Развитие способности к самоанализу суворовцев старших курсов
Автор: Курбетова Александра Игоревна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.
Дата публикации: 24.01.2022
Статья просмотрена: 38 раз
Библиографическое описание:
Курбетова, А. И. Развитие способности к самоанализу суворовцев старших курсов / А. И. Курбетова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 15-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7018/ (дата обращения: 16.11.2024).
Чтобы суворовец был готов к диалогу со взрослым по поводу своих проблем и целей, он должен иметь более-менее развитую способность увидеть, понять, проанализировать себя. Укрепляя в воспитаннике эту способность, эту готовность, мы создаем условия для работы в «режиме» педагогической поддержки.
Наш опыт работы с воспитанниками старших курсов позволяет описать закономерности и методические основы такой работы — деятельности по развитию готовности к самоанализу суворовцев.
Опишу логику и структуру этой деятельности, ответив сначала на два вопроса: что является предметом педагогической поддержки и что в связи с этим происходит в личностной сфере воспитанника, по этапам работы с самоанализом старшекурсников.
Предмет педагогической поддержки:
— потребность обучающихся старших курсов в самопознании;
— способность к анализу;
— стремление воспитанника к осознанию себя как субъекта, автора анализа;
— значимость информации о способах самоанализа, стремление к деятельности самоанализа;
— готовность к развитию новых способов анализа себя, способов, направленных на формирование осознанной жизненной позиции.
Условия для деятельности самоанализа:
— расширение знаний о себе, о мире, о себе в мире;
— соотнесение полученной информации с прежними представлениями, проблематизация себя;
— определение имеющихся способов разрешения противоречий и актуализация новой информации о способах самоанализа;
— использование полученной информации в деятельности по разрешению противоречий;
— деятельность самоанализа в ситуациях выбора (для решения проблемной жизненной ситуации или внутриличностного конфликта).
Как же разворачивается этот процесс, каковы педагогические задачи, результаты, позиции суворовцев и воспитателей на каждом этапе?
Направления педагогической поддержки |
Позиция воспитанника |
Позиция воспитателя |
Становление компонентов готовности к самоанализу (результата) |
Актуализация ведущих потребностей возраста (в общении и обособлении) |
«хочу» лучше познать себя, свое «я»; «хочу» уметь анализировать и регулировать себя в социуме |
создает условия для личностно-значимого общения; актуализирует, делает нужным, интересным деятельность самоанализа |
Мотивационно-ценностный компонент готовности. («Хочу» заниматься самоанализом, но не знаю как) |
Обеспечение знаниями о человеческой личности, о способах самоанализа |
«знаю» способы анализа себя; «хочу» применить их для решения своих проблем, для планирования своего будущего |
воспитатель передает знания, актуализирует прежний опыт, задает новый способ видения своего прежнего опыта и себя в настоящем |
Информационный компонент готовности. («Знаю как» и «хочу» использовать эти знания) |
Помощь воспитаннику в решении внутриличностных конфликтов и проблемных жизненных ситуаций |
«могу» применить полученные знания о способах анализа себя, но для этого мне необходима поддержка воспитателя |
воспитатель стимулирует работу суворовцев с собой, консультирует, направляет и поддерживает, при необходимости дает новые знания |
Действенный компонент готовности. (Использование полученных знаний при поддержке педагога и самостоятельно) |
Остановлюсь более подробно на задачах, стоящих перед воспитателем.
В мотивационно-ценностном компоненте готовности к самоанализу задача воспитателя курса — создать условия для личностно-значимого и открытого общения, установить такое взаимодействие с воспитанниками их взаимодействие между собой, которое сделало бы значимым для них осознание своей жизнедеятельности, актуализировало бы потребность в самопознании и самоанализе, помогло бы старшекурснику проявить себя по-новому, реализовать «внутреннее Я», увидеть и проявить свои индивидуальные качества, осознать индивидуальность и неповторимость каждого человека. Это может происходить через совместную творческую деятельность, развивающую новое представление о себе, новое отношение к себе, видение своего поведения и деятельности с различных сторон. Эта работа может носить групповой характер — групповые дискуссии, групповой анализ, работа в микрогруппах и парах, или индивидуальный — индивидуальные беседы и консультации, самостоятельные практические работы, самоописания, совместный с педагогом анализ проделанной самостоятельно работы. Таким образом, воспитатель, с одной стороны, создает условия для личностно-значимого общения суворовцев, а с другой — поддерживает в них стремление к осознанию своей особенности, индивидуальности.
