Экологическое проектирование как инструмент формирования патриотических качеств личности
Авторы: Герасимова Светлана Ивановна, Чеканова Марина Дмитриевна, Архипова Елена Николаевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.
Дата публикации: 23.01.2022
Статья просмотрена: 179 раз
Библиографическое описание:
Герасимова, С. И. Экологическое проектирование как инструмент формирования патриотических качеств личности / С. И. Герасимова, М. Д. Чеканова, Е. Н. Архипова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7017/ (дата обращения: 19.12.2024).
В данной статье рассматривается экологическое проектирование школьников и его возможности в формировании патриотических качеств личности. Значительное внимание уделяется организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Обобщен практический опыт создания экологических социально-значимых проектов. Обосновывается мысль о том, что с познания родной природы, любви и заботы о ней начинается глубокое чувство патриотизма.
Ключевые слова : экологическое проектирование, патриотическое воспитание, дополнительное образование, формы воспитательной работы.
По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай — нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна.
Эмерсон Р. У.
С древних времен воспитание человека основывалось на любви и уважении к окружающей его природе, составляющей фон для духовно- нравственного и физического развития личности. Именно родные места, дом закладывали основу любви к Отечеству. Как писал К. Д. Ушинский: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [4]. Однако на данный момент множество социальных и экономических факторов способствует тому, что человек отдаляется от природы. В сложившихся реалиях представляется важным поиск нравственной основы для решения экологических проблем, которой, на наш взгляд, может выступить воспитание любви к родной природе — как неотъемлемой части патриотизма, поэтому невозможно решить экологические проблемы, воспитать экологическую культуру без формирования у подрастающего поколения гражданской и патриотической позиций [1]. Таким образом, быть гражданином — это значит быть патриотом своей Родины, любить ее. С чего начинается Родина? Ответов много, как в известной песне, но, несомненно, один из них — с того уголка природы, с которым соприкасаешься с детства.
В нашем понимании именно любовь к родной природе является одним из важнейших компонентов патриотизма. Решение экологических проблем малой Родины и страны в целом является практическим, деятельным воплощением патриотизма, имеет реальные, видимые результаты и способно объединять людей различного возраста и социального статуса [3]. При этом именно эколого-патриотическое воспитание, в полной мере отражает деятельностный подход в воспитании, опираясь на понимание патриотизма как стремления беречь Родину, заботится о своей стране, конкретными действиями укреплять ее благополучие. Мероприятия эколого- патриотического воспитания должны носить деятельностный характер и быть нацелены на конкретный, зримый результат.
Объединение патриотического и экологического направлений воспитательной работы позволяет находить новые формы и методы такой деятельности. Проекты экологической направленности представляют собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является экологическое проектирование, основу которого составляет активная, самостоятельная, творческая, исследовательская деятельность детей по изучению природы родного края. Формирование патриотического сознания — процесс личностно обусловленный, поэтому формы работы с обучающимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию [2].
Система дополнительного образования открывают широкие возможности для детского и подросткового экологического проектирования. В связи с этим возрастает роль дополнительного образования, которое способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Педагог дополнительного образования, вооруженный соответствующим теоретико-практическим знанием, способен сегодня сыграть решающую роль в обеспечении качества внеурочной деятельности. Особенности психического развития, присущие школьнику, создают благоприятные предпосылки для патриотического воспитания. У подростков, наряду с конкретно-образным мышлением, начинает формироваться более глубокий тип мышления — теоретический, что позволяет им сопоставлять и систематизировать свои представления о прошлом, настоящем и будущем своей Родины. Интересы подростков становятся более устойчивыми, разнообразными, связанными с их деятельностью, их отношением к окружающей среде, с их выраженной потребностью участвовать в социально-значимых делах. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Проектная деятельность предоставляет полную свободу выбора форм, методов исследования, разработки прикладных материалов, что определяет необходимость творческого подхода к участию в проектах и становления гражданственности и формированию патриотических качеств личности.
Среди множества интегративных мероприятий эколого-патриотического воспитания в Центре детского творчества отметим следующие формы воспитательной работы:
— традиционные краеведческие конференции «Отечество»;
— акции по благоустройству пришкольных участков: посадка деревьев, создание клумб, арт-объектов из вторичного сырья;
— экологические конференции «Природа встречает друзей»;
— организация раздельного сбора отходов в школе / дворе / микрорайоне;
— разработка экологических проектов;
— занятия подростков в объединениях дополнительного образования на базе школ и учреждений дополнительного образования;
— создание виртуальных путешествий по родному краю, путеводителей и др.;
— экологические конкурсы «Знатоки природа», «Юный эколог;
— акции по уборке территории с последующим проведением пленэров (или наоборот) / созданием арт-объектов/ благоустройством территории / установкой инфо-стендов;
— разработка и проведение экскурсий и квестов для сверстников и взрослых.
