Конспект урока русского языка во 2-м классе «Твердые и мягкие согласные звуки. Правильное употребление слов надеть и одеть»
Автор: Арюкова Нелианна Владимировна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 13.11.2021
Статья просмотрена: 125 раз
Библиографическое описание:
Арюкова, Н. В. Конспект урока русского языка во 2-м классе «Твердые и мягкие согласные звуки. Правильное употребление слов надеть и одеть» / Н. В. Арюкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 101-105. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6767/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тип урока: закрепление знаний.
УМК: «Перспектива»
«Русский язык»
Цель урока: закрепить знания о мягких согласных звуках и их обозначении на письме; изучить правильное употребление слов «надеть» и «одеть».
Задачи:
Образовательные:
— Закрепить умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью буквы ь
— закрепить умение писать слова с мягким знаком на конце слова
— повторить сведения об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков
— выяснить роль гласных и согласных звуков в различении слов
— закреплять умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме
Развивающие:
— развивать орфографическую зоркость
— развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение
— формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
Воспитательные:
— воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.
— сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Прозвенел звонок, Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно Слушаем внимательно. —Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Хорошего вам настроения и успехов! |
Демонстрируют готовность к уроку. |
Личностные : Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Минутка чистописания |
— Ребята, открываем свои тетради, записываем сегодняшнее число (сегодня у нас 16 октября), кла сс ная работа. Сейчас будет минутка чистописания. Послушайте и догадайтесь, о каких буквах идет речь. — Енот жует, жует енот, ежевику он жует, и на розовой стене он рисует букву… —Верно, прописываем от начала до концастроки заглавную и строчную букву Е. —Узнаешь сразу ты её, с двумя глазами буква… Да. Снова прописываем до конца строчки. —Буква рыбкой стать мечтает, на ветвях зимой сверкает, вьётся стайкой над костром и лежит на дне речном. —Взяли «н» и справа ножку Растянули мы немножко, Да свернули буквой «о» - Ну, и что произошло? —Эта буква — это слово, В путь всегда оно готово. О себе рассказ начнешь, Вот её и назовёшь! —А сейчас, пишем слово «словарь», я диктую словарные слова, а вы их записываете. —коньки, сапог, девочка, народ, однажды. (Составьте предложение с любым из слов). |
Записывают число, классная работа. — Е — Ё —Буква И. —Буква Ю —Буква Я. Пишут словарные слова. |
Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. |
Актуализация знаний. Подведение к теме урока. |
-Итак, ребята, сейчас вы прописывали буквы, а кто уже догадался как эти буквы взаимосвязаны между собой? (е, ё, и, ю, я). —Верно, молодцы. А ещё, с помощью чего обозначается мягкость согласных звуков? (Например: вихрь, соль, ноль). —Молодцы! —Ребята, кто уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке? О какой теме? — Да, мы повторим с вами данную тему, а также, познакомимся с употреблением таких слов, как «одеть» и «надеть». —Следовательно, целью нашего урока, что является? (Если тема повторение). |
-Эти буквы обозначают мягкость согласного звука на письме, которые стоят после букв согласных звуков. — С помощью «ь». — Мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме. — Закрепить знания по о мягких согласных звуках и научиться правильно употреблять слова «надеть» и «одеть». |
Познавательные: Формирование умения находить и использовать нужную информацию. Коммуникативные: Формирование умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Работа с учебником |
—Открываем свои учебники на странице 69, давайте рассмотрим рисунок. –Запомните, как правильно произносить слово шофёр. ( Ударение падает на 2 слог ). Давайте все вместе произнесем слово шофёр. Хорошо! Запомните его. А кто такой шофёр? —Вообще, слово шофёр — иностранное слово, это человек, который управляет транспортным средством (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай и др.) ( Слайд). У нас в стране привыкли говорить не шофёр, а…? как? Кто может сказать? —Да, водитель —А теперь прочитайте стихотворные строки Владимира Маяковского в учебнике. —Правильно употребляйте в речи слова надеть — надевать, одеть — одевать. —Прочитайте, что сказано об это на страничке 69, внизу. —Верно. Вот, посмотрите на экран. Мы надеваем что-то: к примеру, брюки, платье или рубашку; А одеваем кого-то: например, одеваем девочку или малыша. — А также, посмотрите, что еще нам говорит учебник: что одевать ребёнка в пальто (т. е. одевать кого-то), но надевать пальто на ребёнка (т. е. надевать что-то). — Давайте с вами вместе произнесем: НАДЕВАТЬ ЧТО-ТО, ОДЕВАТЬ КОГО-ТО. |
