Конспект образовательной деятельности познавательного развития детей старшей логопедической группы «Лучик света для Крошки Енота»
Автор: Шандрикова Елена Борисовна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (35) октябрь 2021 г.
Дата публикации: 09.09.2021
Статья просмотрена: 27 раз
Библиографическое описание:
Шандрикова, Е. Б. Конспект образовательной деятельности познавательного развития детей старшей логопедической группы «Лучик света для Крошки Енота» / Е. Б. Шандрикова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/205/6580/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель:
Расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
— обобщать знания детей об электрической энергии;
— расширять представления детей о видах энергии и способах ее получения;
— побуждать устанавливать функциональные связи между системами объектов (фрукты, содержащие кислоту) и явлениями (электрическая энергия);
— развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
— развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы;
— воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
— вызвать радость от открытий, полученных в ходе экспериментирования;
— развивать умение взаимодействовать в парах для достижения общей цели;
Оборудование и материалы:
провода с клеммами, проволока медная, проволока цинковая, лимоны, светодиодные фонарики без батареек, пластмассовые контейнеры, резиновые салфетки.
Предварительная работа:
— тематические беседы о видах энергии, об электричестве;
— экспериментирование со статическим электричеством;
— знакомство детей со способами накопления и передачи электрической энергии;
— обсуждение правил безопасности в лаборатории;
— игры с электрическим конструктором «Знаток»;
— подвижная игра «Движение Электрончиков»;
— чтение книги В.Малова «Куда идет электричество».
Ход:
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель обращает внимание детей на стук.
— Ребята, кто-то к нам стучится! Кто же это к нам в гости пришел.
Берет куклу «Бабушка-Рассказушка».
— О, да это наша старая знакомая, Бабушка-Рассказушка пришла, скорее подходите сюда, рассаживайтесь поудобнее, она, наверное, нам новых сказок принесла!
Поисковый этап
Воспитатель обращается к детям от имени куклы.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла к вам не со сказкой, а с просьбой.
Дело в том, что живу я на краю опушки, в маленькой лесной избушке и дружу со всеми лесными жителями. Все про всех знаю, всем помогаю, и сейчас очень хочу помочь, да не знаю, как это сделать.
В лесу живут три добрых друга Лисенок, Малыш крот и Крошка Енот. Они такие дружные — каждый день друг к другу в гости бегают. Но в лесу, так же, как и в городе, дни стали короткие, а ночи длинные. А крошка Енот очень боится темноты и поэтому не может больше ходить в гости, чуть заиграешься в гостях — уже и стемнело. Поэтому Крошка Енот больше не ходит в гости, сидит один в своей норке и грустит. И так мне захотелось ему помочь, что я к вам и собралась, я-то ведь знаю, что вы очень умные, умелые и обязательно что-нибудь придумаете.
Воспитатель от своего имени:
— Ребята, что же делать? Помочь очень хочется….
Как вы думаете, как можно помочь Крошке Еноту? (сделать освещение тропинки, осветить…)
А с помощью чего обычно освещают улицы? (электрические фонари, лампы, электричество…)
А в лесу есть электричество? (нет)
Но люди придумали для себя переносной лучик света, который загорается от электричества. Кто знает, как он называется? (фонарик)
А как в фонарик попадает электричество? (с помощью батареек)
—Ребята, вспомните, ведь у нас есть много электрических фонариков, может они помогут крошке Еноту?
Воспитатель показывает фонарик звездочку, пробует включить его.
— Да ведь только у нас нет батареек…
—О! я придумала, Давайте сделаем батарейки САМИ! Зажжем фонарики и передадим их в лес для маленьких друзей.
—Ой… а из чего же нам их сделать… надо подумать… может из фруктов?! На прошлой неделе, когда у нас в гостях были животные жарких стран — мы угощали их фруктами. Давайте, посмотрим, может у нас что-то осталось?
Воспитатель берет корзину, заглядывает в нее.
— Все бананы съела обезьянка, апельсины достались слону, ананасом мы угостили бегемота… В нашей фруктовой корзине остались только лимоны…
Но посмотрите, как их много!
А кто знает, чем богаты лимоны? (витамины, лимонная кислота)
Лимонная кислота может не только улучшать здоровье, но и с ее помощью можно получить электрический ток, который сможет зажечь фонарик. То есть у нас получится батарейка.
Воспитатель обращается к кукле.
