Постановка и коррекция звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.11.2021

Статья просмотрена: 286 раз

Библиографическое описание:

Бакирова, Л. Р. Постановка и коррекция звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному / Л. Р. Бакирова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6797/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлены приемы постановки и отработки звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, направленные на постановку и коррекцию произношения звука.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, согласный звук, постановка, коррекция звука, упражнения и задания, скороговорка.

Постановка и коррекция звуков русской речи — важная задача, стоящая перед преподавателями русского языка как иностранного. Известно, что многие русские звуки являются сложными для инофонов. Так, произношение звука [ч’] вызывает затруднения у большинства иностранных студентов. Вместо нужного звука часто выходит [т'], [ш’] или [ц], а иногда и звук, похожий на [д’ж’] [2, с. 154]. Остановимся на этом звуке подробнее.

Звук [ч’] — это сложный звук, его относят к так называемым аффрикатам — согласным звукам, представляющим собой слитное сочетание смычного согласного с фрикативным, обычно того же места образования. Чтобы произнести звук [ч’], нужно выдвинуть вперед губы, обнажив верхние и нижние зубы. Весь язык продвинут вперед. Кончик языка вместе с передней частью смыкаются с альвеолами и передней частью твердого неба. Средняя часть спинки языка поднимается, как при артикуляции мягкого [т’]. Затем язык немного отходит от неба и образует щель (как при произношении [ш’]), через которую проходит воздушная струя. Звук [ч’] — глухой согласный, всегда мягкий. Его мягкость обусловлена поднятием средней части спинки языка [1, с. 138].

К приемам постановки звука [ч’] относятся:

  1. Произнесите слог [ать], обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад до получения звука [ач]; можно дополнительно имитировать движение языка руками.
  2. Произнесите звук [ть], одновременно слегка нажимая пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед — «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук [ч’].
  3. Чтобы не смешивать звук [ч’] со звуком [т’], нужно помнить о различном положении кончика языка: при [ч’] он поднят вверх и прижат к альвеолам и началу твёрдого нёба, а при [т’] — опущен к нижним зубам, в то время как передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам.

Для коррекции и закрепления произношения согласного звука [ч’] на занятиях по русской фонетике мы предлагаем использовать следующие задания:

1. Слушайте, повторяйте. Следите за артикуляцией звука [ч].

ач — эч — оч

ча — чо — чу

ча — че — чи

уч — ыч — ич

чу — чо — ча

чи — че — ча

2. Слушайте. Слушайте и повторяйте. Читайте.

чи — ич

ча — ач

че — еч

ча — яч

чо — оч

чу — уч

чо — ёч

чу — юч

3. Прочитайте, повторяйте за преподавателем скороговорки, стихотворения в медленном, в среднем, в быстром темпе:

  1. Дочь не прочь тебе помочь.
  2. Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
  3. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  4. Чок-чок-чок,

Зубы на крючок.

Кто заговорит,

Тому в лоб щелчок.

5. Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду.

6. Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

7. Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь –

Не утонет в речке мяч.

8. Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

9. В четверг четвертого числа,

В четыре с четвертью часа,

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка

Чертили черными чернилами чертеж

Чрезвычайно чисто.

10. Четверть часа чиж чижихе

Пел частушки на Плющихе.

Чёрный кот, большой чудак,

Влез послушать на чердак.

11. Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

12. У пчелы, у пчёлки

Почему нет чёлки?

Отвечаю почему:

— Чёлка пчёлке не к чему.

13. Чукча в чуме чистит чуни.

Чистота у чукчи в чуме.

14. У четырех черепашек четыре черепашонка.

15. Течёт речка, печёт печка.

Печёт печка, течёт речка.

16. У черепашьего черепашонка

На черепашьих лапчонка

Черепашьи башмачки.

17. Караси в речке, овечки у печки,

Овечки у печки, караси в речке.

18. В чемодане у чечётки

Щётки, чётки, счёты — тётке.

Чётки, счёты, щётки — дядьке,

Счёты, щётки, чётки — няньке.

Лишь чечётка — для себя.

Пляшет чёткая семья.

19. Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

20. Точь-в-точь, как мать и дочь.

Как мать и дочь: ну точь-в-точь!

4. Прочитайте, повторяйте за преподавателем пословицы, поговорки, идиоматические выражения. Запомните их:

  1. Под лежачий камень вода не течёт.
  2. Чему быть, того не миновать.
  3. Нет радости вечной, нет печали бесконечной.
  4. Не было печали, так черти накачали.
  5. Плечом к плечу.
  6. Точен как часы.
  7. Час от часу не легче.
  8. Всё честь по чести.
  9. Осталось начать и кончить.
  10. Чем чёрт не шутит [3, с. 33].

