Формирование гражданской идентичности суворовцев на уроках математики и во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.11.2021

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Кожевникова, В. А. Формирование гражданской идентичности суворовцев на уроках математики и во внеурочной деятельности / В. А. Кожевникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6799/ (дата обращения: 16.11.2024).



Согласно ФГОС, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее своего народа» [2].

В Примерной программе основного общего образования по математике одним из содержательных разделов является «Математика в историческом развитии», который предназначен «для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования» [1]. В рамках освоения данного раздела на этапе урока «Мотивация к учебной деятельности» используются эпиграфы — цитаты наших великих соотечественников: русских полководцев, ученых с мировым именем.

Слова Александра Васильевича Суворова (1730–1800), русского полководца, основоположника отечественной военной теории, национального героя России, Генералиссимуса, приведенные в начале урока, служат повышению мотивации к изучению математики: «Трудолюбивая душа должна быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны, как обычные упражнения для тела. …Непреодолимого на свете нет ничего…Негоден тот солдат, что отвечает «Не могу знать».

Через эпиграф к уроку суворовцы осознают значимость изучения математики, а также знакомятся с современными учеными-математиками, такими как советский и российский математик, педагог, доктор физико-математических наук, действительный член Российской академии образования Марк Ива́нович Башмако́в (10.02.1937 г.р.), который сказал: «Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть».

Формированию ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личностные позиции, социальные компетенции, основы гражданской идентичности, способствуют материалы для организации уроков и внеклассных мероприятий, построенные на основе исторических фактов. Так при изучении геометрии используется видеофильм «Из истории геометрии» (1977 г., автор сценария Л Борщевская, режиссёр Ф. Якубсон, консультант доктор физико-математических наук Б. Розенфельд), в котором особое внимание обращается на огромный вклад русского ученого Н. И. Лобачевского в формирование представлений человечества о пространстве и создание неевклидовой геометрии.

Ещё один, теперь уже современный документальный фильм «Легенда о танке» (ВГТРК, 2019 г., режиссёр Д. Умнова, автор сценария А. Смирнова), позволяет сконструировать задания с военной составляющей на фактическом материале создания танка Т-34 и его успешного использования в годы Великой Отечественной войны. Так появилась задача по теме «Теорема Пифагора»: «Наклонная броня танка являлась предметом гордости танкистов. Из-за угла наклона брони снаряду приходилось пробивать металл толщиной не в 45 мм, а гораздо больше, что давало превосходство нашим танкам перед Пантерами и Тиграми. Найдите толщину брони танка Т-34, которую должен был пробить снаряд».

В целях патриотического воспитания суворовцев в содержание урока математики включаются задачи, сконструированные на основе исторического материала, посвящённые личности великих полководцев. Примерами таких задач служат следующие задания.

Тема «Числовые последовательности» (9 класс).

Дата проведения урока 3 марта — дата освобождения г. Ржева.

Что может означать данный ряд чисел:

(Это последовательность дней Великой Отечественной войны. В случае затруднения даю подсказку: 1–22 июня 1941 г.; 1418–9 мая 1945 г.).

Какая дата соответствует номеру 620 в данном ряду чисел? Какой это может быть год? (3 марта 1943 г.).

Назовите предыдущий день и номер его места; следующий за номером 620 день.

Назовите номер места в данном ряду чисел, которому соответствует дата подписания акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.

Тема «Периодичность тригонометрических функций» (10 класс).

Сколько полных периодов функции содержится в числе ? Найдите точку на единичной окружности и угол поворота данной точки на промежутке . Найдите общее свойство чисел 1730 и 290. Вы узнаете, какое событие в жизни А. В. Суворова решило его судьбу. (Число 1730 — дата рождения А. В. Суворова. Если вычесть из этой даты 4 полных периода функции

, число 1440, получим 290 — столько лет в 2020 году исполнилось великому полководцу. Сумма цифр в обоих числах равна 11. Для Суворова число11 оказалось знаковым! По преданию, возможностью избрать военную карьеру Суворов был обязан генералу Ганнибалу, убедившему его отца уступить наклонностям сына и определить его на военную службу. Произошло это событие, Когда юному Суворову было 11 лет!).

Тема «Логарифм и его свойства» (11 класс).

Дата проведения урока — 29 сентября. Именно в этот день родился великий русский военачальник, генерал от инфантерии, генерал-адъютант. Участник Среднеазиатских завоеваний Российской империи и Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, освободитель Болгарии. Этого великого полководца называли «Суворову равный», «Белый генерал». Кто этот человек?

1) Вычисли: год рождения М. Д. Скобелева, выполнив задания (ответы вносятся во вторую строку таблицы):

2) Вычисли: количество боевых побед генерала Скобелева: .

3) Вычисли: число лет боевой карьеры:

В ходе проведения метапредметной декады по математике в ротах суворовцев оформляются уголки «История математики в лицах»: суворовцы знакомятся с русскими математиками, внесшими огромный вклад не только в развитие отечественной и мировой науки, но проявившими себя в других областях культуры. Например, Софья Ковалевская — не только великий русский математик, но и поэт.

