Развитие коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна в процессе работы с иллюстративно-методическим пособием Н. Ю. Штепа «Начинаем говорить»
Автор: Степанова Марина Владимировна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 07.11.2021
Статья просмотрена: 273 раза
Библиографическое описание:
Степанова, М. В. Развитие коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна в процессе работы с иллюстративно-методическим пособием Н. Ю. Штепа «Начинаем говорить» / М. В. Степанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6745/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор раскрывает способы использования иллюстративно-методического пособия, изданного благотворительным фондом «Даунсайд Ап», (автор Штепа Наталья Юрьевна), для развития коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна.
Ключевые слова: речевая деятельность, глобальное чтение.
Речь — это очень сложный процесс. Речевая деятельность оказывается
в непосредственной связи со всеми другими психическими функциями. Она многозначна, имеет сложную структуру в несколько уровней, весьма подвижна. Чтобы речевая деятельность осуществилась, активизируется целый комплекс сложных психологических механизмов.
В работах Н. И. Жинкина и И. А. Зимней представлена научная концепция психологических механизмов речевой деятельности [2, с.75]. Согласно этой концепции, основными психологическими механизмами речевой деятельности являются:
- Механизм осмысления. Механизм осмысления речи обеспечивает мыслительный анализ как содержательной стороны речи (в первую очередь), так и её структурной организации и языкового оформления.
- Речевой памяти (мнемической организации речевой деятельности). Механизм речевой памяти охватывает абсолютно все стороны речевого процесса: и «содержательный аспект» речи, и аспект её языкового выражения.
- Упреждающего анализа и синтеза речи (механизм речевого прогнозирования).
Нарушение, «поломка» формирования указанных структурных аппаратов речевой деятельности в период внутриутробного развития или во время родов всегда приводит к нарушениям в формировании речи (речевой деятельности).
Речевая «поломка» присутствует у большинства детей с синдромом Дауна. Речь этих детей не слишком разборчива, но ребенок с синдромом Дауна способен с помощью мимики, жестов, знаков изъясняться так, что его вполне можно понять. Хотя такие дети, как правило, понимают больше, чем могут сказать, им все же трудно бывает понять задания или инструкцию. Педагогам стоит иметь в виду, что детям с синдромом Дауна сложно воспринимать информацию на слух, зато многие из них хорошо обучаются при помощи зрительных опор. Картинки, символы, нарисованные или написанные условия задач, позволяют им понять задание, а при выполнении задачи часто помогает разбивка ее на несколько действий.
Пособие «Начинаем говорить» ( автор: благотворительный фонд «Даунсайд Ап», Штепа Наталья Юрьевна) разработано с учетом особенностей развития детей с синдромом Дауна в России. В основе занятий лежит метод глобального чтения. Почему же мы говорим о чтении, когда нужно научить говорить детей с синдромом Дауна? Известно, что эти дети лучше запоминают то, что они увидели, чем то, что услышали. Глобальное чтение опирается на сильные стороны ребенка: на хорошее зрительное восприятие и зрительную память. Глобальное чтение стимулирует речь ребенка, улучшает качество речи. Конечно же, речь бывает часто неразборчива, понятна лишь в основном близким людям, которые часто общаются с ребенком. Обучение «Глобальному чтению» позволяет развивать импрессивную (восприятие и понимание чужой речи) речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, «глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память.
Если на подготовительном этапе ребенок научился различать картинки, подбирать пары, ему будет знакомо понятие «одинаковые», «такой же», то, как правило, ему бывает несложно перенести навык на работу с табличками со словами.
Авторы пособия «Начинаем говорить» — П. Л. Жиянова и Н. Ю. Штепа выделяют подготовительный период (формирование навыков активной речи) и основой период (развитие активной речи с использованием метода глобального чтения). Каждый период делится на этапы [3, с. 5].
Подготовительный период:
1 этап . Работа с предметными картинками
– Знакомство с предметной картинкой. Цель: запомнить, связать слово с изображением. У ребенка должен быть опыт взаимодействия с реальными предметами, за словом закреплен образ. Например: «МИШКА» (есть мишка-игрушка), «МАШИНА» (есть опыт игры с машинкой).
Добавить активность в занятие. Например, картинку можно прятать в коробку или игрушечный почтовый ящик, шкатулку, грузовик увёз картинку, отнесем картинку «ДОМ».
