Программа «Чистюля» как средство повышения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.

Дата публикации: 07.12.2021

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Иванюшина, Д. А. Программа «Чистюля» как средство повышения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития / Д. А. Иванюшина, Е. С. Панкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/6910/ (дата обращения: 16.11.2024).



Нами была разработана программа внеурочной деятельности «Чистюля», которая направлена на развитие гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Данная программа содержит практические методы педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития обучающихся с умственной отсталостью, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р г., направленных на формирование гармоничной личности, социальной адаптации. Гигиенические навыки направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений об окружающей действительности. Данные занятия способствуют формированию и совершенствованию у обучающихся необходимых им навыков ориентировки в окружающем мире

Новизна программы «Чистюля» заключается в том, что она разработана с учётом современных тенденций в образовании по принципу поэтапного (от простого к сложному) освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания обучающегося индивидуальной образовательной траектории. Ниже представлено КТП программы, которое рассчитано на 34 часа. Так же мы поделили программу на разделы: «Личная гигиена», «Прием пищи».

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Диагностика

Оценка уровня сформированности знаний и умений по курсу внеурочной деятельности

1

Личная гигиена

2

Предметы для мытья рук

Формирование представлений о предметах, которые необходимы для мытья рук (мыло, мыльница, полотенце). Прослушивание сказки «Зачем мыть руки и чистить зубы» Н. Немцова.

1

3

Как правильно мыть руки

Формирование умения мыть руки. Просмотр и прослушивание песни «Моем руки». Изучение последовательности действий при мытье рук (намыливание, смывание) — наблюдение за педагогом.

1

4

Мытье рук

Формирование умение мыть руки. Практическое задание по мытью рук.

1

5

Предметы для чистки зубов

Формирование представлений о предметах личной гигиены (зубная щетка, зубная паста). Прослушивание сказки «Зачем мыть руки и чистить зубы» Н. Немцова.

1

6

Как правильно чистить зубы

Формирование умение чистить зубы. Просмотр и прослушивание песни «Чистим зубы». Изучение последовательности действий при чистке зубов (нанесение пасты па щетку, чистка зубов, полоскание рта) — наблюдение за педагогом. Игра на макете «Чистим зубы».

1

7

Чистка зубов

Формирование умение чистить зубы. Практическое задание по чистке зубов.

1

8

Предметы для умывания лица

Формирование представлений о предметах личной гигиены (мыло, полотенце). Прослушивание сказки «Мойдодыр» К. Чуковский

1

9

Как правильно умывать лицо

Формирования умений последовательности умывания лица. Просмотр и прослушивание песни «Моем лицо». Изучение последовательности действий при умывании (намочить лицо, намылить лицо, смыть мыло).

1

10

Умывание

Формирование умения умываться.

1

11

Предметы для расчесывания

Формирование представлений о предметах необходимых для расчесывания (расческа, гребешок).

1

12

Как правильно расчесываться

Формирование представления о правильном расчесывании волос. Просмотр видео «Расчесывание волос».

1

13

Расчесывание

Формирование умения расчесываться.

1

14

Личная гигиена: закрепление

Закрепление умения умывать лицо и чистить зубы: практические задания.

1

15

Личная гигиена: закрепление

Закрепление умения мыть руки и расчесывать волосы: практические задания

1

16

Диагностика

Оценка уровня сформированности знаний и умений по курсу внеурочной деятельности

1

Прием пищи

17

Предметы для питья

Формирование представлений о предметах для питья (кружка и графин)

1

18

Питье из кружки

Формирование умений правильно пользоваться кружки

1

19

Наливание воды в стакан

Формирование умения наливать воду в кружку

1

20

Предметы для приема пищи

Формирование представлений о предметах для приема пищи (тарелка и ложка)

1

21

Как правильно пользоваться ложкой

Формирование умения правильно пользоваться ложкой

1

22

Пользование ложкой и тарелкой

Формирование умения пользоваться ложкой и тарелкой.

