Конспект урока по окружающему миру на тему «Приход весны» (2-й класс, вариант 2.2)
Автор: Черепанова Наталья Юрьевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 08.10.2021
Статья просмотрена: 423 раза
Библиографическое описание:
Черепанова, Н. Ю. Конспект урока по окружающему миру на тему «Приход весны» (2-й класс, вариант 2.2) / Н. Ю. Черепанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6642/ (дата обращения: 16.11.2024).
Урок разработан для детей с нарушениями слуха и соответствует АООП ФГОС НОО ОВЗ для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, 2 класс, вариант 2.2. Предметная область — обществознание и естествознание (окружающий мир). Учебный предмет — ознакомление с окружающим миром.
Ключевые слова: дети с нарушениями слуха, окружающий мир, приход весны, признаки весны.
Тема: Приход весны. Первые признаки весны.
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания по теме урока; дать первичные знания о космосе на основе имеющихся у детей представлений об окружающем мире.
Задачи:
— коррекционные: развивать речь, слуховое восприятие, пополнять активный словарь;
— образовательные: познакомить с понятиями «космос», «телескоп», «Земля»; повторить понятия «планета», «солнце», «луна», «ракета»; обобщить знания по темам «признаки весны», «деревья», «перелетные птицы»;
— воспитательные: формирование интереса к окружающему миру, воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность, ответственность.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
- Учитывать разные точки зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Использовать речь для регуляции своего действия;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Адекватно воспринимать оценку учителя.
Подготовительная работа: повторение понятий «Солнце», «Луна», «планета», «ракета», «звезда»; рисунки Земли (для творческой работы); рисунки и поделки на тему «Космос».
Оборудование:
Компьютер и дополнительный монитор. Телескоп. Модель Солнечной системы (подарок от Лунтика). Таблички на доску (Земля, Луна, Солнце, Космос, План урока (что будем делать? что делали?), Текст, Таблички для фонетической зарядки и сл.работы). Заготовки для творческой работы по количеству детей +1 на доску. Бархатный картон. Буквы К О С М О С. Луна + табличка. Солнце + табличка. Земля (рисунки детей) + табличка. Деревья: ель, сосна, дуб, береза. Смайлики в виде звезд (для рефлексии). Карточки с домашним заданием.
Оформление класса: рисунки и поделки по теме урока.
Ход урока:
Организационный момент. Слайд 1
— Отчет дежурного, погода. Кто сегодня дежурный? Кого сегодня нет в классе? Какая сегодня погода? (отмечаем в календаре)
— Работа за экраном Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Какой сейчас урок по счету? (3-й) Какой сейчас урок? (Окружающий мир)
— Тема и план урока (План на доске) Сегодня тема нашего урока Приход весны. Первые признаки весны.
Послушайте, что мы будем делать на уроке. Сначала мы будем правильно говорить. Потом будем проводить опыт. Затем будем учить новые слова. После будем отвечать на вопросы. Далее будем слушать. Потом будем отгадывать кроссворд.
Фонетическая зарядка: звук с — космос
— Будем правильно говорить
С-С-С
С_________
ОС-АС-ОС-АС
А
КОС-МОС
А
КОСМОС
__
КОСМОС
(учитель — вместе — каждый ученик — вместе)
— Что делали?
Основной этап. Слайд 2
У — Ребята, у вас на партах лежат буквы. Составьте из них слово. Какое слово получилось? (космос) Приклейте слово «космос» на картон посередине вверху.
У — Что такое космос? (ответы детей) Космос — это Солнце и Луна, это звезды, это наша планета.
— Проверка домашнего задания
У — У вас было домашнее задание — нарисовать и раскрасить нашу планету. Возьмите свои рисунки и прикрепите посередине внизу. (Приклеить на доске)
— Опыт
У — А мы можем наблюдать за космосом? Как? (поднять голову и посмотреть на небо) Что мы можем увидеть? (луну, солнце и звезды) Как вы думаете, луна большая, или маленькая? (ответы детей).
У — Будем проводить опыт. У вас на партах лежит Луна. Возьмите Луну. А теперь поднесите близко к лицу. Какая Луна — большая, или маленькая? (большая). А теперь вытяните руку вперед и посмотрите. Как изменился размер? (она стала меньше). Верно.
— Что делали? (проводили опыт) Какой вывод можем сделать? Предметы, которые находятся близко, мы видим какими? (большими) и можем их рассмотреть. А предметы, которые далеко, мы видим… (маленькими). Прикрепите Луну на открытке. У — Можем мы увидеть Луну ближе, рассмотреть ее? (нет). (Приклеить луну)
— Будем учить новое слово.