Бабушка Рассказушка, посиди — отдохни, попей чайку, а мы займемся делом!
Ребята, готовы?
Тогда отправляемся в нашу научную лабораторию. Проходите, надевайте лабораторные костюмы.
Практический этап
Дети надевают белые халаты.
Воспитатель приглашает детей занять удобные места в лаборатории.
Просит одного ребенка помочь раздать каждому ученому по два лимона.
— Сегодня мы будем экспериментировать парами.
Ребята, обратите внимание, у каждого из вас есть карточка- помощница со схемой.
На ней показано, как правильно построить электрическую цепь. Как вы думаете, что значат вот эти желтые овалы? (лимоны) А что означают цветные полоски? (провода). Обратите внимание, на схеме провода, точно такого же цвета, как и на ваших столах. Посмотрите, а что значат стрелочки на концах проводов? (клеммы). Правильно. Посмотрите, каждая клемма обозначена цветом, так же, как и на схеме.
Если вы сделаете все так, как показано на схеме- энергия лимонов сможет зажечь огонек в фонарике. Именно лимоны и станут основой нашей батарейки.
Посмотрите, у каждого на столе есть фонарики и провода с клеммами, по которым энергия, находящаяся в лимоне, попадет в фонарик. Но чтобы нам использовать энергию в лимонах нужно вставить в лимон проволоку. Медную (она помечена красным цветом) и Цинковую (она помечена черным цветом).
Вам нужно проколоть лимон и оставить там и медную и цинковую проволоку.
Теперь нужно провести провода между лимонами, чтобы объединить их энергию. Соединять нужно правильно. И здесь нам понадобится проводок белого цвета. Клеммой красного цвета нужно поймать кончик медной проволоки (она отмечена красным цветом), а клеммой черного цвета соединиться с другим лимоном цепляясь за цинковую проволоку (она отмечена черным цветом). Вот и получилась у нас лимонная батарейка.
Теперь ее нужно установить соединение с фонариком. Для этого нам опять нужны провода. Ведь провода — это дорога для электричества. Вот мы и проложим эту дорогу, от лимона к фонарику. Возьмите, проволоку коричневого цвета и клеммой красного цвета подсоединитесь к лимонной батарейке, но только к медной проволоке (она обозначена красным цветом), а свободным хвостиком этой проволоки установите соединение с проводком фонарика такого же бежевого цвета. Как и на обычной дороге, на дороге для электричества тоже нужно строго соблюдать правила, чтобы энергия смогла дойти до фонарика. Проверьте, все у вас совпадает?
Педагог проходит, контролирует правильность выполнения, помогает детям, испытывающим затруднения.
Готово?
Молодцы!
Теперь последний шаг. Он очень важный. Если мы все сделаем правильно, энергия лимонов, сможет зажечь лучик света. Возьмите проволоку синего цвета и клеммой, обозначенной черным цветом, соединитесь с цинковой проволокой лимона (она тоже обозначена черным цветом).
Теперь последний свободный хвостик нужно соединить с проводком фонарика.
Готово!
Фонарики загораются
Как здорово, как много у нас получилось безопасных фонариков. Я думаю, лесные друзья смогут ими осветить тропинку, и Крошка Енот снова сможет ходить в гости. Давайте фонарики составим в нашу большую корзину и отнесем ее к Бабушке Рассказушке.
Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.
Воспитатель ставит корзинку и берет куклу.
Говорит от имени куклы:
Ой, спасибо! Вот молодцы! Я знала, что вы непременно что-нибудь придумаете.
Я, конечно, передам лесным друзьям, ваши безопасные фонарики. Но сначала мне очень интересно узнать, что же вы смогли придумать.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель опускается на колени на ковер, предлагает детям присесть. Воспитатель спрашивает от имени куклы
Что вы сделали, для того чтобы фонарик загорелся?
Что вы использовали?
Почему фонарик загорелся?
Что же есть такого в лимоне, что помогает передавать электричество?
Что было самым трудным для вас?
Что больше всего порадовало?
Спасибо ребята, но мне уже пора спешить в свою лесную избушку, а вам пора прощаться с гостями.
Воспитатель кладет куклу рядом с корзинкой. Предлагает детям попрощаться с гостями и навести порядок в лаборатории.
Последующая работа:
— Игры с электрическим конструктором «Знаток».
— Самостоятельное составление схем электрической цепи.
— Подготовка и показ спектакля для воспитанников младших групп «Безопасное электричество для зайчонка».