Нейропсихологический подход как инновационный метод работы с детьми, имеющими ОНР | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Медицинские и педагогические инновации

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 25.11.2021

Статья просмотрена: 1782 раза

Библиографическое описание:

Мамонова, И. В. Нейропсихологический подход как инновационный метод работы с детьми, имеющими ОНР / И. В. Мамонова, А. О. Ермаков, М. К. Кравцова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6833/ (дата обращения: 16.11.2024).



Применение нейропсихологического подхода, в частности по работе с детьми, имеющими ОНР, является одним из важных современных направлений в логопедии. Внимание к нему продиктовано заметным ростом эффективности подобных занятий.

Особый междисциплинарный интерес заключается в том, что новейшие научные открытия в области нейропсихологии дают ответы на важные вопросы практической логопедии, связанные с закономерностью психомоторного, когнитивного и эмоционального развития ребенка. Немаловажным является и то, что нейропсихологические методы можно эффективно включать на разных этапах логопедической работы с ребенком, чему есть научные доказательства. Важно, что экспериментальная нейропсихология уже активно применяется при восстановлении речевых функций, что также является предпосылкой для активного использования метода в развивающей работе с детьми.

Речь, как и социальные эмоции, воля, внимание, память, мышление, восприятие, относятся к высшим психическим функциям организма (ВПФ). Все они реализуются участками мозга, которые имеют важные отличия в структуре. Именно в своем различии они соединяются в сложную систему, состоящую из уровней, представленных корковыми и подкорковыми структурами. Этот «механизм» одновременно функционирует по различным принципам, основными из которых являются ассоциативные, регуляторные, проекционные. Это одно из базовых положений нейропсихологии. Реализация ВПФ происходит отдельными нейрофизиологическими процессами, которые фрагментами осуществляются в различных частях мозга. Нарушения нейрофизиологических процессов закономерно связано с местными поражениями мозга.

Нейропсихологические методы дают инструментарий диагностики и влияния на базальные факторы ВПФ, на развитие которых направлена деятельность логопеда. Остановимся на некоторых из них. Работа с указанными ниже факторами сможет стать эффективным подспорьем в классическом логопедическом занятии и может внедряться с самого начала деятельности специалиста [1].

Кинестетический фактор

Кинетический фактор связан с передачей сигналов от мышечных проприоцепторов. За работу кинетического фактора в большей мере ответственна теменная область головного мозга [2].

Развитие кинестетического фактора подразумевает выстраивание объективного представления о собственном теле — его габаритах и пропорциях частей, возможностях движения в разных плоскостях на разном удалении. Объектом работы при нарушениях данного порядка будет развитие двигательных навыков.

Модально-специфический фактор

Модально-специфический фактор связан с обработкой информации от органов чувств. Коррекционная работа в случае данного нарушения заключаются в стимуляции слуховых, тактильных и зрительных рецепторов. Он основывается на принципах синестезии: все анализаторы работают сообща, влияя на активизацию работы каждого в отдельности [3].

Пространственный фактор

Пространственный фактор является одной из самых сложных форм психического отражения. Отвечает за чувство пространства — адаптацию в упорядоченном мире предметов окружающей среды, переработку пространственных характеристик и отчасти за их восприятие. Предпосылкой к развитию этого фактора является передвижение человека и взаимодействие с окружающей действительностью по средствам органов чувств. За работу этого фактора отвечает в основном нижнетеменная область мозга, а также ассоциативна теменная.

Фактор энергетического обеспечения

Фактор энергетического обеспечения или модально-неспецифический фактор связан с регуляцией витальных потребностей, биологических ритмов, системы жизнеобеспечения организма, стабильным балансом систем возбуждения и торможения.

Неразрывно связан с процессами памяти и внимания: проблемы данного фактора заключаются в забывчивости, нестабильном внимании, проблемах переключением и его распределением. А также в повышенной утомляемости. Обеспечивают данный фактор глубинные отделы мозга.

Фактор межполушарного взаимодействия

Данный фактор определяет последовательное получение и взаимодействие с информацией на разных уровнях восприятия. Фактор межполушарного взаимодействия обеспечивает гармоничную работу мозга как системы. Осуществляется по средствам комиссур мозга, наиболее значительные из которых — мозолистое тело мозга, четверохолмие и зрительные хиазмы.

