решения проблемы, стимулируя тем самым познавательную активность детей. Наряду с коммуникативным и познав...

Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...

Особенности адаптации студентов первого курса к условиям образования в Вяземском лесхозтехникуме

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учрежде-нии — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. От того, как пройдет адаптация студентов к обучению в СПО, зависит и...

Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках истории в 10-м классе с использованием материалов экспозиции школьного музея «Из истории Волховского фронта»

В статье автор делится опытом проведения уроков по истории Великой Отечественной войны с учетом регионального компонента.

Региональный конкурс проектных работ учащихся «От идеи к действию»: площадка для обсуждения творческих идей и способов их реализации

Данная статья описывает итоги сотрудничества двух школ г. Новокузнецка в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся — создание конкурса проектных работ «От идеи к действию». Для читающего представлен опыт и результаты становления Ко...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Задать вопрос