Конспект познавательно-игрового занятия для детей с ментальными нарушениями «Москва — Что? Где? Когда?»
Автор: Терешкина Светлана Васильевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.
Дата публикации: 22.12.2021
Статья просмотрена: 28 раз
Библиографическое описание:
Терешкина, С. В. Конспект познавательно-игрового занятия для детей с ментальными нарушениями «Москва — Что? Где? Когда?» / С. В. Терешкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/6956/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель:
Обобщить представление о своем городе, о главных достопримечательностях Москвы
Задачи:
Образовательные:
— расширять представления о достопримечательностях Москвы;
— знакомить с историческим центром Москвы — Кремлем;
— закреплять названия города, главных достопримечательностей Москвы;
— узнавать на слайдах достопримечательности и называть их;
Коррекционно-развивающие:
—корригировать долгосрочную память, посредством обращения к прошлому опыту детей;
—развивать мышление, внимание, умение выполнять словесные инструкции взрослого;
—развивать связную речь, посредством ответов на вопросы;
—обогащать словарный запас;
—подбирать прилагательные к существительному посредством игры «Расскажи какая».
Воспитательные:
—воспитывать чувство любви и уважения к родному городу;
—воспитывать патриотические чувства.
Предшествующая работа:
Экскурсия на Красную площадь, посещение зоопарка, цирка, музеев, театров, рассматривание иллюстраций, фотографий о Москве, беседы о достопримечательностях города, просмотр парада на Красной площади, чтение худ. литературы.
Наглядно-дидактический материал:
Стол, разделенный на 8 секторов, волчок со стрелкой, конверты с вопросами и заданиями, черный ящик, фонограмма на вращение волчка из игры «Что? Где? Когда?», на внесение черного ящика, презентация «Достопримечательности Москвы», картина с изображением Храма Василия Блаженного, сувениры Царь-пушки и Царь-колокола, мяч.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие друг друга
Игровая мотивация
Воспитатель: Ребята, сегодня хочу предложить вам поиграть. Игра не совсем обычная, называется она «Москва — Что? Где? Когда?». Догадайтесь по названию, чему будет посвящена наша игра? Ответы детей.
Воспитатель: Верно, игра будет посвящена нашему городу — Москве. Мы с вами вспомним, какие достопримечательности, интересные места есть в нашем городе. Во многих вы уже были, будем вместе вспоминать. Посмотрите, у нас здесь стол, разделенный на много частей — секторов. В центре стола находится волчок со стрелкой. В каждом секторе лежит конверт с вопросом или заданием. Как вы думаете, как будем выбирать конверт с вопросом? Ответы детей.
Воспитатель уточняет и показывает: Выбираем конверт при помощи волчка, раскручиваем и ждем когда остановится. Открываем тот конверт, на который указала стрелка волчка и читаем вопрос или задание. Всем понятно правила игры? Ответ детей.
Основная часть
Воспитатель: Рассаживайтесь вокруг стола, начинаем игру. Волчок будем раскручивать по очереди, начнет …
Пока крутится волчок, звучит фонограмма вращение волчка из игры «Что? Где? Когда?»
Воспитатель называет номер сектора, открывает конверт, читает вопрос: Назовите главную площадь Москвы. Почему она так называется? Ответы детей Слайд — Красная площадь.
Воспитатель уточняет: Красная, значит красивая. Красная площадь — самая древняя площадь, она самая большая и важная в жизни Москвы. На этой площади проходят парады и значимые мероприятия. Посмотрите, чем покрыта Красная площадь? Ответы детей
Воспитатель: Красная площадь покрыта булыжниками, называется брусчатка.
Дальше раскручивают волчок, звучит фонограмма. Черный ящик фонограмма.
Воспитатель выносит ящик, озвучивает вопрос: Внутри этого ящика находится картина, на которой изображен Храм. Это самый яркий, нарядный Храм, который находится на Красной площади. Назовите, что это за Храм? Ответы детей Слайд –Храм Василия Блаженного.
Воспитатель: Храм Василия Блаженного. Он построен русскими мастерами. Видите, это не одна церковь, их несколько, соединенных вместе. Посчитайте, сколько церквей, куполов у Храма? Одинаково они украшены? Ответы детей. Каждый купол храма отличается особой формой и нарядом, украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. От этого храм смотрится празднично и нарядно. Еще храм называют Покрова на Рву, потому что Храм был построен рядом с глубоким рвом (оврагом).
Дальше раскручивают волчок, звучит фонограмма.
Воспитатель называет номер сектора, открывает конверт, читает задание: Расскажите о Москве одним словом. Игра с мячом «Расскажи какая». Москва — огромная, красивая, чистая, большая, шумная, яркая, тихая, зеленая, солнечная, светлая…..
Воспитатель: Молодцы! Очень много подходящих слов подобрали к нашему городу.
Дальше раскручивают волчок, звучит фонограмма.Воспитатель называет номер сектора, открывает конверт, показывает слайд: Слайд –изображение часов на фасаде театра им. С. В. Образцова . Что это? Ответы детей.