Рассматривают рисунок, произносят новое слово. —Водитель — Кондуктору хорошо, А шофёру — лучше, Я б в шофёры пошёл – Пусть меня научат. Одеть можно кого-то во что-то Надеть можно что-то на кого-то |
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества в работе. Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже изученного, с помощью своих рассуждений. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; развитие логической операции. |
Физминутка |
—Ребята, а сейчас давайте встанем, выйдем из-за парт и немного отдохнём с вами. Повторяем движения: На раз — поднимаемся и потягиваемся, На два — нагибаемся, разгибаемся, На три — три хлопка, И головою три кивка. На четыре — руки шире, На пять — руками помахать, И на шесть — тихонечко садимся за парты. |
Выполняют физкультминутку |
|
Работа с учебником |
- Немного отдохнули, а теперь продолжаем работать с учебником, приступаем к номеру 99 на стр. 70. — Прочитайте стихотворные строки С. Я. Маршака. Давайте с вами ответим на вопрос, который задан в этом номере, что надевал на себя человек рассеянный? —А почему в данном стихотворении употреблено слово «надевал», а не «одевал»? —Верно. Теперь в своих тетрадях записывайте № 99 и выпишем то, что нас просили в вопросе, что надевал человек рассеянный. А это … — Переходим к № 100 . Прочитайте задание. — Итак, первое предложение кто пойдет запишет у доски? Что мы вставим в 1 предложение? Во второе? В третье? Почему? —Что еще требуют в задании? Прочитайте. — Что будем подчёркивать в первом предложении? Во 2? 3? —Каким способом обозначена их мягкость? |
Ученик читает стихотворение. —Рубашку, пальто, сковороду. — Потому что тут говорится везде о том, что он (человек) надевал каждый раз что-то (рубашку, пальто, сковороду). —Пальто, рубашку, сковороду. —Запишите предложения, вставляя слово надел(а) или одел(а). —надел — потому что «надел что-то» —одела — потому что «на кого-то» —одел — потому что тоже «на кого-то». —Подчеркнуть буквы мягких согласных звуков. — 1) л, ч, д, ш, л. 2) д, д, л, т. 3) д, д, л, н, т. |
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества в работе. Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже изученного, с помощью своих рассуждений. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; развитие логической операции |
Работа в парах |
-Ребята, у вас на столах лежат карточки, придвиньте их к себе. Сейчас вы будите работать в парах. Но для начала, давайте вспомним правила работы в парах. —Хорошо. Итак, в 1 здании вам нужно подчеркнуть только те слова, в которых первый согласный звук мягкий; во 2 задании — вставить в предложения слово одел(а) или надел(а). —А теперь приступайте к выполнению заданий, у вас на эту работу есть 5 минут. Ответы пишем сразу в карточках. —А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием. |
1. Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Свое несогласие высказывай вежливо. 4. Если не понял, переспроси. Ответы: 1) Лес, зерно, мяч, земля, телефон. 2) Надела Одела. |
Коммуникативные: Формирование умения работать в парах. Слушать и понимать соседа по парте, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. |
Подведение итогов. Рефлексия. |
Итак, ребята, что мы сегодня с вами проходили? Какая тема нашего урока была? —Какие буквы обозначают мягкость согласного звука на письме? — Верно, а также с помощью чего обозначается мягкость? — Как мы с вами определим, что будет писаться в предложении: одеть или надеть? Достигли мы поставленной цели урока? — Если вам на уроке было все понятно и вы считаете, что усвоили данную тему, то поднимите зеленые карандаши; —Если же вам было не совсем все понятно, были затруднения на уроке то поднимите желтые карандаши; —И если же совсем ничего не было понятно и вы не усвоили тему, то красные карандаши. |
- повторили о твердых и мягких согласных звуках, и изучили правильное употребление слов «надеть» и «одеть» — Буквы е, ё, и, ю, я. — С помощью «ь». —Одеть кого-то, а надеть что-то. —Да. Производят рефлексию |
Коммуникативные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Приложение 1.
Приложение 2.
1) Подчеркните только те слова, в которых первый согласный звук мягкий.
Лес, вода, зерно, мяч, лук, земля, сон, мышь, телефон, рука, магазин, бутон.
2) Вставьте в предложения слово одел(а) или надел(а).
Наташа _____________ шапку.
Мама_______________ сына в теплую куртку.