Google Форма как средство оценки качества знаний учащихся в условиях дистанционного обучения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Google Форма как средство оценки качества знаний учащихся в условиях дистанционного обучения / Д. М. Богачева, Ю. Б. Березина, Л. Л. Животкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6355/ (дата обращения: 16.11.2024).



В условиях дистанционного обучения крайне важно, чтобы учителя находили способы увидеть, чему учатся их ученики. Независимо от того, используются синхронные или асинхронные онлайн-сессии, называют это дистанционным или удалённым обучением, каждый учитель должен уметь организовывать эффективное образование на расстоянии.

Формирующее оценивание на расстоянии является сложным, но возможным, для этого необходимо систематически проверять понимание учениками изученного и обеспечить значимую обратную связь. [1]

На данный момент существует множество средств контроля знаний в дистанционном формате, но перед каждым педагогом стоит задача, как выбрать оптимальный метод, подходящий для преподаваемого им предмета. Кроме того, не все формы заданий для контроля, используемые при очном обучении, подходят для дистанционного обучения.

Google Формы — это один из сервисов Google, который позволяет создавать тесты и опросы, отправлять их другим пользователям и получать ответы. Для работы с этим сервисом необходимы Google аккаунт, компьютер, планшет или смартфон с выходом в интернет.

Google Формы отвечают основным современным требованиям дистанционной оценки знаний: простота в использовании, интуитивно понятный интерфейс, возможность применять вопросы различных типов, оперативность получения обратной связи.

Рассмотрим более подробно возможности Google Форм.

  1. Google Формы могут применяться на разных этапах как дистанционного, так и очного уроков: проверка домашнего задания, выполнение заданий на закрепление и проверку усвоения нового материала, рефлексия.
  2. Этот сервис содержит готовые шаблоны для образовательных проектов:

– анкета для сбора любой необходимой информации;

– тестирование для проверки уровня знаний;

– рабочий лист — рабочая тетрадь — для освоения материала;

– тестирования в процессе обучения;

– оценка курса для сбора обратной связи от учеников.

  1. При создании тестов можно использовать вопросы разных видов (с выбором одного правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, с расстановкой объектов по порядку, на опознавание объекта по фотоизображению, на идентификацию объекта по карте или схеме и т. п.). Тест может содержать любое количество вопросов, для которых можно задать опцию автоматического перемешивания. Ответы к вопросам можно перемешивать только для типов вопросов, которые предусматривают несколько вариантов ответа («Один из списка», «Несколько из списка» и т. д.). Кроме того, разрабатываемая форма может иметь не линейную, а вариативную структуру, то есть вопросы будут появляться в зависимости от предыдущих ответов респондента, особенно это актуально в анкетировании.
  2. При разработке вопросов имеется возможность задать определенные критерии оценивания для каждого вопроса (количество баллов). В Google-формах изначально оценивается сам вопрос, либо на него дали правильный ответ, либо нет, частично правильный не предусмотрен. В связи с этим возникает вопрос — как оценивать вопросы с выбором нескольких из списка. Есть несколько выходов из ситуации:

– Ручная проверка ответов.

– Изменить вопрос с выбором нескольких вариантов на вопрос типа «сетка (множественный выбор)» (рис. 1).

Например, вопрос: укажите цифры, которые существуют в 5-ой системе счисления:

1 — верный ответ

6 — неверный ответ

4 — верный ответ

3 — верный ответ

Вопрос с помощью сетки:

Укажите цифры, которые существуют в 5-ой системе счисления:

Вопрос «Сетка (множественный выбор)»

Рис. 1. Вопрос «Сетка (множественный выбор)»

Здесь баллы будут насчитаны за каждый правильный ответ.

– Написать скрипт (программу), в которой будет пересчет баллов. Этот способ доступен тем, кто хотя бы немного разбирается в программировании.

  1. Результаты тестирования обучающихся заносятся в таблицу Excel, что практически исключает необходимость ручной проверки ответов и дает возможность легко получить статистику результатов выполнения тестовой работы. Сервис Google Формы предоставляет в наглядной и удобной форме основную статистику по ответам (средний балл и медиану, минимальный и максимальный балл, распределение результатов по полученным баллам, выделяет вопросы, вызвавшие среди обучающихся наибольшие сложности). Все это позволяет учителю оперативно оценить сформированность определенных умений и знаний обучающихся.
  2. В зависимости от настроек Google формы позволяют учащимся увидеть результаты (набранные баллы, правильные и неправильные ответы, решение и комментарии учителя) сразу после прохождения теста или получить на электронную почту позже, после ручной проверки.
  3. Учитель может задать определенное время, в течение которого будет доступен тест. Это можно сделать несколькими способами: открыть/ закрыть для прохождения тест вручную, установить параметры прохождения в Google классе, воспользоваться дополнениями к Google Формам (Form Scheduler или FormLimiter), написать скрипт (программу), в которой установить время начала и окончания тестирования.
  4. Данный сервис позволяет копировать вопросы из одной формы в другую.
  5. Форма может быть создана группой преподавателей, что позволит сделать межпредметный тест или игру. Для этого необходимо изменить настройки доступа и включить всех преподавателей в состав редакторов формы.