Фактор произвольной регуляции

Ослабленная работа данного фактора выражается в недоведении дел до завершения, постановке целей вне зависимости от анализа необходимых будущих шагов по ее достижению, в отсутствии планирования действий и уточнения собственных потребностей, недостаточности самоконтроля, отсутствия отслеживания промежуточных результатов, корректировки стратегии действий. Фактор произвольной регуляции психической деятельности почти недоступен детям и регулируется лобными участками мозга, которые формируются до 25 лет.

Тем не менее, все перечисленные факторы имеют определяющее значение для успешной логопедической работы, проявляются в большей или меньшей степени у детей уже с раннего возраста. И должны быть отмечены в логопедической работе внедрением нейропсихологических упражнений. Перечислим аспекты развития, на которые они благотворно влияют.

  1. Оптимизируют тонус, что является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.
  2. Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  3. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
  4. Развивают межполушарное взаимодействие.

Также обратим внимание на то, что особое место в системе подготовки детей с ОНР нужно отводить и вопросам истощаемости, развитию выносливости, повышению работоспособности. Высокий уровень развития выносливости и снижения истощаемости обеспечивает возможность для успешного проведения коррекционной логопедической деятельности.

Современные образовательные программы предъявляют высокие требования к школьникам. Чтобы успешно освоить материал и качественно выполнять задания, нужно обладать немалой выносливостью. Анализ научных трудов позволил определить исходные постулаты и принципиальные моменты нейропсихологического подхода к воспитанию этого важного качества нервной системы человека.

Психолог и врач-невропатолог А. Р. Лурия в описании научных разработок обращает внимание на три блока, которые является основными в мозге, и обозначает их по структурно-функциональным признакам [4].

Первый блок: тонуса коры (энергетический блок)

Его еще называют энергетический блок, так в основном оно отвечает именно за сбалансированный тонус в коре полушарий мозга. Такая уравновешенная возбудимость является необходимой для бодрого существования и нормальной саморегуляции. Также адекватная работа первого блока становится основной предпосылкой успешного осуществления всех остальных проявлений активности мозга. Функционирование осуществляется структурами «древней» коры, верхними отделами мозга (гипоталамусом и зрительными буграми) и ретикулярной формацией.

Второй блок: прием, переработка и хранение информации

Данная структурно-функциональная область отвечает за обеспечение индивида информацией от внешней среды: восприятие, переработку сигналов рецепторов органов чувств и выстраивание в новые «системы». Трансдукция происходит от кожно-кинестетической, зрительной, слуховой воспринимаемым систем к затылочным, теменным и височным долям. Именно в задних отделах больших полушарий анализируется информация.

Данный анализ происходит благодаря корковым компонентам анализаторов. Их разделяют на те, которые находятся на «ядерных зонах», на первичных, вторичных и третичных полях. Первичные зоны коры отвечают за функцию расщепления информации на части и ее первичную обработку, вторичные зоны ее завершают. Функция третичного блока — объединение разнородных данных в целостное восприятие.

Третий блок: программирование

Благодаря блоку программирования происходит создание намерения, разработка последовательного и целенаправленного образа будущего действия, поведения, а также реализация планов заданными действиями — внешними (двигательными) или внутренними (субъективными).

Ведущими структурами для данного блока является лобные доли мозга, а также другие структуры, расположенные в передних отделах больших полушарий. Также для полноценной работы блока необходима активность моторных, префронтальных и премоторных отделов коры лобных долей. Значение премоторной зоны коры (экстрапирамидного двигательного поля) заключается в создании условий для длительной работы двигательного аппарата.

Таким образом, работоспособность (или выносливость) базируется на развитии трех блоков мозга, имеющих разное функциональное значение. То есть целенаправленное формирование работоспособности и развитие выносливости имеет тесные функциональные связи с психическими функциями управления, сознанием и волевыми качествами.

Данный вывод означает, что методика развития ребенка в логопедической практике должна учитывать мозговую организацию осознанной трудоспособности и быть выстроена с учетом возможности управления физиологическими процессами по принципу биологически-обратной связи.