1

23

Предметы гигиены после еды

Формирование представлений о предметах гигиены после еды (салфетки)

1

24

Пользование салфеткой

Формирование умения пользоваться салфеткой.

1

25

Закрепление: пользование предметами для приема пищи

Закрепление знаний по использованию предметов для приема пищи

1

Уборка со стола и мытье посуды

26

Предметы для уборки со стола

Формирование представлений о предметах для уборки со стола (тряпка, тазик, чистящее средство)

1

27

Уборка со стола

Формирование умений убирать со стола

1

28

Предметы для мытья посуды

Формирование представлений о предметах для мытья посуды (моющее средство, губка, полотенце)

1

29

Как правильно мыть посуду

Формирование представлений о правильном мытье посуды

1

30

Как правильно вытирать посуду

Формирование представлений о правильном вытирании посуды

1

31

Мытье и вытирание посуды

Закрепление полученных знаний.

1

32

Диагностика

Оценка уровня сформированности знаний и умений по курсу внеурочной деятельности

1

33

Повторение

Повторение: личная гигиена. Практические задания

1

34

Повторение

Повторение: прием пищи, уборка со стола и мытье посуды. Практические задания.

1

Итого

34ч

Эта программа проходила апробацию на базе одной из красноярских школ и показала очень хорошие итоговые результаты на контрольном мониторинге.

Далее нам бы хотелось представить итоговые результаты данной программы по разделам «Личная гигиена» и «Прием пищи».

Раздел «Личная гигиена». Обучающиеся достигли хорошей динамики на конец года. Им стали доступны такие навыки, как: правильное и последовательное умывание рук и лица, пользование полотенцем, правильное использование предметов личной гигиены (зубная щетка, зубная паста, расческа).

Раздел «Прием пищи». На конец обучения обучающимся стали доступны следующие навыки: пользование столовыми приборами, наливание жидкости из графина в стакан, накладывание пищи из общей тарелки, последовательная уборка со стола и мытье посуды.

Похожие статьи

Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей со сложным дефектом, имеющих сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии (старший дошкольный возраст)

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...

Когнитивно-поведенческий подход в реализации коррекционно-развивающей программы «Прыжок в другое Я» по развитию социальной компетентности у школьников с легкой умственной отсталостью

ОБЖ как одно из направлений подготовки воспитанников с умеренной умственной отсталостью к туристической деятельности

Исследовательская деятельность по использованию элементов смехотерапии в работе с детьми, имеющими диагнозы «общее недоразвитие речи» и «задержка психического развития»

Проект: «Использование возможностей предметной дидактической среды с картиннографией в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ

Рассматривается социализация особой категории детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Описана ко...

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской заболеваемости, отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей

В данной статье раскрываются особенности детей с отклонениями в развитии раннего возраста, также говориться что грамотно организованная комплексная коррекционно-педагогическая, психологическая, социальная и медицинская работа в значительной мере нейт...

Похожие статьи

Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей со сложным дефектом, имеющих сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии (старший дошкольный возраст)

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...

Когнитивно-поведенческий подход в реализации коррекционно-развивающей программы «Прыжок в другое Я» по развитию социальной компетентности у школьников с легкой умственной отсталостью

ОБЖ как одно из направлений подготовки воспитанников с умеренной умственной отсталостью к туристической деятельности

Исследовательская деятельность по использованию элементов смехотерапии в работе с детьми, имеющими диагнозы «общее недоразвитие речи» и «задержка психического развития»

Проект: «Использование возможностей предметной дидактической среды с картиннографией в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ

Рассматривается социализация особой категории детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Описана ко...

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской заболеваемости, отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей

В данной статье раскрываются особенности детей с отклонениями в развитии раннего возраста, также говориться что грамотно организованная комплексная коррекционно-педагогическая, психологическая, социальная и медицинская работа в значительной мере нейт...

Задать вопрос