Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы «Знакомство со звуком С»
Авторы: Бикташева Галина Алексеевна, Еренкова Ирина Анатольевна, Вихрева Виктория Евгеньевна, Бервинова Наталья Николаевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 30.10.2021
Статья просмотрена: 42 раза
Библиографическое описание:
Бикташева, Г. А. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы «Знакомство со звуком С» / Г. А. Бикташева, И. А. Еренкова, В. Е. Вихрева, Н. Н. Бервинова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6683/ (дата обращения: 16.11.2024).
Образовательная область: познавательное развитие
Тема занятия:« Знакомство со звуком С »
Возрастная группа: 5–6 лет
Количество детей: 10 человек
Цель занятия: Познакомить и закрепить у детей представление о звуке С
Дополнительные задачи:
Образовательные:
– обогащать словарный запас детей по теме «Наш детский сад»
Коррекционно-развивающие:
– развивать слуховое восприятие;
– развивать и укреплять мелкие мышцы рук;
– развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
Воспитательные:
– воспитывать желание говорить красиво, правильно
Словарная работа: старшая группа, свистящий звук, звуки гласные и согласные, твёрдые и мягкие.
Планируемые результаты занятия :
– обогащение словарного запаса по теме «Наш детский сад»;
– проявление познавательного интереса к речевой деятельности;
– активное использование речи для выражения своих мыслей и желаний;
– более эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Подготовительная работа:
планирование занятия:
– знакомство с программным материалом и определение темы занятия;
– изучение методической литературы и разработка конспекта занятия;
– подготовка оборудования.
подготовка детей к занятию:
– экскурсия по детскому саду
Материалы и оборудование:
– монитор, фото-слайды с артикуляционным профилем и символами звука С
– индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики
– флажки (с изображением губ в улыбке)
– мячик-смайлик
– картинки и фотографии с изображением детского сада.
- Организационный момент:
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
— Я очень рада встрече с вами, я рада, что вы повзрослели и перешли из средней группы в старшую. В старшей группе вы узнаете много нового и интересного о звуках и буквах.
— А вот хитрая сова из средней группы обиделась на вас и не хочет, чтобы вы взрослели и умнели, и уходили от неё в другую группу. И пока мы шли по лестнице в кабинет, она залетела и унесла все картинки и фотографии про наш детский сад, которые лежали у меня на столе. И нам опять придётся вспоминать и повторять то, чем вы любили заниматься в средней группе. Ну-ка, напомните мне, что мы любили делать? (ответы детей)
— Ребята, а как зовут вашу сову и где она живёт?
Дети: Сова-соседушка, живёт в детском саду.
Воспитатель: Прислушайтесь к этим словам, они как будто свистят.
- Введение в тему занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со свистящим звуком С. Он очень часто живёт в различных словах, а особенно его много в нашем детском саду.
— Звуки мы слышим и произносим, они бывают гласные и согласные, твёрдые и мягкие.
— Ребята, возьмите наши волшебные зеркала и понаблюдайте за язычком и губками,когда будем произносить звук С.
— Давайте просвистим как большой насос– ССССС –
— Язычок лежит внизу, прижался к нижним зубкам, губки улыбаются и воздух тоже радостный и громко свистит!
На мониторе демонстрируются фото-слайды с артикуляционным профилем и символами звука С.
— Наш звук согласный, потому что при произнесении воздух встречает преграду: зубки и язычок.
- Основная часть:
Игра «Ушки на макушке»
Воспитатель: Ребята, напоминаю, что звуки мы произносим ротиком, а слышим ушками. Сейчас я буду произносить различные слова со звуками С, а вы, если услышали слова, которые живут в нашем детском саду и в них есть звук С, поднимаете флажок, на котором изображены губки с улыбкой. Итак, начинаем!
(Воспитатель произносит слова: доска, воспитатель, старшая группа, газета, посуда, Света, самолёт, праздник, медсестра, весна, счётные палочки, Слава).
Динамическая пауза (на ковре)
— Детки в садик в наш идут (шагают друг за другом по кругу)
Веселятся и поют.
— С воспитателем играют (остановились, хлопают в ладоши)
За столами вышивают (присели)
— Днём играют и гуляют (вокруг себя покрутились)
В спальню быстро забегают (бег на месте).
Раздаётся стук в дверь, учитель-логопед открывает, и все видят на полу у двери мячик-смайлик, картинки и фотографии с изображением детского сада.
— Ребята, посмотрите, это ваша Сова-соседушка решила извиниться, вернуть картинки и даже подарить нам весёлый мячик. Скажем сове «Спасибо» и поиграем с мячиком в игру.
Дети остаются на ковре, а учитель-логопед размещает на доске картинки-подсказки, которые вернула Сова.
(спальня, спортивный зал, стол, свет, рисовать, смех, сончас, сыр, масло, сухарики, спать, суп, стаканчики, расчёски, лестница и т. д.)
Игра с мячом «Наша группа»
Учитель-логопед стучит об мячик ладошкой и одновременно произносит звук С, затем кидает мяч ребёнку и уже произносит слово со звуком С, которое «живёт» в детском саду. Ребёнок должен повторить то же действие, поймать мяч, стукнуть об мяч ладошкой, одновременно и чётко произнести звук С и также передать мяч другому ребёнку уже со словом, в котором встречается звук С в детском саду.
- Рефлексия.
— Вкакую новую группу вы перешли в детском саду?
— С каким звуком хитрая сова украла картинки из кабинета?
— Этот звук гласный или согласный и почему?
— В какие игры мы играли и какие слова Вы услышали в первый раз про детский сад?
— Что вам больше всего понравилось на занятии?
Воспитатель: Ребята, на этом наше занятие закончилось, большое спасибо вам за старание и правильные ответы!