Регуляция ритма дыхания

Единственный ритм организма, который может сознательно и активно регулировать человек — это ритм собственного дыхания. Через научение контроля данного ритма возможно включение детской произвольной саморегуляции.

Практика управляемого осознанного дыхания вместе с физическими упражнениями помогает увеличить поступление кислорода в различные системы органов, одновременно оптимизирует и снижает мышечную возбудимость. Комбинация практики осознанного дыхания с выполнением физических упражнений, которые способствуют развитию выносливости (регулярные пробежки и велосипедные прогулки, интенсивное плавание), приводит к неконтролируемой гипервентиляции легких, что ведет к повышению содержания кислорода в крови.

Тренировка легких — это одно из первых рычагов воздействия в процессе развития выносливости и преодоление общего недоразвития речи через дыхание и мозг. Для создания повышенного тонуса за некоторое время до увеличения интенсивности физической нагрузки (например, при ускорении) можно использовать контролируемую гипервентиляцию. Этот прием широко применяется в дайвинге — дайвер совершает несколько быстрых и при этом глубоких вдохов-выдохов (важно, чтобы не произошла гипокапния — недостаток углекислого газа в крови) и ныряет на вдохе. Двойной вдох, служит физиологическим механизмом расправления альвеол легких и улучшение газообмена.

Практику осознанного дыхания целесообразно внедрять в методику развития выносливости детей с ОНР. В таком случае процесс контролируемого вдоха и выхода закрепляется в подкорковых и стволовых отделах мозга — происходит интериоризация осознанного и контролируемого поведения. В процесс саморегуляции под воздействием оказывается 1-й функциональный блок мозга.

Согласно теории организации движений (Н. А. Берштейн) неосознанное, рефлекторное дыхание относят к уровню «А» (палеокинетический уровень ЦНС), а осознанное управляемое дыхание — к уровню «Д» (предметных действий, кортикальный), на котором происходит осознание двигательной деятельности [5].

Первым шагом на пути развития выносливости у детей с ОНР должно стать формирование ее базового физического уровня — нейропсихологического радикала, то есть неокортекса, подкорковых образований мозга и дыхательного центра. Это может быть достигнуто в той или иной степени с помощью оптимизации уровня 1-го функционального блока мозга (уровень стабилизации, активации и энергоснабжения моторики и психомоторики). Комплексы упражнений, которые ориентированы на оптимизацию 1-го функционального блока мозга, могут включаться в подготовительную часть логопедического занятия. Мишень воздействия — корковые, подкорковые и стволовые образования.

Для осуществления эффективного воздействия, по нашему мнению, должны использоваться: самомассаж кистей рук, дыхательные упражнения, а также упражнения на растягивание позвоночника (для осуществления произвольного кровоснабжение базальных отделов головного мозга через систему позвоночных артерий), что способствует активации больших полушарий мозга.

Придерживаясь идей Е. Г. Симерницкой, считаем, что в процессе преодоления ОНР должна использоваться система упражнений, ориентированных на формирование произвольной саморегуляции, то есть интенция направлена от 3-го до 1-го, потом до 2-го и опять до 3-го функционального мозгового блока [6]. Сначала в пассивном, репродуктивном варианте: ребенок отражает и многократно воспроизводит правильный паттерн, затем — в активном варианте, когда он сам, без посторонней помощи, реализует и создает алгоритмы произвольной саморегуляции.

Благодаря бессознательному контролю тонуса своего тела и ритма дыхания ребенок без привлечения дополнительных средств сможет удерживать собственные аффективные реакции. Это требование следует считать ведущим, по которому решаются задачи развития выносливости в процессе физического воспитания.

В новейших разработках нейропсихологических технологий указывается на «режим тишины» в процессе занятия. Обязательность отсутствие посторонних звуков объясняется тем, что логопед пытается ограничить мозг ребенка от воздействия, не связанного с определенной мозговой «мишенью». Поэтому использование наушников и прослушивание ритмичной музыки во время выполнения упражнений считаем недопустимым для решения поставленных задач.