Все эти мероприятия нацелены на развитие чувства ответственности за окружающую детей среду и на осознание способности менять её к лучшему. Они сочетают различные виды практической, проектной, исследовательской и творческой деятельности участников. Представленные выше формы работы стали традиционными среди обучающихся Рузского городского округа и составляют основу дополнительного эколого-патриотического воспитания.
Одним из перспективных экологических проектов, способствующих развитию патриотических чувств и стремления заботится о своем родном крае, можно считать социально-экологический проект «Экология души — спасение человечества!».
Сохранение в первозданном виде природных территорий (родников, озер, мест обретения святынь и др.), почитаемых в народе как святые — не только и не столько актуальная экологическая проблема региона, но и важнейший источник воспитания духовности, патриотизма и религиозной нравственности общества.
Цель проекта:
Возрождение и сохранение природных и святых мест Рузского района Московской области для будущих поколений — как важного источника воспитания духовности, патриотизма и нравственности.
Участники проекта
Обучающиеся МАОУ «Гимназия № 1 г. Рузы», детские и молодежные общественные объединения, эколого-краеведческое объединение «Следопыты», творческие объединения МБОУ ДО «Центр детского творчества», Образцовый фольклорный ансамбль «Зоренька» с привлечением местных жителей, служителей церкви и всех заинтересованных и сочувствующих лиц.
Проект «Экология и Душа» состоит из трех направлений работы:
— Теоретическое: разработка и реализация дополнительной образовательной программы эколого-краеведческого объединения «Следопыт»;
— Практическое: возрождение, охрана и благоустройство природных и святых мест;
— Культурно-массовое: возрождение православных праздников с экологической направленностью (Зиновий-Синичник, Герасим-Грачевник, Закликанье, Троица и др.).
— Практическая часть проекта включает в себя реализацию трех этапов:
— На первом этапе был собран и проанализирован картографический и архивный материал о наличии и состоянии святых мест района, многие из которых находятся в удручающем состоянии.
— На втором этапе были запланированы и проведены выезды на места для обследования каждого объекта: экологическое обследование территории, установление его духовной ценности, хозяйственного значения для жизни человека, разработка мер охраны и благоустройства.
— Третьим большим этапом работы по проекту стала камеральная обработка полевых материалов и разработка мер охраны и рационального использования природных объектов; Проведение акций по благоустройству объектов.
Работа по данному проекту ведется педагогами, обучающимися гимназии, педагогами дополнительного образования ЦДТ с 2006 года. Первую апробацию проект прошел летом 2006 года в Рузском районе в с. Ащерино. Обучающиеся работали по восстановлению и благоустройству Храма Иоанна Предтечи, провели исследовательскую работу по изучению истории создания храма, изучили биоразноообразие местности, провели санитарную оценку зеленых насаждений. Был разработан практико-ориентированный проект. Результатом его стало изучение 4 природных родников, имеющих экологическую и духовную ценность для жителей района, изучение памятки природы- озеро Глубокое. В течение следующих лет, участники объединения «Следопыты» работали по благоустройству и восстановлению Храма в с. Рождественно, с. Сумароково Рузского района.
Результаты работы по проекту: организация экологического движения «Экология души — спасение человечества», паспортизация природных объектов, разработка мероприятий и проведение акций по благоустройству каждого объекта силами школьников, местных жителей, комитетов по охране природы, лесничеств.
Данный проект является долгосрочным, так как невозможно реализовать все поставленные задачи сразу и в полном объеме. Благодаря эколого-краеведческим экспедициям обучающиеся творческого объединения «Следопыты» создали проект «Река Руза. Берега бессмертия». Древний город Руза раскинулся по обеим сторонам реки, которая и дала имя городу. В годы Великой Отечественной войны, как и тысячи других населённых пунктов, город был оккупирован фашистами, а жители его пережили страшную трагедию. Цель проекта — составить точное представление о ведении боевых действий в 1941–1942 годах в бассейне реки, обозначить на карте места захоронений погибших военных и гражданских лиц в районе реки Рузы, нашей родной реки, доказав, таким образом, что практически весь северо-запад Подмосковья обильно полит кровью как защитников, так и освободителей этой земли. Основным методом сбора информации было интервьюирование. Школьники побывали в 16 населённых пунктах трёх районов, по территории которых течёт река Руза: Шаховского, Волоколамского и родного — Рузского, где опросили 15 человек. Тема расспросов была одна — боевые действия на территории поселения, пережитое местными жителями в годы фашистской оккупации. Таким образом, опыт экологического проектирования позволил создать проект, связанный с историческим краеведением. Это только начало большого пути. Работа по направлениям проекта продолжается. В 2019–2020 году был создан эколого-краеведческий путеводитель по Рузскому городскому округу «Природное наследие», предметом изучения и проектирования стали природные достопримечательности и памятники природы нашего края. Цель проекта: теоретически обосновать и разработать маршруты экскурсий по памятникам природы Рузского района. В настоящее время данный проект успешно завершен.