5. Прочитайте шуточные стихотворения с различной интонацией (грусть, радость, удивление, восхищение, обида, страх):

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

— У меня болит плечо.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

— Раз болит — пойди к врачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

— Нет, к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

— Буду плакать у врача.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

— Помогают нам врачи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

— Ну, тогда пойду к врачу [с. 154].

Литература:

  1. Абрамова Г. А. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка для студентов-иностранцев. — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 179 с.
  2. Гусейнова Т. В. Постановка звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному// Приоритеты современной русистики в осмыслении языкового пространства: сборник статей по итогам II Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию филологического факультета БашГУ и 40-летию кафедры современного русского языкознания Башкирского государственного университета, 5 декабря 2017 г. / Отв. ред. В. Р. Тимирханов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. С. 154–156.
  3. Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке: материалы для занятий по русской фонетике / сост. Н. В. Богданова-Бегларян, С. Б. Степанова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2013. — 64 с.
  4. Успенская, Л. П., Успенский, М. Б. Учитесь правильно говорить. Книга для учащихся. В 2 т. Ч. 2. — Москва: Просвещение, 1995. — 319 с.

Похожие статьи

Приемы постановки и отработки согласного звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, способствующие коррекции и закреплению произношения звука.

Постановка и коррекция согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному

Статья посвящена проблеме совершенствования русского произношения инофонами. В ней представлены артикуляционная характеристика и приемы отработки согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены тренировочные задан...

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с нарушениями речи. Описывается программное содержание образовательной области «Обучение грамоте». Раскрываются приемы и методы обучения звуковому, звукобуквенному и слоговому анализам слов различ...

Способы улучшения произношения у китайских студентов при изучении русского языка

В современном мире стремительно растет число китайских студентов, изучающих русский язык. Как и при изучении любого другого иностранного языка, перед учащимися и преподавателями возникает огромное количество проблем и сложностей, основными из которых...

Приёмы эйдетики как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

В статье рассматривается формирование лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку, а также эйдетические приёмы в качестве способа формирования лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому я...

Обучение русской фонетике (на примере стихотворений, скороговорок, пословиц, идиоматических выражений)

В статье раскрывается организация обучения русской фонетике на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплени...

Типичные прописные ошибки у китайских студентов, изучающих русский язык как иностранный на начальном этапе

Данная статья посвящена изучению типичных прописных ошибок у китайских студентов, изучающих русский язык как иностранный на начальном этапе обучения. В статье рассмотрены результаты мероприятия, направленного на выявление типичных прописных ошибок. О...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба

Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...

Инвертированный оборот there is/are в обучении английской грамматике младших школьников

Данная статья посвящается раскрытию понятий грамматическая инверсия и инвертированный оборот, а также способам обучения английской грамматике средствами грамматической инверсии. Формирование грамматических навыков рассмотрено на примере инвертированн...

Похожие статьи

Приемы постановки и отработки согласного звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, способствующие коррекции и закреплению произношения звука.

Постановка и коррекция согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному

Статья посвящена проблеме совершенствования русского произношения инофонами. В ней представлены артикуляционная характеристика и приемы отработки согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены тренировочные задан...

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с нарушениями речи. Описывается программное содержание образовательной области «Обучение грамоте». Раскрываются приемы и методы обучения звуковому, звукобуквенному и слоговому анализам слов различ...

Способы улучшения произношения у китайских студентов при изучении русского языка

В современном мире стремительно растет число китайских студентов, изучающих русский язык. Как и при изучении любого другого иностранного языка, перед учащимися и преподавателями возникает огромное количество проблем и сложностей, основными из которых...

Приёмы эйдетики как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

В статье рассматривается формирование лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку, а также эйдетические приёмы в качестве способа формирования лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому я...

Обучение русской фонетике (на примере стихотворений, скороговорок, пословиц, идиоматических выражений)

В статье раскрывается организация обучения русской фонетике на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплени...

Типичные прописные ошибки у китайских студентов, изучающих русский язык как иностранный на начальном этапе

Данная статья посвящена изучению типичных прописных ошибок у китайских студентов, изучающих русский язык как иностранный на начальном этапе обучения. В статье рассмотрены результаты мероприятия, направленного на выявление типичных прописных ошибок. О...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба

Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...

Инвертированный оборот there is/are в обучении английской грамматике младших школьников

Данная статья посвящается раскрытию понятий грамматическая инверсия и инвертированный оборот, а также способам обучения английской грамматике средствами грамматической инверсии. Формирование грамматических навыков рассмотрено на примере инвертированн...

Задать вопрос