Несмотря на достоинства, сервис Google Формы имеет ряд недостатков.

  1. Подготовка материалов и разработка такого теста требует значительных временных затрат от учителя.
  2. Трудно объективно оценить выполненные задания, так как отсутствует элемент контроля.
  3. Нет возможности отформатировать текст вопроса и ответов: нельзя изменить размер шрифта, выравнивание, использовать разные виды начертания и подчеркивания, вводить формулы и специальные символы.
  4. Нет возможности прикрепить в формулировку задания несколько изображений: требуется предварительно объединить их в отдельном файле, чтобы затем вставить вместе в вопрос.
  5. Для автоматической проверки развернутого ответа на вопрос требуется задать в критерии все возможные варианты записи верного ответа (например, со строчной или прописной буквы) или указывать в формулировке задания требования к ответу.
  6. Не каждый вопрос можно проверить с помощью компьютера, особенно это касается задач по химии, физике и математике, где требуется представить решение. В этом случае в тесте необходимо использовать вопросы открытого типа или вопросы с загрузкой файлов, а проверку проводить вручную.

Типы вопросов Google Формы и их характеристика .

Вопросы типа «Один из списка» (вопрос с выбором одного ответа), «Несколько из списка» (вопрос с выбором нескольких вариантов ответов) и «Текст (строка)», вопрос открытого типа, ответом на который служит число, являются простыми для составления, не требует специальных навыков, проверяются автоматически (рис. 2). Недостатком вопроса «Несколько из списка» является то, что в таких заданиях баллы выставляются за полностью верно выполненное задание. Если задание выполнено только частично, то ставится «0» баллов. Как организовать частичное оценивание, было указано выше.

Вопросы типа «Один из списка», «Несколько из списка» и «Текст (строка)»

Рис. 2. Вопросы типа «Один из списка», «Несколько из списка» и «Текст (строка)»

Вопрос «Сетка (множественный выбор)» предполагает среднюю сложность составления, он заменяет заполнение таблицы (рис. 3). Если бы ученик заполнял таблицу вручную, это потребовало бы от педагога ручной проверки, в таком варианте ответ может быть проверен автоматически.

Тип вопроса «Сетка флажков» является сложным для составления, так как требуется время на продумывание взаимосвязей понятий (рис. 3). Недостатком является то, что в таких заданиях баллы выставляются за полностью верно выполненное задание. Если задание выполнено только частично, то ставится «0» баллов. Как решить проблему частичного оценивания, было указано выше.

Вопросы типа «Сетка (множественный выбор)» и «Сетка флажков»

Рис. 3. Вопросы типа «Сетка (множественный выбор)» и «Сетка флажков»

Вопрос «Текст (строка)» — вопрос открытого типа, ответом на который служит слово или словосочетание (рис. 4). Данный тип вопроса является сложным для составления, так как требует указания всех вариантов написания ответа для проверки (строчная или заглавная буквы, падежи, порядок написания). При учете всех возможных вариантов может быть проверен автоматически, иначе ответ будет засчитан как ошибочный.

Текст (абзац), вопрос открытого типа, требующий подробного ответа (рис. 4). Данный тип вопроса является простым для составления, но требует ручной проверки.

Вопросы типа «Текст (строка)» и «Текст (абзац)»

Рис. 4. Вопросы типа «Текст (строка)» и «Текст (абзац)»

Таким образом, сервис Google Формы является эффективным средством проверки и оценки знаний учащихся, который может использоваться на разных этапах дистанционного и очного уроков.

Литература:

  1. Формирующее оценивание в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Режим доступа — URL: http://didaktor.ru/formiruyushhee-ocenivanie-v-usloviyax-distancionnogo-obucheniya/

Похожие статьи

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Применение сервиса Genially для повышения мотивации учеников на уроках английского языка

Социальные сети как интерактивная форма обучения иностранному языку в старшей школе

Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка

Рейтинговая система оценки знаний студентов в электронном журнале созданном на базе сервиса Google таблицы

Виртуальная онлайн-доска как платформа создания мини-проектов в условиях дистанционного обучения

Интегрированные программы как средство достижения образовательных результатов учеников

Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных достижений учащихся

Skype - как хороший помошник в языковой практике с носителями английского языка

Модерация как эффективный метод организации обучения школьников английскому языку

Похожие статьи

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Применение сервиса Genially для повышения мотивации учеников на уроках английского языка

Социальные сети как интерактивная форма обучения иностранному языку в старшей школе

Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка

Рейтинговая система оценки знаний студентов в электронном журнале созданном на базе сервиса Google таблицы

Виртуальная онлайн-доска как платформа создания мини-проектов в условиях дистанционного обучения

Интегрированные программы как средство достижения образовательных результатов учеников

Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных достижений учащихся

Skype - как хороший помошник в языковой практике с носителями английского языка

Модерация как эффективный метод организации обучения школьников английскому языку

Задать вопрос