- Различение предметных картинок. Цель: проверка понимания речи (узнавание картинок). Например: «Давай «МЯЧИК» бросим в ящик» (из нескольких картинок ребенок должен выбрать нужную, используем карту «Лото» для закрепления материала). На этапе работы с предметными картинками ребенок научится находить ответ на вопросы: «Где..?», «Покажи, где...?»
– Сличение предметных картинок (подбор пар, расположить картинку под такой же картинкой). Цель: формирование понятия: «одинаковая картинка», «такая же картинка», «парочка», «неодинаковые картинки», «разные картинки». Используем жест «такая же картинка»: совмещаем указательные пальцы правой и левой рук.
– Называние предметных картинок. Цель: фиксация способа названия слова жестом, лепетным словом, словом. Например, перевернём картинки «Тук — тук-тук, кто это? Это ля-ля/кукла» («Это кукла или малыш»).
2 этап. Работа с сюжетными картинками. Упражнения и игры с простыми сюжетными картинками. Знакомство со словами — действиями.
– Знакомство с сюжетными картинками («Мишка есть», «Мишка спит», «Мишка едет» и др.).
– Различие сюжетных картинок («Покажи, где мишка едет/ест/моет/упал»).
– Называние сюжетных картинок («Что зайка делает?»).
Основной период:
1 этап . Обучение чтению слов.
– Подбор парных табличек со словами (картинка-слово/слово-слово).
– Выбор таблички со словом из нескольких (узнавание слова слово «папа», найди такое же «папа»).
– Называние/показ слова без картинки.
2 этап . Обучение фразовой речи.
– Составление фразы из двух слов с глаголами «ест» или «спит».
– Составление и чтение двухсловных фраз со словами, усвоенными на предыдущих занятиях.
– Составление и чтение фраз из трёх слов со словами, усвоенными на предыдущих занятиях.
Пример 1. Фраза: «Мишка спит». Используем фишки/картинки, меняем глаголы, наращивая количество активных фраз.
Пример 2. Фраза: «Мишка ест суп». Картинки «мишка», «суп». Слова: «ест», «суп»
Можно сделать лото со словами. Цель использования лото: узнавание слова и сопоставление слов в таблице с отдельными словами из набора.
Задание. Найди такое же слово «миша», найди картинку «МИША» (листом можно закрывать лишнюю пару слов для лучшей концентрации внимания). Найди слово «мяч».
На этом этапе возможно составление с ребёнком книжек из активных фраз, можно использовать готовые книги, делая на них надписи из активного словаря ребенка.
Сценарий индивидуального занятия (с использованием иллюстративно-методическим пособием
Н. Ю. Штепа «Начинаем говорить» )
Цель: составление и чтение трёхсловной фразы со словами-действиями, знакомство с персонажами сказки «Репка».
Задачи:
Образовательные задачи:
- Активизировать лепетные или полнозначные слова простой слоговой структуры.
- Развивать познавательные способности, выявляя общее и различное, обобщая предметы и классифицируя их по разным признакам.
- Формировать восприятие и воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов.
- Формировать умение высказываться предложениями из 2–3 слов.
Развивающие задачи:
- Стимулировать речевую активность (устранение речевого негативизма).
- Развивать произвольную память, процесс анализа и синтеза на уровне практической деятельности.
Дидактический материал:
- Иллюстративно-методическое пособие Н. Ю. Штепа «Начинаем говорить»: схема для составления фраз из двух слов; схема ля составления фраз из трёх слов; картинки: «МИШКА», «ЗАЙКА», «БАБА», «ДЕДА», «СОБАКА», «ДЕВОЧКА», «КОШКА», «МЫШКА»; слова на карточках: мишка, зайка, бабушка, дедушка, собака, девочка, кошка, мышка.
- Серия иллюстраций к произведению «Репка».
- Материал вербального и невербального характера.
Вербальный и невербальный материал.