Чтобы наблюдать за космосом люди придумали телескоп.
— Словарная работа ( На доске)
СКА-СКО-СКА-СКО
СКОП
И И
ТЕ-ЛЕС-КОП
И И
ТЕЛЕС-КОП
И И
ТЕЛЕСКОП
(учитель — вместе — каждый ученик — вместе)
У — Вы знаете, что такое телескоп? Как вы думаете, есть у нас в классе телескоп? — нет. Показываю телескоп, спрашиваю каждого ребенка, что это.
— Что делали? (Опора на план на доске)
Слайд 3. Хотите посмотреть в него? (1 ребенок смотрит — на экране звездное небо, луна и Лунтик маленьких размеров) Что ты видишь? — Луну и Лунтика. Они маленькие или большие? (Большие). Дети по одному смотрят в телескоп.
Слайд 4. Давайте покажем нашим гостям. На экране — Лунтик на Луне.
Слайд 5, 6. У — Ребята, поздоровайтесь.
Л — Здравствуйте, ребята. Я живу на Луне и очень хочу прилететь к вам гости.
У — Лунтик, а на чем же ты полетишь?
Л — На ракете.
У — Ребята, вы знаете, что такое ракета? (да) Что это? (на ракете летают в космос)
— Физминутка «Ракета»
Слайд 7. Я — ракета, я, я — ракета.
Полетела в космос, полетела в космос.
Раз — стыковка, два — стыковка.
А вокруг планеты Солнце и Луна.
А вокруг планеты Солнце и Луна.
— Повторение и обобщение знаний по теме
— Будем отвечать на вопросы.
Слайд 8. Л — Расскажите мне о своей планете. Она всегда такая белая?
У — Ребята, почему Лунтик видит нашу планету белой? (Потому что лежит/идет снег)
Какое это время года? (Зима)
Сколько на нашей планете времен года, давайте посчитаем. (4) Табл: На [нашей планете] 4 времени года
Слайд 9. Асейчас какое время года? (Весна) Табл: Сейчас весна.
Слайд 10.
Что происходит со снегом весной? (Снег тает. Бегут ручьи.)
Верно. Звук. Послушайте, что это? (Вода.) Так тает снег и бегут ручьи. Табл: Снег тает. Бегут ручьи.
Слайд 11 звук. Ребята, а что это? (Капель). На улице капель. Послушайте, как падают капли. Табл: На улице капель.
Приклейте рисунки на открытки. Приклеить снег.
Слайд 12. Л — Как интересно! А это что такое?
Слайд 13. У — Ребята, что это? (Это деревья.) Верно. На нашей планете растут деревья.
Слайд 14. Что происходит с деревьями весной? (На деревьях набухают почки. Появляются первые листочки.) Табл.: На деревьях набухают почки. Появляются первые листочки.
Возьмите рисунки деревьев и прикрепите их на ваши открытки. Приклеить деревья
— Что делали? (Отвечали на вопросы.) План табл.
Слайд 15, 16. Л — А кто это летит?
У — Кто это? (Это птицы.) Давайте настроим наш телескоп и посмотрим ближе, какие это птицы?
Слайд 17. Посмотрите, кто это? (Это скворец.) Вы слышали, как поет скворец? (нет)
— Будем слушать. План табл.
Послушайте, как поет скворец.
Звук. Кто это? (Это ласточка.) Послушайте, как щебечет ласточка. Кто это? (Это жаворонок.) Послушайте, как поет жаворонок.
— Что делали? (Слушали)
Скворец, ласточка, жаворонок — это какие птицы? (Перелетные.) Что делают перелетные птицы весной? (Прилетают перелетные птицы.) Табл: Прилетают перелетные птицы.
Приклейте птиц. Приклеить птиц.
Вывод:
У — Ребята, почему весной снег тает, набухают почки, прилетают перелетные птицы? (Потому что становится тепло.) Табл: Становится теплее.
Почему становится тепло? ( Потому что солнце светит ярко .) Табл: Солнце светит ярко.
Верно. Возьмите рисунок Солнца и прикрепите на свои открытки. Приклеить солнце
Кроссворд
Слайд 18. Л — А как же называется ваша планета?
У — Ребята, как называется наша планета? (не знаем) Мы это узнаем, когда вы отгадаете кроссворд.
— Будем отгадывать кроссворд. ( вопросы даются за экраном)
Слайд 19.
З — это время года. В это время года очень холодно и идет снег.
Е — это дерево. Мы наряжаем его на Новый год.
М — это дикое животное. Всю зиму он спит в берлоге.
Л — это время года. В это время года дети не учатся. Они загорают, купаются.
