Использование современных информационных технологий в целях повышения доступности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Авторы: Терехова Наталия Николаевна, Катаева Любовь Наиловна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (35) октябрь 2021 г.
Дата публикации: 04.10.2021
Статья просмотрена: 44 раза
Библиографическое описание:
Терехова, Н. Н. Использование современных информационных технологий в целях повышения доступности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Н. Н. Терехова, Л. Н. Катаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/205/6626/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: дополнительное образование, образовательный процесс, социальная сеть, творческое объединение, обучающийся, программа.
В главе 2 статьи 13 и 16 ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ» [1].
Развитие региональных систем дополнительного образования наряду с обновлением его содержания и методов предполагает обеспечение разным категориям обучающихся равного доступа к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Предполагается, что внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий будет содействовать решению данной задачи и развитию информационных компетенций педагогических работников.
Информатизация дополнительного образования способствует обновлению методики преподавания, интеллектуальному и эмоциональному вовлечению в образовательный процесс обучающихся, преодолению ограниченности доступа к образовательным ресурсам, а также в большей степени обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения, осуществление текущего контроля успеваемости обучающихся и оперативное получение от них обратной связи [2].
Рассмотрим несколько наиболее популярных социальных сетей, мессенджеров, приложений и иных информационных ресурсов, которые могут быть полезны педагогам дополнительного образованиям для организации образовательного процесса в современных условиях, поскольку они:
— предоставляют широкие возможности для размещения информационных материалов;
— обеспечивают оперативную обратную связь с обучающимися и их родителями;
— представлены как в форме мобильных приложений, так и в виде версий для персонального компьютера;
— удобны и просты в использовании;
— популярны среди детей и родителей;
— распространяются среди пользователей на безвозмездной основе.
По мнению авторов, к наиболее эффективным и удобным для применения в образовательном процессе сетевым сервисам относятся: мессенджеры «Viber», «WhatsApp», «Telegram», программа для организации видеоконференций «Zoom», социальные сети «ВКонтакте» и «Instagram», видеохостинг YouTube, интернет-сервис для онлайн-обучения Google Classroom.
Мессенджеры — это программы (приложения) для смартфонов и персональных компьютеров, позволяющие мгновенно обмениваться текстовыми сообщениями, телефонными звонками и разговаривать с использованием видеосвязи. Такие программы бесплатны и работают при наличии интернет-соединения. «Viber», «WhatsApp», «Telegram» сейчас установлены практически у всех пользователей смартфонов. Они незаменимы для обеспечения информирования обучающихся и их родителей. Активно используются для организации индивидуальных занятий в режиме реального времени, например, по фортепиано или вокалу. Образовательный процесс в данном случае осуществляется онлайн синхронно.
«Telegram» выгодно отличается от «Viber» и «WhatsApp» гибкостью, доступностью, возможностью хранить определенный объем информации. «Telegram» позволяет организовать взаимодействие педагога и обучающихся в формате чат-бота — специальной программы, которой присущи различные функции (поиск информации, рассылка новостей и прочее), что значительно упрощает использование мессенджера. Главной задачей бота является автоматический ответ после введенной пользователем команды. Каналы — своеобразные микроблоги, позволяющие вести вещание в режиме монолога с аудиторией, а также дополнять контент опросами, тестами и ссылками. Педагоги дополнительного образования, вне зависимости от направленности реализуемой ими дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы могут создать и вести свой канал [2].
«Zoom» — проприетарная программа для организации видеоконференций, предоставляющая сервис видеотелефонии. «Zoom» позволяет подключать одновременно до 100 устройств бесплатно, с сорокаминутным ограничением для бесплатных аккаунтов. При наличии высокоскоростного интернета «Zoom» позволяет осуществлять образовательный процесс онлайн синхронно, обеспечивает взаимодействие педагога и обучающегося в реальном времени.
Преимуществами «Zoom» являются:
— организатор видеоконференции контролирует ее ход: включает и выключает микрофон, оставляет заметки для участников;
— возможность демонстрации экрана участников конференции, что позволяет организовать просмотр презентации;
— функция интерактивной доски, которую можно показывать всем участникам видеоконференции;
— возможность записи видеоконференций.
«Zoom» популярен у педагогов-хореографов, педагогов дополнительного образования театрального реже вокального (из-за искажений при передаче звука) направлений. При использовании «Zoom» нужно быть готовым к возможным хакерским атакам: злоумышленники используют поддельные домены для распространения вредоносного программного обеспечения и получения доступа к чужим видеоконференциям, поэтому при организации конференций целесообразно использовать пароли, которые будут знать лишь педагог и обучающиеся.
Социальная сеть «ВКонтакте» позволяет пользователям отправлять друг другу сообщения, создавать страницы, сообществ и мероприятия, обмениваться изображениями, аудио- и видеозаписями. Сообщества в социальной сети «ВКонтакте» подобно группам и студиям образовательных организаций объединяют пользователей по интересам, но в отличие от классического студийного формата имеют существенное преимущество в виде дистанционного (опосредованного) формата взаимодействия между педагогом и обучающимися [2]. Одним из главных преимуществ данной социальной сети является то, что, как показывает практика, во «ВКонтакте» зарегистрировано порядка 85 процентов получателей образовательных услуг сферы дополнительного образования.