Вербальный материал |
Невербальный материал |
|
мишка |
Ми-ша |
Жест или картинка МИШКА |
зайка |
За-я |
Жест или картинка ЗАЙКА |
бабушка |
Ба-ба |
Жест или картинка БАБУШКА |
дедушка |
Де-да |
Жест или картинка ДЕДУШКА |
собака |
Пёс, аф-аф |
Жест или картинка СОБАКА |
девочка |
Ля-ля |
Жест или картинка ДЕВОЧКА |
кошка |
Ки-са |
Жест или картинка КАШКА |
мышка |
Мышь, пи-пи |
Жест или картинка МЫШКА |
посадил |
Жест |
|
репка |
Картинка РЕПА |
|
выросла |
Жест |
|
иди |
и-ди |
Слово «иди», схемы
... |
тянут |
Тя-нут |
Жест |
вытянули |
Жест |
|
План проведения занятия (возраст детей: 5–6 лет)
1. |
Активизация словаря. Повторение лексики: различение предметных картинок, подбор парных табличек с картинками и словами, подбор парных табличек со словами, называние слов. |
2. |
Активизация словаря. Проигрывание ситуации. Игра «Зайка серенький сидит» Показать игрушку зайчика, дать ребенку разглядеть зайчика. Задать вопросы: —Где у зайчика ушки, лапки, глазки?: Зайка серенький сидит, и ушами шевелит, Вот так, вот так, и ушами шевелит! (сесть на корточки и руками изобразить, как зайка шевелит ушками) Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, Вот так, вот так, надо лапочки погреть! (похлопать ладошку об ладошку). Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать! Скок — скок — скок — скок, надо зайке поскакать! (прыгать на двух ногах, прижав руки к груди) Мишка зайку напугал, зайка прыг... и убежал. Игра повторяется два раза. |
3. |
Приглашение в сказку «Репка». Знакомство с героями сказки. Составление фраз по сюжету сказки с помощью зрительного ряда иллюстраций: «Посадил дед репку», «Выросла репка», «Дед тянет», «Баба тянет» и т. д. Рассказывание сказки, используя повторенные слова и схемы фраз. |
Литература:
- Жиянова Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна / Жиянова, Л. П. — 2010: Москва. — 140 c.
- Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. — Текст: непосредственный // ПСИХОЛОГИ ОТЕЧЕСТВА — Москва — Воронеж: Московский психолого-социальный институт, НПО «МОДЭК», 2001. — С. 298–350.
- Штепа, Н. Ю. Иллюстративно-методическое пособие по развитию речи для специалистов и родителей «Начинаем говорить!»: методические рекомендации / Н. Ю. Штепа. — Москва: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2019. — 32 c.
Похожие статьи
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами
Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...
Развитие конструктивного мышления у детей 6–7 лет в процессе продуктивной деятельности
В статье авторами описывается педагогическая деятельность по развитию конструктивного мышления старших дошкольников в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир конструирования».
Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики
В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...
Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ
В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий
В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.
Mind map — стратегия для развития исследовательских навыков на уроке изобразительного искусства
В статье представлены результаты проведенного исследования Action Research по проблеме развития у школьников исследовательских навыков. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном развивающемся мире большинство школьников имеют недос...
Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы
Технология «Ментальная арифметика» является одной из самых молодых и перспективных методик образования детей. В статье особое место уделяется реализации технологии «Ментальная арифметика» в математическом образовании детей старшего дошкольного возрас...
Особенности организации работы по вызыванию речи у неговорящих детей дошкольного возраста
Автор делится теоретическими знаниями и опытом «вызвания» звукопроизношения, звуков у детей с ОВЗ, и вариантами игр, которые могут помочь специалистам.
Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса
В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...
Похожие статьи
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами
Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...
Развитие конструктивного мышления у детей 6–7 лет в процессе продуктивной деятельности
В статье авторами описывается педагогическая деятельность по развитию конструктивного мышления старших дошкольников в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир конструирования».
Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики
В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...
Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ
В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий
В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.
Mind map — стратегия для развития исследовательских навыков на уроке изобразительного искусства
В статье представлены результаты проведенного исследования Action Research по проблеме развития у школьников исследовательских навыков. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном развивающемся мире большинство школьников имеют недос...
Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы
Технология «Ментальная арифметика» является одной из самых молодых и перспективных методик образования детей. В статье особое место уделяется реализации технологии «Ментальная арифметика» в математическом образовании детей старшего дошкольного возрас...
Особенности организации работы по вызыванию речи у неговорящих детей дошкольного возраста
Автор делится теоретическими знаниями и опытом «вызвания» звукопроизношения, звуков у детей с ОВЗ, и вариантами игр, которые могут помочь специалистам.
Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса
В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...