Я — малина, земляника, ежевика, вишня, арбуз — что это?
У — Давайте прочитаем название нашей планеты. На какой планете мы живем? (Мы живем на планете Земля.) Табл: Мы живем на планете Земля.
— Что мы делали? План табл.
Слайд 20. Л — Я обязательно прилечу к вам. А пока отправляю подарок. До свидания, ребята!
У и дети — До свидания!
У — Ребята, посмотрите, какой интересный подарок прислал нам Лунтик. А что это, мы узнаем на следующем уроке. Подарок.
Итог и рефлексия
У — Ребята, посмотрите на свои открытки и скажите:
—Что такое космос? (Космос — это Солнце, Луна, Земля, звезды)
— Как называется прибор, с помощью которого мы можем наблюдать за Луной и звездами? (телескоп)
—Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
—Давайте вместе прочитаем текст, который у нас получился. На доске
Мы живём на планете Земля. На Земле 4 времени года. Сейчас весна. Солнце светит ярко. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручьи. На улице капель. На деревьях набухают почки. Прилетают перелётные птицы.
У — Что мы делали сегодня на уроке? По плану
Имя ребенка, что тебе понравилось на уроке? Какую звездочку ты прикрепишь на открытку? (дети крепят смайлики в виде звездочки). Учитель оценивает работу ребенка на уроке. Приклеить звезду
У — А теперь давайте покажем нашим гостям, какие открытки у вас получились. Прикрепите их на доску (выставка)
У — Д/з — приклеить текст в тетрадь и прочитать.
У — Спасибо за урок. Урок окончен.
Похожие статьи
«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)
Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.
Математика в сказках (Конспект НОД для детей 5-6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное развитие»)
Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет элементарных математических понятий для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.
Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6–9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии
Данная статья отражает некоторые аспекты преподавания курса «Природоведение» в коррекционных классах (6–9 кл.) школ для слепых и слабовидящих детей. В частности, рассматривается актуальность увеличения в рабочей программе педагогов часов для проведен...
Организация и проведение практического занятия на тему «Изменения в организме женщины во время беременности и послеродовом периоде»
Профессиональные задачи составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Предназначены для освоения профессиональных компетенций студентов в ходе решения профессиональных задач по теме «Изменения в организме женщины во время беременности и послерод...
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Чудеса на грядке» (посадка рассады помидор)
Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5–6 лет) по теме: «Чудеса на грядке». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект практико-ориентированного занятия, направленно...
Тема осени в поэзии и прозе для детей (по учебникам УМК «Планета знаний»)
Статья посвящена анализу поэтических и прозаических произведений об осени, включенных в учебники по литературному чтению УМК «Планета знаний». Рассматриваются методические приемы, применяемые при работе с данными произведениями, описывается комплекс ...
Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы
Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...
Методика организации фенологических наблюдений при изучении школьного курса биологии 6 класса
В статье рассмотрен вопрос об организации фенологических наблюдений при изучении курса биологии 6 класса. Доказывается важность фенологической работы со школьниками. Рассматривается вариативность фенологических наблюдений, предусмотренных курсом биол...
Похожие статьи
«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)
Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.
Математика в сказках (Конспект НОД для детей 5-6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное развитие»)
Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет элементарных математических понятий для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.
Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6–9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии
Данная статья отражает некоторые аспекты преподавания курса «Природоведение» в коррекционных классах (6–9 кл.) школ для слепых и слабовидящих детей. В частности, рассматривается актуальность увеличения в рабочей программе педагогов часов для проведен...
Организация и проведение практического занятия на тему «Изменения в организме женщины во время беременности и послеродовом периоде»
Профессиональные задачи составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Предназначены для освоения профессиональных компетенций студентов в ходе решения профессиональных задач по теме «Изменения в организме женщины во время беременности и послерод...
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Чудеса на грядке» (посадка рассады помидор)
Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5–6 лет) по теме: «Чудеса на грядке». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект практико-ориентированного занятия, направленно...
Тема осени в поэзии и прозе для детей (по учебникам УМК «Планета знаний»)
Статья посвящена анализу поэтических и прозаических произведений об осени, включенных в учебники по литературному чтению УМК «Планета знаний». Рассматриваются методические приемы, применяемые при работе с данными произведениями, описывается комплекс ...
Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы
Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...
Методика организации фенологических наблюдений при изучении школьного курса биологии 6 класса
В статье рассмотрен вопрос об организации фенологических наблюдений при изучении курса биологии 6 класса. Доказывается важность фенологической работы со школьниками. Рассматривается вариативность фенологических наблюдений, предусмотренных курсом биол...