Работа учителя-логопеда при коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОВЗ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 16.10.2021

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Фадеева, Ю. А. Работа учителя-логопеда при коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОВЗ / Ю. А. Фадеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6649/ (дата обращения: 16.11.2024).



Практически у всех категорий детей с ОВЗ, поступающих в первый класс, исследователи и логопеды-практики отмечают преобладание в активной связной речи номинативной лексики. Употребление определений (имен прилагательных) крайне ограничено. Поэтому одной из важнейших коррекционных задач в дошкольной логопедии считается расширение словаря определений.

Далее проблемы у ребенка с нарушениями устной речи могут продолжиться при обучении в школе. Это проявляется в ошибках согласования прилагательных с существительными в косвенных падежах, написании окончаний имен прилагательных.

Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при написании окончаний прилагательных женского и среднего рода.

Особое внимание учителю-логопеду следует уделить прилагательным женского рода с мягкой основой, имеющими окончание -ЯЯ.

Упражнение «Наоборот»

Цель: закрепление правильного написания окончания –ЯЯ в прилагательных; расширение словаря определений; упражнение в подборе антонимов.

Задание: записать под диктовку словосочетания, подобрать определения с противоположным значением. Выделить окончания в именах прилагательных.

верхняя полка — нижняя полка;

первая буква — последняя буква;

завтрашняя встреча — сегодняшняя (вчерашняя) встреча;

ранняя весна — поздняя весна;

нужная деталь — лишняя деталь;

ближняя к Земле планета — дальняя от Земли планета;

натянутая улыбка — искренняя улыбка;

классная работа — домашняя работа.

Упражнение «Выбери и запиши»

Цель:

– закрепление правильного написания окончания –ЯЯ в прилагательных;

– закрепление правописания ЧА, ЩА.

Задание: записать только прилагательные с окончанием –ЯЯ, выбирая из трех слов, которые диктует учитель-логопед.

Внешняя, настоящая, горячая.

Колючая, крайняя, нищая.

Спящая, утренняя, певчая.

Везучая, могучая, искренняя.

Будущая, плакучая, прежняя.

Осенняя, рабочая, кусачая.

Гремучая, блестящая, поздняя.

Упражнение «Место или время?»

Цель: упражнение в правописании имен прилагательных с окончанием –ЯЯ; развитие словесно-логического мышления.

Задание: записать слова в два столбика. В первом столбце — прилагательные, обозначающие местоположение, в другом — относящиеся к времени.

МЕСТО

ВРЕМЯ

дальняя

весенняя

внутренняя

сегодняшняя

домашняя

летняя

ближняя

вчерашняя

верхняя

ранняя

здешняя

вечерняя

нижняя

зимняя

средняя

завтрашняя

крайняя

осенняя

Упражнение «Добавь слово»

Цель: упражнение в согласовании имен прилагательных с именами

существительными в женском роде, винительном падеже.

Задание: вставить имя прилагательное в словосочетание, выделить окончание -УЮ (-ЮЮ).

навестила _______________ подругу;

обнял ___________________ сестру;

кормила _________________ кошку;

встретил ________________ бабушку;

показал _________________ фотографию;

попробовала _____________ грушу;

сделал __________________ работу;

слушала ________________ музыку;

заметил ________________ ошибку;

красит _________________ стену;

разбил _________________ вазу;

нашёл _________________ шишку;

начертил _______________ линию;

посетили _______________ выставку;

косил __________________ траву;

заказал _________________ пиццу;

надел __________________ рубашку;

варила _________________ кашу.

Упражнение «Подбери определение»

Цель: упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в среднем роде; расширение словаря определений.

Задание: подобрать определения к словам, чётко произнося окончания -ОЕ

(-ЕЕ). «Какое может быть яблоко?»

Предметный словарь: небо, место, озеро, солнце, молоко, полотенце, пюре, облако, болото, настроение, кино, метро, дерево, море, пальто, перо, зеркало, гнездо, платье, ружьё, окно, кольцо, сердце.

Упражнение «Найди подходящее слово»

Цель: упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в среднем роде; развитие словесно-логического мышления.

Задание: составить словосочетания, подобрав к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные из правого столбика. Выделить окончания прилагательных.

СТАРИННОЕ

КОЗЬЕ

КАРТОФЕЛЬНОЕ

ПРОЗРАЧНОЕ

МОЛОКО

ПЮРЕ

МОРЕ

ЗЕРКАЛО

РАДОСТНОЕ

ЯРКОЕ

БЕЛОСНЕЖНОЕ

ИСКРЕННЕЕ

СОЛНЦЕ

НАСТРОЕНИЕ

ПОЖЕЛАНИЕ

ОБЛАКО

КУРИНОЕ

СИТЦЕВОЕ

ПЛАСТИКОВОЕ

ДОБРОЕ

ОКНО

СЕРДЦЕ

ЯЙЦО

ПЛАТЬЕ

НАДЁЖНОЕ

ТОПКОЕ

ЗОЛОТОЕ

СЛИВОЧНОЕ

БОЛОТО

МАСЛО

ПЛЕЧО

КОЛЬЦО

Упражнение «Составь словосочетание»

Цель: упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в среднем роде; развитие словесно-логического мышления.

Задание: составить словосочетания, подобрав к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные из правого столбика и вставляя окончания -ОЕ (-ЕЕ). Выделить окончания прилагательных.

ТЕСТО

МОРОЖЕНОЕ

ОЖИДАНИЕ

МЫЛО

ДОЛГ(…)

СЛОЁН(…)

ДУШИСТ(…)

ВАНИЛЬН(…)

ЗНАМЯ

СТЕКЛО

КАКАО

МЯСО

ЧИСТ(…)

ГОРЯЧ(…)

КОПЧЁН(…)

КРАСН(…)

МЕСТО

ВРЕМЯ

МОРЕ

СЕДЛО

ОБЕДЕНН(…)

СИН(…)

КОЖАН(…)

ПРИЗОВ(…)

ОЗЕРО

ДЕРЕВО

ПОЛОТЕНЦЕ

ПАЛЬТО

ДЕМИСЕЗОНН(…)

МАХРОВ(…)

ВЫСОК(…)

ГЛУБОК(…)

Похожие статьи

Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации межличностных отношений студентов

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников

Похожие статьи

Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации межличностных отношений студентов

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников

Задать вопрос