Работа учителя-логопеда при коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОВЗ
Автор: Фадеева Юлия Александровна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 16.10.2021
Статья просмотрена: 37 раз
Библиографическое описание:
Фадеева, Ю. А. Работа учителя-логопеда при коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОВЗ / Ю. А. Фадеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6649/ (дата обращения: 16.11.2024).
Практически у всех категорий детей с ОВЗ, поступающих в первый класс, исследователи и логопеды-практики отмечают преобладание в активной связной речи номинативной лексики. Употребление определений (имен прилагательных) крайне ограничено. Поэтому одной из важнейших коррекционных задач в дошкольной логопедии считается расширение словаря определений.
Далее проблемы у ребенка с нарушениями устной речи могут продолжиться при обучении в школе. Это проявляется в ошибках согласования прилагательных с существительными в косвенных падежах, написании окончаний имен прилагательных.
Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при написании окончаний прилагательных женского и среднего рода.
Особое внимание учителю-логопеду следует уделить прилагательным женского рода с мягкой основой, имеющими окончание -ЯЯ.
Упражнение «Наоборот»
Цель: закрепление правильного написания окончания –ЯЯ в прилагательных; расширение словаря определений; упражнение в подборе антонимов.
Задание: записать под диктовку словосочетания, подобрать определения с противоположным значением. Выделить окончания в именах прилагательных.
верхняя полка — нижняя полка;
первая буква — последняя буква;
завтрашняя встреча — сегодняшняя (вчерашняя) встреча;
ранняя весна — поздняя весна;
нужная деталь — лишняя деталь;
ближняя к Земле планета — дальняя от Земли планета;
натянутая улыбка — искренняя улыбка;
классная работа — домашняя работа.
Упражнение «Выбери и запиши»
Цель:
– закрепление правильного написания окончания –ЯЯ в прилагательных;
– закрепление правописания ЧА, ЩА.
Задание: записать только прилагательные с окончанием –ЯЯ, выбирая из трех слов, которые диктует учитель-логопед.
Внешняя, настоящая, горячая.
Колючая, крайняя, нищая.
Спящая, утренняя, певчая.
Везучая, могучая, искренняя.
Будущая, плакучая, прежняя.
Осенняя, рабочая, кусачая.
Гремучая, блестящая, поздняя.
Упражнение «Место или время?»
Цель: упражнение в правописании имен прилагательных с окончанием –ЯЯ; развитие словесно-логического мышления.
Задание: записать слова в два столбика. В первом столбце — прилагательные, обозначающие местоположение, в другом — относящиеся к времени.
МЕСТО |
ВРЕМЯ |
дальняя |
весенняя |
внутренняя |
сегодняшняя |
домашняя |
летняя |
ближняя |
вчерашняя |
верхняя |
ранняя |
здешняя |
вечерняя |
нижняя |
зимняя |
средняя |
завтрашняя |
крайняя |
осенняя |
Упражнение «Добавь слово»
Цель: упражнение в согласовании имен прилагательных с именами
существительными в женском роде, винительном падеже.
Задание: вставить имя прилагательное в словосочетание, выделить окончание -УЮ (-ЮЮ).
навестила _______________ подругу;
обнял ___________________ сестру;
кормила _________________ кошку;
встретил ________________ бабушку;
показал _________________ фотографию;
попробовала _____________ грушу;
сделал __________________ работу;
слушала ________________ музыку;
заметил ________________ ошибку;
красит _________________ стену;
разбил _________________ вазу;
нашёл _________________ шишку;
начертил _______________ линию;
посетили _______________ выставку;
косил __________________ траву;
заказал _________________ пиццу;
надел __________________ рубашку;
варила _________________ кашу.
Упражнение «Подбери определение»
Цель: упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в среднем роде; расширение словаря определений.
Задание: подобрать определения к словам, чётко произнося окончания -ОЕ
(-ЕЕ). «Какое может быть яблоко?»
Предметный словарь: небо, место, озеро, солнце, молоко, полотенце, пюре, облако, болото, настроение, кино, метро, дерево, море, пальто, перо, зеркало, гнездо, платье, ружьё, окно, кольцо, сердце.
Упражнение «Найди подходящее слово»
Цель: упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в среднем роде; развитие словесно-логического мышления.
Задание: составить словосочетания, подобрав к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные из правого столбика. Выделить окончания прилагательных.
СТАРИННОЕ КОЗЬЕ КАРТОФЕЛЬНОЕ ПРОЗРАЧНОЕ |
МОЛОКО ПЮРЕ МОРЕ ЗЕРКАЛО |
РАДОСТНОЕ ЯРКОЕ БЕЛОСНЕЖНОЕ ИСКРЕННЕЕ |
СОЛНЦЕ НАСТРОЕНИЕ ПОЖЕЛАНИЕ ОБЛАКО |
КУРИНОЕ СИТЦЕВОЕ ПЛАСТИКОВОЕ ДОБРОЕ |
ОКНО СЕРДЦЕ ЯЙЦО ПЛАТЬЕ |
НАДЁЖНОЕ ТОПКОЕ ЗОЛОТОЕ СЛИВОЧНОЕ |
БОЛОТО МАСЛО ПЛЕЧО КОЛЬЦО |
Упражнение «Составь словосочетание»
Цель: упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в среднем роде; развитие словесно-логического мышления.
Задание: составить словосочетания, подобрав к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные из правого столбика и вставляя окончания -ОЕ (-ЕЕ). Выделить окончания прилагательных.
ТЕСТО МОРОЖЕНОЕ ОЖИДАНИЕ МЫЛО |
ДОЛГ(…) СЛОЁН(…) ДУШИСТ(…) ВАНИЛЬН(…) |
ЗНАМЯ СТЕКЛО КАКАО МЯСО |
ЧИСТ(…) ГОРЯЧ(…) КОПЧЁН(…) КРАСН(…) |
МЕСТО ВРЕМЯ МОРЕ СЕДЛО |
ОБЕДЕНН(…) СИН(…) КОЖАН(…) ПРИЗОВ(…) |
ОЗЕРО ДЕРЕВО ПОЛОТЕНЦЕ ПАЛЬТО |
ДЕМИСЕЗОНН(…) МАХРОВ(…) ВЫСОК(…) ГЛУБОК(…) |