Социальная сеть «ВКонтакте» за счет достаточно широкого инструментария позволяет:
— устанавливать прямой контакт с обучающимися и их родителями за счет быстрой обратной связи;
— эффективно привлекать целевую аудиторию;
— информировать потенциальных и постоянных обучающихся об образовательных услугах;
— популяризовать сообщество творческого объединения;
— формировать положительный имидж творческого объединения с помощью публикаций и отзывов лояльных пользователей;
— проводить образовательные, воспитательные и развлекательные мероприятия для широкой аудитории.
В рамках образовательного процесса востребованы такие функции социальной сети «ВКонтакте» как размещение фото- и видеоматериалов (видеоуроки), информирование о планируемых мероприятиях и всевозможных новостях творческого объединения, публикации информационных материалов (статей, релизов, заданий), проведение опросов и викторин.
Открытые и закрытые группы в социальной сети «ВКонтакте» удобно использовать в творческих объединениях, в которых работает как один педагог, так и несколько коллег, реализующих, например, комплексные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Образовательный процесс в данном случае осуществляется онлайн асинхронно.
Одной из наиболее популярной у подростков и молодежи социальных сетей, имеющей определенный потенциал в части адаптации к образовательному процессу учреждений дополнительного образования и организации взаимодействия с обучающимися и родителями, является «Instagram», который позволяет обмениваться фото- и видеоматериалами. Любопытным представляется формат марафона. Марафон в «Instagram» — это формат проведения мероприятий, предполагающий выполнение участниками (обучающимися) заданий за определенное время, последующее оформление в персональном аккаунте отчета по хештегам, а также обсуждение выполненных заданий.
Важными условиями марафона являются: ограниченные сроки проведения; практико-ориентированный характер заданий (направленность на формирование конкретных навыков); условия для активной коммуникации участников (обмен впечатлениями, идеями, опытом); — применение способов поощрения участников в целях повышения их мотивации [2].
Марафон в «Instagram» является удачным решением при организации проектной деятельности обучающихся, мастер-классов педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления.
Создание открытого вариативного образовательного пространства и выстраивание системы взаимодействия с обучающимися с учетом развития информационных и цифровых технологий является одной из функций современного дополнительного образования, поэтому педагогам дополнительного образования помимо образовательных платформ и систем дистанционного обучения необходимо уметь работать с бесплатными сетевыми сервисами, которые также позволяют организовать эффективную работу с обучающимися.
Литература:
- Белая, Р. Ю. Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи») / Р. Ю. Белая, Н. Н. Терехова, Л. Н. Катаева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 35–37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5768/ (дата обращения: 30.09.2021).
- Рублева, Е. В. Повышение доступности дополнительных общеобразовательных программ посредством использования современных информационных технологий / Е. В. Рублева, А. В. Рыбицкая. — Текст: непосредственный // Управление процессом обновления содержания и технологий дополнительного образования в контексте основных направлений национального проекта «Образование». — Челябинск: ЧИППКРО, 2020. — С. 389–396.
Ключевые слова
программа, образовательный процесс, дополнительное образование, социальная сеть, обучающийся, творческое объединениеПохожие статьи
Интеграция как методологический подход к повышению качества общего и дополнительного образования детей
Статья посвящена вопросам интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС.
Тернарная модель обучения в инженерно-технологической школе
В статье представлена современная тернарная модель обучения в условиях реализации дополнительных общеобразовательных программ (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы) инженерной направленности.
Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития
Развитие компенсаторной компетенции в системе платных дополнительных образовательных услуг
В данной статье проводится исследование уровня сформированности компенсаторных умений среди обучающихся на платных языковых курсах.
Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.
Некоторые аспекты развития образовательных технологий
Обучение студентов и молодежи современным информационным технологиям педагогическими кадрами направлено на формирование навыков свободной работы в электронном и дистанционном обучении, с пакетами офисных программ. Также, предусмотрено использование о...
Похожие статьи
Интеграция как методологический подход к повышению качества общего и дополнительного образования детей
Статья посвящена вопросам интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС.
Тернарная модель обучения в инженерно-технологической школе
В статье представлена современная тернарная модель обучения в условиях реализации дополнительных общеобразовательных программ (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы) инженерной направленности.
Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития
Развитие компенсаторной компетенции в системе платных дополнительных образовательных услуг
В данной статье проводится исследование уровня сформированности компенсаторных умений среди обучающихся на платных языковых курсах.
Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.
Некоторые аспекты развития образовательных технологий
Обучение студентов и молодежи современным информационным технологиям педагогическими кадрами направлено на формирование навыков свободной работы в электронном и дистанционном обучении, с пакетами офисных программ. Также, предусмотрено использование о...