Нейрогимнастический комплекс упражнений, направленный на повышение результативности логопедического воздействия

Ниже приведен нейрогимнастический комплекс упражнений, который рекомендуется внедрять в структуру логопедического занятия на различных этапах работы с ребенком. Основная цель упражнений — повышения результативности логопедического воздействия.

Конкретная польза каждого из видов нейропсихологических упражнений:

  1. Оптимизирование тонус тела: упражнения, направленные на растяжение.
  2. Повышение энергетизации организма, а также развитие межполушарного взаимодействия: например, однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка. Межполушарное взаимодействие также улучшают любые двигательные упражнения.
  3. Улучшение навыка переключения, внимания в целом, моторной ловкости.
  4. Улучшение настроения: игры с мячом.
  5. Улучшение ритмики организма, развитие самоконтроля и произвольности упражнения, направленного на контроль и отслеживание дыхания.
  6. Улучшение восприятия. Особенно заметен данных эффект от глазодвигательных упражнений, которые к тому же помогают расширить поле зрения.

По данной методике каждое занятие должно включать в себя 4 обязательных блока упражнений:

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Глазодвигательные упражнения.
  3. Растяжки и упражнения двигательного репертуара.
  4. Упражнения с мячиками.

Описание методики выполнения упражнений

Далее представлены примеры упражнений и их описания. За основу данной нейрозарядки были взяты упражнений из программы А. А. Матвеевой, А. И. Жосан, В. Л. Мамаевой, С. В. Калининой, Ю. Ю. Соколовой «Комплекс нейропсихологических программ для детей от 5 до 12 лет» [8]. Практический опыт показывает, что упражнения эффективны и для детей старшего возраста.

Дыхательные упражнения

Вдох, выдох

Начальное положение — лежа на спине. Глаза открыты, ноги вытянуты, руки вытянуты вдоль туловища, пальцы тоже вытянуты, прижаты друг к другу и без движения. Тыльные стороны рук направлены в потолок. Рот открыт.

Выполнение упражнения начинается, когда логопед-нейропсихолог говорит команду «вдох» — учащийся через нос глубоко вдыхает. По команде «выдох» с естественным громким звуком ребенок через рот выдыхает. Упражнение выполняется 5 раз.

Дыхание с задержкой

Исходное положение то же, что и в первом упражнении.

По команде ведущего «раз», ребенок поднимает правую руку и левую ногу при этом делает вдох и надувает живот. По команде «два» поднимает левую руку и правую ногу, выдыхает и одновременно плавно втягивает живот. Затем по команде «три» снова правую руку и левую ногу, делает вдох и надувает живот. Далее упражнение выполняется по аналогии 5 раз.

Глазодвигательные упражнения

Флажки

Исходное положение: лежа на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты в стороны и образуют с туловищем прямой угол.

По команде «раз» руки одновременно перемещаются таким образом, чтобы прямая правая рука, скользя по полу, переместилась вверх к голове, а прямая левая рука, скользя по полу, переместилась вниз вдоль туловища. Одновременно голова поворачивается в сторону руки, оказавшейся наверху (вправо), а колени наклоняются к руке, оказавшейся внизу (влево). По команде «два» ребенок возвращается в исходное положение. Упражнение выполнить по 5 раз с обеих сторон.

Локти — колени

В исходном положении ребенок стоит на локтях и коленях. Взгляд зафиксирован на точке впереди, лицо смотрит вперед. Опора головы –блажащая к запястью область разрытых ладоней. При этом приподняты и образно напоминают свечи. Важно, чтобы они не касались щек. Ступни «смотрят» в потолок. Из данного положения подопечный делает шаг левым локтем и левым коленом, далее правым локтем и правым коленом — движения происходят попеременно. Необходимо следить, чтобы ребенок в одно и то же время переставлял передние и задние конечности и не менял взгляд. Далее шаги выполняются разноименными локтем и коленом. Упражнение необходимо выполнять в течение трех минут.

