Нравственное воспитание как условие развития личности школьника
Автор: Стасенко Марина Ивановна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 28.11.2021
Статья просмотрена: 59 раз
Библиографическое описание:
Стасенко, М. И. Нравственное воспитание как условие развития личности школьника / М. И. Стасенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6859/ (дата обращения: 19.12.2024).
В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания школьников. Рассматриваются средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.
Ключевые слова: воспитание, нравственность
Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове — нравственность.
Иоганн Герберт
Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
С давних времен в Древней Греции идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении.
В настоящее время у молодёжи ценности сместились в сторону потребления, а это приводит к обнищанию личности. Как спасти молодёжь от нравственного и духовного оскудения? Это одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями нашей школы.
Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.
Философ и ученый Древней Греции Аристотель придавал большое значение упражнениям в нравственных поступках. Он выделял три источника нравственного воспитания: природные задатки, разум и развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий).
Задача школы вместе с родителями воспитать человека, чтобы внутренними стимулами развития личности стали моральные ценности (долг, честь, достоинство). Мы воспитываем детей в каждый момент нашей жизни: как мы одеваемся, как разговариваем с другими людьми и о других людях, как мы радуемся или печалимся, как общаемся с друзьями или врагами — все это имеет для ребенка большое значение. (Например: не поощрять, а пресекать ябедничество и доносы, не обсуждать товарища, в его отсутствие, так как он не имеет возможности себя защитить). Не случайно на первое место выведена ценность личности человека. На уважении к ней, на учёте её индивидуального развития базируется личностно-ориентированное воспитание. И именно с формирования этой общечеловеческой ценности должен начинать свою работу учитель, ибо как говорил Сенека: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает».
Планируя работу с классом, я за основу беру такие общечеловеческие ценности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, Земля.
Самое главное — научить ребёнка понимать другого человека и уметь бескорыстно прийти на помощь, над чем постоянно работаю не только как учитель, но и как классный руководитель.
Чтобы не ущемить интересы детей и лучше их узнать, я провожу диагностику «Сфера интересов». Обработав данные, было выявлено, что дети выделяют в первую очередь по значимости развлечение, коллектив. Они находятся на достаточном уровне. На среднем уровне оказались интерес к трудоёмким, активным видам деятельности, общение, творческая деятельность. Все остальные сферы интересов (широта интересов, организуемый взрослыми труд, самовоспитание) находятся на низком уровне. Проведение этой диагностики позволило определить направления воспитательной работы с классом и индивидуально развивать способности каждого.
Особое место отвожу досуговой деятельности, которая представляет собой развивающий отдых, свободное общение, где коллектив выступает «инструментом» воспитания. Это форма создания общественного мнения коллектива о своих одноклассниках, является реальным фактором воспитания.
Традиционными стали такие мероприятия, как День именинника, «Умники и умницы», «Поговорим о милосердии», «О жадности и жадинах», «Если друг оказался вдруг…», «Я среди людей». Учащиеся с удовольствием участвуют в классных часах, различных школьных мероприятиях: конкурсных программах, утренниках, познавательных играх, литературных чтениях. Принимают участие в работе классного самоуправления, планируют деятельность класса, выбирают те мероприятия, в которых хотели бы участвовать. Например, для этого, использую методику «Дерево желаний». Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают классному руководителю. На основе этих работ учащихся можно провести интересный классный час под названием «Мои «хочу», «могу» и «надо».
Чтобы создать сильный ученический коллектив, на общем собрании класса мы приняли ряд положений, определяющих весь распорядок жизни коллектива.
На уроках и внеурочных занятиях активно внедряю элементы игры в различные виды деятельности, что дает возможность направлять эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение материалом в новой ситуации: проектная деятельность. Учебный материал включает посильный поиск и исследования в соответствии с жизненным опытом учащихся.
Каждый ученик ставит качественную оценку самому себе, а также предлагается оценивание другими детьми. На основе сравнения можно сделать выводы о том, над чем нужно работать.
Фактором нравственного воспитания в этом случае становится целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.
Такие мероприятия позволяют лучше узнать детей, раскрыть их творческие возможности и способности, сплотить учащихся в единый коллектив, увлечь полезным делом, учат общению, не оставляя без внимания ни одного ученика, что и способствует развитию личностных качеств каждого ученика индивидуально.
Работа по духовно-нравственному воспитанию затрагивает каждого ученика нашей школы, воспитывает миропонимание ребенка на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться, раскрывая значение слов «родина», «Отечество», «защитник», формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Литература:
- Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 248 с.
- Из истории изучения проблемы нравственного воспитания. https://vuzlit.ru/453516/istorii_izucheniya_problemy_nravstvennogo_vospitaniya#672
- Харламов И. Ф. Педагогика. –– М.: Гардарики, 1999. — 520 с.
Похожие статьи
Нравственное воспитание дошкольников
В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личност...
Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя
Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества.
Нравственный аспект экономического воспитания дошкольников
В статье рассматриваются нравственные основы экономического воспитания детей дошкольного возраста. Проводится анализ парциальных программ, описываются способы и методы, используемые при нравственно-экономическом воспитании.
Эстетическое воспитание детей
В данной статье будет рассмотрен такой важный аспект воспитания, как формирование у детей эстетических ценностей. Будет охарактеризована значимость эстетического воспитания именно с раннего детства. Также будут рассмотрены некоторые направления эстет...
Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах
В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...
Нравственные ценности в воспитательном процессе
В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...
Воспитание как формирование и развитие личности
В статье приведена информация о важности и роли воспитания в формировании личности. В данной статье рассматривается ряд регулярных и последовательных воспитательных действий, направленных на достижение конкретных результатов. Главным результатом обра...
Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы
Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...
Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков посредством библиотерапии
В статье рассматривается проблема нравственного воспитания младших подростков. Раскрываются возможность применения библиотерапии как средства нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.
Похожие статьи
Нравственное воспитание дошкольников
В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личност...
Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя
Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества.
Нравственный аспект экономического воспитания дошкольников
В статье рассматриваются нравственные основы экономического воспитания детей дошкольного возраста. Проводится анализ парциальных программ, описываются способы и методы, используемые при нравственно-экономическом воспитании.
Эстетическое воспитание детей
В данной статье будет рассмотрен такой важный аспект воспитания, как формирование у детей эстетических ценностей. Будет охарактеризована значимость эстетического воспитания именно с раннего детства. Также будут рассмотрены некоторые направления эстет...
Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах
В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...
Нравственные ценности в воспитательном процессе
В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...
Воспитание как формирование и развитие личности
В статье приведена информация о важности и роли воспитания в формировании личности. В данной статье рассматривается ряд регулярных и последовательных воспитательных действий, направленных на достижение конкретных результатов. Главным результатом обра...
Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы
Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...
Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков посредством библиотерапии
В статье рассматривается проблема нравственного воспитания младших подростков. Раскрываются возможность применения библиотерапии как средства нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.