Генезис понятия «развитие психологической готовности к оздоровительной деятельности» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (35) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.06.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Агбаева, У. Б. Генезис понятия «развитие психологической готовности к оздоровительной деятельности» / У. Б. Агбаева, Аида Жаксылык. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/205/6444/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы рассматривают вопросы развитие психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: психологической готовности, оздоровительная деятельность.

На сегодняшний день вопрос о психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности обучающихся по-прежнему недостаточно решен. Среди различных аспектов изучения проблемы развития психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности мы считаем необходимым, прежде всего, остановиться на решении вопросов, связанных с уточнением и конкретизацией содержания понятия «формирование психологической готовности будущих учителей».

Достаточно широко в науке рассматривается психологическая готовность к профессиональной деятельности и в практическом плане: психологическая готовность преподавателя (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Е. Н. Францева и др.), психологическая готовность психолога (О. Н. Родина, П. Н. Прудков и др.), психологическая готовность социального работника (С. Ю. Комова, О. В. Плешакова) и др.).

Отметим, что большая часть современных исследований изучения особенностей формирования готовности будущих учителей ориентирована на будущих специалистов, то есть на студентов, обучающихся в различных типах учебных заведений по различным специальностям.

Психологическая готовность определяется как качество, которое формируется в процессе овладения конкретным видом деятельности, как интегральное личностное образование, которое имеет сложную многокомпонентную структуру, специфические функции и закономерности развития.

Психологическая готовность определена ученым как целостное состояние личности, как настроенность психики на преодоление трудностей любой деятельности. В. В. Сысоев вводит определяет «устойчивую психологическую готовность», как совокупность психических качеств личности, сформированных всем жизненным опытом, в том числе, в результате разрешения трудностей учебной деятельности [1].

В. А. Ганзен рассматривает «готовность» как праксическое положительное состояние, возникающее в связи или по отношению к той или иной деятельности [2]. А. А. Деркач считает, что основой состояния готовности является проявление системы личностных особенностей субъекта: мотивационных, волевых, интеллектуальных, эмоциональных и психомоторных компонентов [3].

Психологическая готовность к деятельности, по мнению М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, — это психическое состояние, отражающие систему интеллектуальных, мотивационных и волевых сторон психики [4]. Понятие «состояние» в общеметодологическом смысле обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в определенные моменты времени.

Развитие психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности выражается в том, что возрастает удовлетворенность самочувствием костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем организма (психофизический компонент); повышается уравновешенность, фрустрационная толерантность, гибкость в изменениях и работоспособность (психоэмоциональный компонент); повышается сформированность представлений об оздоровительной деятельности (когнитивный компонент); преобладающими становятся инструментальные ценности: чуткость, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, честность, терпимость к недостаткам других (ценностно-мотивационный компонент).

В случае нашего исследования система психологической готовности к оздоровительной деятельности, состоящая из разноуровневых компонентов психологической готовности, проявляется по-разному в различных системах: как мировоззрение в социальной системе, как психическое состояние в системе личностных отношений и как психофизическое самочувствие в системе биологических отношений (как индивидуальность). В четвертом аспекте исследования психика изучается как отражательная функция мозга.

С точки зрения нашего исследования, это означает, что психологическую готовность к оздоровительной деятельности мы должны рассматривать как состояния психологических характеристик, интегрированных в психофизический, психоэмоциональный, когнитивный и ценностно-мотивационный компоненты. Целостное описание психики обусловливает сочетание всех планов исследования.

Психологическая готовность будущих учителей к оздоровительной деятельности в общеобразовательных организациях обусловлена конкретными условиями. В философии «условия» определяются как объективные факторы: совокупность тех независимых от причины явлений, которые превращают концентрирующуюся в причине возможность порождения следствия в действительность.

Таким образом, анализ психологического состояния будущих учителей является внутренним моментом изучения психологической готовности к оздоровительной деятельности как психического феномена. В рамках системного подхода субъект рассматривается как дифференцированное многомерное целое (система). Онтологически (конкретно) понятый субъект выражает основу многообразных отношений человека и действительности. Вступив в эти отношения, субъект подчиняется действительности и воплощает в ней самого себя.

Комплексное использование в качестве теоретико-методологической основы системного и личностно-деятельностного подхода позволит осуществить полипарадигмальное исследование развития психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности в образовательных организациях.

Литература:

  1. Сысоев, В. В. Психологическая готовность к десантированию и её формирование у воинов десантников: сб. ст. / В. В. Сысоев. — М., 1997. — № 8. — С. 41–55.
  2. Ганзен, В. А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. — Л., 1994. — 176 с.
  3. Деркач, А. А. Готовность к деятельности как акмеологический феномен / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева, О. В. Михайлов. — М.: РАГС, 2008. — 96 с.
  4. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск, 1976. — С. 49–52.

Ключевые слова

психологической готовности, оздоровительная деятельность

Похожие статьи

Значение дошкольного воспитания и образования в формировании личности ребенка, адаптации и подготовке к школе

В статье показано значение дошкольного воспитания и обучения к психической готовности личности дошкольника к школе и его последующей успешной адаптации.

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

Теоретические аспекты психологической готовности детей к школьному обучению

В статье автор освещает теоретические аспекты готовности ребенка к школе, рассматривает различные подходы к понятию «готовность к школе».

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Готовность детей к началу школьного обучения

В статье рассматривается динамика мотивационной готовности ребенка к школе, возникающая в ситуации недооценки современными педагогами общей линии развития психологического состояния дошкольника и предоставления приоритетного значения развитию его поз...

Организационно-управленческие условия развития психологической компетентности работников организации

В статье автор пытается определить организационно-управленческие условия развития психологической компетентности работников организации.

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

В статье рассматривается процесс обеспечения психологического здоровья дошкольников как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях.

Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе

В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии

В рамках настоящей статьи автор изучает интеллектуальную готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии. В начале исследования, автором определена его актуальность, обозначена сущность готовности ребенка к школьному обучению в ...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Похожие статьи

Значение дошкольного воспитания и образования в формировании личности ребенка, адаптации и подготовке к школе

В статье показано значение дошкольного воспитания и обучения к психической готовности личности дошкольника к школе и его последующей успешной адаптации.

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

Теоретические аспекты психологической готовности детей к школьному обучению

В статье автор освещает теоретические аспекты готовности ребенка к школе, рассматривает различные подходы к понятию «готовность к школе».

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Готовность детей к началу школьного обучения

В статье рассматривается динамика мотивационной готовности ребенка к школе, возникающая в ситуации недооценки современными педагогами общей линии развития психологического состояния дошкольника и предоставления приоритетного значения развитию его поз...

Организационно-управленческие условия развития психологической компетентности работников организации

В статье автор пытается определить организационно-управленческие условия развития психологической компетентности работников организации.

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

В статье рассматривается процесс обеспечения психологического здоровья дошкольников как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях.

Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе

В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии

В рамках настоящей статьи автор изучает интеллектуальную готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии. В начале исследования, автором определена его актуальность, обозначена сущность готовности ребенка к школьному обучению в ...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Задать вопрос