Показателем эффективности патриотического воспитания на основе экологической проектной деятельности является формирование и развитие у обучающихся социальной активности. Она проявляется в гражданских социальных акциях, как в школе, так и в окружающем школу социуме, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России (30). Патриотическая работа с использованием экологической проектной деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты: знания по истории и культуре родного края, ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы; реализация интересов и творческих способностей учащихся; опыт ведения проектной работы; формирование духовного мира личности; опыт социальных отношений. Проектной деятельности в воспитательной системе образовательных учреждений в целом и в патриотическом воспитании как основном ее звене предоставляет наибольший простор для дифференциации работы с детьми, создает оптимальные условия для программируемого формирования духовно-нравственных качеств личности, имеющей твердую гражданскую жизненную позицию, раскрытия творческого потенциала учащихся. Детское и подростковое проектирование — альтернатива пассивным, назидательным формам работы с детьми, это прекрасное и весомое дополнение к традиционным формам обучения и воспитания.
В заключение необходимо отметить, что в современном обществе эколого-патриотическое воспитание — это перспективный вектор в решении различных социальных и духовно-нравственных проблем российского общества. Именно с познания родной природы, любви и заботы о ней начинается глубокое чувство патриотизма, которое должно выливаться в ответственные, осознанные действия по защите своей семьи, дома, малой и большой Родины. Бережное отношение к окружающей среде становится базой для объединения всех граждан государства и жителей планеты, а привнесение в экологическую деятельность патриотических чувств, способно сделать эту деятельность более духовной и созидательной.
Литература:
- Баронина К. А. Особенности интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале XXI века / К. А. Баронина, А. В. Лукинова // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 1.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М., 2011.
- Лутовинов В. И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития//Информационно-аналитический ежедневник «Патриотический вестник».2012. № 03
- Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. Материалы биографические и библиографические. М.-Л., 1952. С. 52.
Ключевые слова
дополнительное образование, патриотическое воспитание, экологическое проектирование, формы воспитательной работыПохожие статьи
Научные основы формирования экологического воспитания на основе метапредметного подхода в общеобразовательных учреждениях
Развитие проблемы окружающей среды приобретает важное экономическое, социальное и культурное значение. В статье указываются пути и предпосылки формирования отношения школьников к окружающей среде для достижения полноценного эффекта, когда экологическ...
Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине
В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...
Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)
В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...
Патриотическое воспитание старшеклассников — основная составляющая работы подростково-молодежных центров
В статье раскрыта роль патриотического воспитания в современной системе школьного воспитания и образования. Патриотическому воспитанию начинает отводиться важная роль как эффективному средству, обеспечивающему всестороннее и гармоничное развитие личн...
Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания
Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...
Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ
В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Проблема профессионального самоопределения юношеского возраста в контексте педагогической психологии
В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения юношеского возраста в контексте педагогической психологии. Отмечено, что в рамках современной педагогической психологии названное понятие обнаруживает значимый спектр инвариантных тра...
Педагогическое взаимодействие воспитателей детского сада и родителей как условие эффективного экологического воспитания
Экологическое воспитание является составляющей экологического образования, а также рассматривается как важное направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, со всей остротой встает вопрос о совершенствовании работы п...
Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)
В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...
Похожие статьи
Научные основы формирования экологического воспитания на основе метапредметного подхода в общеобразовательных учреждениях
Развитие проблемы окружающей среды приобретает важное экономическое, социальное и культурное значение. В статье указываются пути и предпосылки формирования отношения школьников к окружающей среде для достижения полноценного эффекта, когда экологическ...
Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине
В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...
Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)
В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...
Патриотическое воспитание старшеклассников — основная составляющая работы подростково-молодежных центров
В статье раскрыта роль патриотического воспитания в современной системе школьного воспитания и образования. Патриотическому воспитанию начинает отводиться важная роль как эффективному средству, обеспечивающему всестороннее и гармоничное развитие личн...
Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания
Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...
Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ
В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Проблема профессионального самоопределения юношеского возраста в контексте педагогической психологии
В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения юношеского возраста в контексте педагогической психологии. Отмечено, что в рамках современной педагогической психологии названное понятие обнаруживает значимый спектр инвариантных тра...
Педагогическое взаимодействие воспитателей детского сада и родителей как условие эффективного экологического воспитания
Экологическое воспитание является составляющей экологического образования, а также рассматривается как важное направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, со всей остротой встает вопрос о совершенствовании работы п...
Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)
В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...