Упражнения двигательного репертуара

Вращение в локтевых суставах

Подопечный стоит в нейтральном положении стоя, ноги на ширине плеч. Руки вытянуты вперед и согнуты в локтях. Предплечья неподвижны. По команде подопечный вращает область локтевых суставов — сначала обеими руками по часовой, потом против часовой стрелки. Затем одной рукой по часовой, а второй против. Затем руки меняются. Упражнение выполняется в течение 2–3 минут.

Лодочка

В исходном положении подопечный лежит на животе, руки максимально вытянуты вперед и немного разведены. Ноги прямые и соединены вместе.

По команде подопечный одновременно поднимает вытянутые ноги и руки, по возможности прогибается и качается на передней части туловища вперед и назад. Упражнение выполняется 5–6 раз.

Упражнения с мячом

Складка и мяч

Исходное положение — лежа на спине. Ноги немного разведены, руки подняты вверх с мячом.

По команде подопечный поднимает туловище и тянет руги с мячом в ногах — садиться в складку. Кладет мяч за ступни и опускает туловище на пол. Затем снова садиться в складку, берет мяч и возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется 2–3 минуты.

Передай мяч

В исходном положении подопечный лежит на спине, ноги прямые и немного разведены, руки находятся по бокам туловища, в правой руке мяч.

По команде ведущего подопечный поднимает корпус и выводит вперед правую руку с мячом. В это же время левая рука двигается «навстречу». В момент подъема туловища в максимально возможное вертикальное положение, руки соединяются, и мяч оказывается в левой руке. Затем туловище опускается на пол, в левой руке — мяч. Затем подопечный снова садится и одновременно передает мяч в другую руку. Постепенно увеличивается темп выполнения упражнения до максимально возможного без потери чистоты выполнения. Упражнение совершается на протяжении 2 минут.

За последние десятилетия логопедия сделала в огромный шаг вперед. Но степень нарушений у современных детей чрезвычайно значительна. В данной связи первоочередными являются задачи повышения результативности логопедического процесса, чему может способствовать использование в работе нейрозарядок.

Литература:

  1. Багаутдинова, О. Н. Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников) / О. Н. Багаутдинова. — Текст: электронный // Libsib: [сайт]. — URL: https://www.uchmet.ru/library/material/142531/ (дата обращения: 21.11.2021).
  2. Денисова, О. А. Детская логопсихология / О. А. Денисова. — Текст: электронный // Libking: [сайт]. — URL: https://libking.ru/books/child_education/642418–3-kollektiv-avtorov-detskaya-logopsihologiya.html (дата обращения: 21.11.2021).
  3. Карачева, Е. Ю. Программа «Психомоторная коррекция детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития» / Е. Ю. Карачева. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/programma-psihomotornaya-korrekciya-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-675629.html (дата обращения: 21.11.2021).
  4. Комплекс нейропсихологических программ для детей от 5 до 12 лет / А. А. Матвеева. — Текст: электронный // Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие».: [сайт]. — URL: https://center-razv.edu.yar.ru/docs/neyropsih_programmi.pdf (дата обращения: 22.11.2021).
  5. Память. — Основные положения теории построения движений Н. А. Бернштейна.. — Текст: электронный // Libsib: [сайт]. — URL: https://libsib.ru/obschaya-psichologiya/pamyat/osnovnie-polozheniya-teorii-postroeniya-dvizheniy-n-a-bernshteyna (дата обращения: 21.11.2021).
  6. Программа коррекционно — развивающего курса для обучающихся с НОДА. — Текст: электронный // Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 627 Невского района Санкт-Петербурга: [сайт]. — URL: http://627.gou.spb.ru/file/SS/ %D0 %9F %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B6 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5_1_ %D0 %9F %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B3 %D1 %80_ %D0 %9A %D0 %9E.pdf (дата обращения: 22.11.2021).
  7. Семенова, О. А. Формирование произвольной регуляции деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе / О. А. Семенова. — Текст: непосредственный // Физиология человека. — 2007. — № 3. — С. 115–127.
  8. Сиротюк, А. Л. Периоды развития мозга, возможность обучения и социальная активность / А. Л. Сиротюк. — Текст: электронный // Fornit: [сайт]. — URL: https://scorcher.ru/axiomatics/axiom_show.php?id=524 (дата обращения: 21.11.2021).
Задать вопрос