Воспитатель: Да, это кукольный театр им. С. Образцова. В Москве много детских театров, но этот самый любимый театр детей. Посмотрите, что находится на фасаде театра? Ответы детей. На фасаде театра — часы. Золоченый циферблат со стрелками окружают двенадцать домиков с дверцами, сверху — большой петух. Каждый час бьют часы и петух кукарекает. Ровно в полдень, в 12 часов, открываются окошки домиков и появляются кукольные звери. Они играют на музыкальных инструментах и танцуют под музыку «Во саду ли в огороде». А вы любите смотреть кукольные спектакли? Назовите, какие вы видели?
Дальше раскручивают волчок, звучит фонограмма.Воспитатель называет номер сектора, открывает конверт, читает вопрос: Где в Москве можно увидеть сразу много разных животных? Ответы детей. Слайд –Зоопарк.
Воспитатель: В центре Москвы находится Зоопарк. Зоопарк — это целый город со своими улицами и домиками для животных. Он занимает большую территорию, т. к. в зоопарке много самых разных животных. Какие животные живут в зоопарке? Из каких мест? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте совершим прогулку по зоопарку, выходите.
Динамическая пауза «В зоопарке» Дети повторяют движения по тексту: Мы — веселые Мартышки, мы играем громко слишком. Все ногами топаем, все руками хлопаем, Надуваем щечки, скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, пальцы поднесем к виску. И друг другу даже язычки покажем! Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я слово три, все с гримасами замри. Раз, два, три!
Дальше раскручивают волчок, звучит фонограмма.Воспитатель называет номер сектора, открывает конверт, читает вопрос: Какая крепость находится в самом центре Москвы, рядом с Красной площадью? Ответы детей. Слайд –Кремль.
Воспитатель: Кремль — это крепость, которую построили в давние времена для защиты от нападения врагов. Стены Кремля очень высокие — с трехэтажный дом, с зубцами, в этих зубцах есть узкие бойницы. Для чего нужны были эти узкие окошки? Через них стреляли защитники Кремля. Вдоль стен Кремля много башен. Что сейчас находится в Кремле? Ответы детей. Кремль — место, где находятся знаменитые на весь мир музеи. Сейчас здесь работают президент и правительство страны.
Дальше раскручивают волчок, звучит фонограмма. Черный ящик Воспитатель выносит ящик, озвучивает вопрос: Внутри ящика две уменьшенные достопримечательности Москвы, которые находятся на территории Кремля. Это здесь, в ящике они маленькие, на самом деле они такие большие, что их называют Царь. Что находится в ящике? Ответы детей, если затрудняются с ответом — Слайд- Царь –колокол, Царь –пушка.
Воспитатель: Почему его называют Царь-колокол? Колокола отливали знатные мастера. Решили они отлить такой колокол, какого не было во всем мире. Они отлили такой удивительный колокол, украсили его орнаментом. Почему у колокола отвалился кусок? Ответы детей . Случился страшный пожар, который охватил почти весь Кремль. При этом пожаре уникальный колокол пострадал, треснул, от него отвалился огромный кусок.
Здесь на территории Кремля есть еще и Царь-пушка. Больше нее нет пушки во всем мире. Ствол ее тоже украшен орнаментом, рядом с пушкой лежат огромные ядра. Из этой пушки никогда не стреляли, как вы думаете, почему? Ответы детей. Ядра такие тяжелые, что даже 10 человек подняли бы их с трудом, поэтому пушка эта ни разу не стреляла.
Дальше раскручивают волчок, звучит фонограмма.Воспитатель называет номер сектора, открывает конверт, читает вопрос: Это место любят и взрослые и дети. Выступают там разные артисты, но дети больше всего любят веселых клоунов. Назовите это место. Ответы детей. Слайд –Цирк.
Воспитатель: В Москве два цирка, это новый цирк. В цирке выступают цирковые артисты. Вспомните, каких артистов вы видели в цирке? Кто вам больше всего запомнился? Ответы детей. В цирке выступают жонглеры, акробаты, фокусники, дрессировщики и веселые фокусники!
Динамическая пауза «Веселый клоун» Дети повторяют движения по тексту.
На арену клоун вышел. Кто из вас о нем не слышал? Поклонился, улыбнулся, Потянулся, повернулся. Он присел, потом привстал, Головою покачал. Мы захлопали в ладоши, Значит, клоун был хороший.
Заключительная часть Воспитатель: Вот вы и ответили на все вопросы нашей игры. Давайте вспомним как называется наша игра? О чем были вопросы? Какие достопримечательности Москвы мы с вами вспомнили? Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей: Мы с вами вспомнили, какие интересные места есть в нашем городе. Во многих местах мы с вами были, назовите где, мы были. (Красная площадь, зоопарк, цирк, театр кукол, Кремль, Храм Василия Блаженного) В Москве еще очень много достопримечательностей, о них мы поговорим в следующий раз.
Литература:
- Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, — М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 112 с.
- Дошкольникам о Москве (опыт педагогов города Москвы). Учебно-методическое пособие. Составители: Кондрыкинская Л.А, Мерзлякова С. И. — М.: Ижица, 2004. — 92 с.
- Мы живем в России. Москва, Издательство «Скрипторий» 2008г.
- http://www.wholeearth.ru/photo/sec1/pos1486 — Царь колокол
- http://www.nice-places.com/photos/thumbnails-78-page-3 — Царь пушка