Мероприятия метапредметной декады, построенные на межпредметных связях и на содержании различных событий, имевших большое значение в истории нашей страны, способствуют воспитанию российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. Примером такого мероприятия может служить математическая интеллектуальная игра «Танковый биатлон» (автор-составитель Кожевникова В. А.), которая создана на основе истории появления и развития в России танкового биатлона как вида военно-прикладного спорта. Основателем танкового биатлона стал С. К. Шойгу, министр обороны Российской Федерации.

Участвуя в данной игре, суворовцы узнают о том, что команда Российской Федерации с 2013 г. являлась бессменным победителем в соревнованиях танковых экипажей разных стран, а также о рекордах трассы, побитых российскими экипажами в ходе соревнований. Это, несомненно, вызывает у суворовцев чувство гордости за свою страну и достижения российских инженеров — создателей российской военной техники.

Некоторые задания из раздела «Стрельбы по мишеням» математической интеллектуальной игры «Танковый биатлон» представлены ниже:

— «Экипаж самого массового среднего танка Второй мировой войны Т-34 состоял из четырех человек: командира танка, механика-водителя, стрелка-радиста и заряжающего. Сколькими способами можно было распределить эти должности между членами экипажа?»

— «Танк 72Б3М развивает максимальную скорость 75 км/ч по шоссе и 60 км/ч по пересечённой местности. Сколько процентов от максимальной скорости движения по шоссе теряет танк при движении по пересечённой местности?»

— «Основной боевой танк Народно-освободительной армии Китая ZTZ 96А имеет мощность двигателя 1000 лошадиных сил. Российский танк Т-72Б3М имеет двигатель — дизель мощностью 1 тыс. 130 лошадиных сил. На сколько процентов мощность двигателя российского танка выше?»

— «Танкист — это не только умелый оператор боевой машины, но и боец, который обязан иметь хорошую физическую подготовку. На спортивном этапе военнослужащие соревнуются между собой в беге и силовых упражнениях, а также проходят полосу препятствий на скорость. Сколькими способами могут быть расставлены 6 участников финального забега на шести беговых дорожках?»

— «Т-72Б — основной боевой танк СССР, после производства Российской Федерацией модернизированной версии советского танка Т-72 рассчитан на преодоление преград:

подъем — …, стенка — до …, ров — до …, брод — …

1,2 м; 30 градусов; 2,8 м; 0,85 м.

Расставьте числовые характеристики преград танкового биатлона в правильном порядке».

В следующих заданиях требовалось применить свои знания по китайскому языку:

— «Рекорды трассы:

二千一十七: принадлежит команде России: 十九 分 十 秒

( 2017 г.: российский экипаж прошел трассу за 19 минут 10 секунд

— «二千一十八: российские танкисты под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Черноштана на танке Т-72Б3 оказались вне конкуренции, финишировав с огромным отрывом, установив новый рекорд: 七十八 公里/小时.

( 2018 г.: танк Т-72Б3 разогнался до скорости 78 км/ч, установив новый рекорд по скорости )».

Литература:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5–9 классы: проект. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 67 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Танковый биатлон. ARM-GAMES.RU. http://arm-games.ru/tankovyj-biatlon-2018/#1492669905882-d6d933f2–9b8b
  4. Международная федерация танкового биатлона. Российские танкисты на АрМИ-2018 разогнали 46-тонный танк Т-72Б3 до скорости более 70 км/ч. https://vk.com/@tankbiathlon-rossiiskie-tankisty-na-armi-2018-razognali-46-tonnyi-t-72b3
  5. HISTORYTODAY.RU. День воинской славы — разгром советскими войсками в 1943 г. н https://historytoday.ru/sovetskoe-informacionnoe-byuro-sovinformbyuro-istoriya-sozdaniya-celi-zadachi-i-znachenie
  6. Суворову равный (видеофильм о М. Д. Скобелеве)https://yandex.ru/video/preview/?text=суворову %20равный&path=wizard&parent-reqid=1637021041270695–17100545806388855615-vla1–4612-vla-l7-balancer-8080-BAL-9736&wiz_type=vital&filmId=16209538350854715230

Похожие статьи

Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности

Воспитание патриотизма у подростков в сельском социуме во внеурочной деятельности

Формирование идей толерантности у кадет на внеклассных мероприятиях

Формирование экологических привычек у младших школьников в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни у современных школьников на внеурочных занятиях

Развитие креативности учащихся при использовании метода мультимедийных проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ

Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе внеурочной деятельности по технологии

Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности у младших школьников во внеурочной деятельности

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Похожие статьи

Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности

Воспитание патриотизма у подростков в сельском социуме во внеурочной деятельности

Формирование идей толерантности у кадет на внеклассных мероприятиях

Формирование экологических привычек у младших школьников в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни у современных школьников на внеурочных занятиях

Развитие креативности учащихся при использовании метода мультимедийных проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ

Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе внеурочной деятельности по технологии

Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности у младших школьников во внеурочной деятельности

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Задать вопрос