В информационном компоненте готовности к самоанализу задача воспитателя — дать доступные воспитанникам знания самоанализа, которые поддерживали бы и направляли их интерес к такой деятельности. Важно через групповую и индивидуальную формы работы оживить их жизненный опыт, дать новые знания, помочь развить, усложнить представления о мире, о себе в этом мире, о своем внутреннем мире. Групповые дискуссии и обсуждения той или иной информации позволяют ребятам уточнить свои представления, сравнить их с мнением других, более четко определить свое отношение к тому или иному вопросу, выработать свою позицию. В работе с ребятами старших курсов во время внеклассных занятий на это направлены: групповая работа по ранжированию наиболее приоритетных человеческих качеств для участников группы, групповой портрет целеустремленного человека, групповой анализ жизненных ситуаций, групповая дискуссия о взаимосвязи будущего и настоящего, разговор о значении адекватной самооценки и самопринятия для человека, круг обратной связи.
В операциональном компоненте готовности к самоанализу задача воспитателя— стимулировать суворовцев к самостоятельной работе по анализу себя, а именно:
— к анализу и систематизации знаний и представлений о себе, своих способностях, интересах, возможностях, стремлениях, личностных особенностях, положительных и отрицательных качествах, сильных и слабых сторонах своей личности;
— к анализу отношения к себе, к выработке адекватной положительной самооценки, к стимулированию процессов самопринятия;
— к анализу своего поведения и взаимодействия с другими людьми (через представление о ведущих и возможных скрытых мотивах, о психологических защитах, о поведении в связи с требованиями социума, через анализ и систематизацию своего прошлого опыта);
— к анализу своих внутриличностных конфликтов (через анализ своего внутреннего «Я», через выявление субличностей и диалог между ними, через сравнение «Я — реального» и «Я — идеального», через сравнение «Я — реального» и «Я — зеркального», через анализ психологических защит, своих скрытых мотивов).
Задача воспитателя — помочь старшекурсникам научиться применять полученные знания для решения своих проблем, в преодолении возникающих перед ними трудностей, конфликтных ситуаций с другими, в осознании и разрешении внутриличностных конфликтов. Для этого требуется создание образцов разрешения проблемных ситуаций (через информирование воспитанников о способах преодоления таких ситуаций с апробацией полученных знаний в групповой работе, работе в микрогруппах, в парах через выполнение самостоятельных заданий в классе и дома, через индивидуальные беседы).
При овладении старшекурсниками навыками самоанализа, у них появляется осознанное отношение к своей жизни в настоящем и к своему будущему. Акт самоанализа по сути является осознанной позицией в ситуации выбора — ситуативным самоопределением. Самоанализ может осуществляться по отношению к своим жизненным проблемам как способ разрешения конфликтов с другими или с собой. Самоанализ может осуществляться как способ постановки перед собой конкретной цели и определения планов на будущее (ближайшее или отдаленное). Самоанализ может использоваться для анализа своего поведения и самоконтроля. Самоанализ может послужить основой более полного представления о себе, основой для саморазвития и самовоспитания.
Развивая способность воспитанников к самоанализу, мы укрепляем в них готовность к принятию педагогической поддержки его развития и его саморазвития.
Пример внеклассного занятия «Навыки самопрезентации».
Тема |
«Навыки самопрезентации» |
|
Цель |
Для педагога: формирование способности к самоанализу, формирование познавательного интереса к приёмам самопрезентации Для обучающегося: формирование устойчивого интереса к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения |
|
Основные понятия |
Самопрезентация, визитная карточка, резюме |
|
Планируемые результаты |
||
личностные |
формирование навыков самопрезентации |
|
метапредметные |
познавательные |
формирование умения осуществлять поиск информации из рассказа воспитателя, из материалов презентации, видеофильмов; умения критически мыслить; строить речевые высказывания в устной форме |
регулятивные |
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности |
|
коммуникативные |
формирование умения строить монологическое высказывание, умения формулировать свою точку зрения и владеть диалогической формой речи, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач; адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. |
|
Предметные |
формирование представления об основных понятиях занятия: самопрезентация, визитная карточка, резюме |
|
Ведущая технология |
Технология развития критического мышления |
|
Ход классного часа
№ п/п |
Технологические этапы классного часа |
Метод/прием |
Деятельность суворовцев |
Время |
1 |
Вводная часть |
Сдача рапорта |
Проверяют наличие личного состава, внешний вид и готовность к занятию. Разбиваются на 3 группы произвольным способом, получив части картинок при входе в класс |
2 мин |
2 |
Вступление в контакт. Стадия вызова |
Аналитическая беседа |
Суворовцы определяют тему занятия, выявляют проблему |
5 мин |
3 |
Стадия осмысления |
Интерактивная беседа |
Суворовцы получают новую информацию |
15 мин |
4 |
Подведение итогов |
Заключительная беседа |
Подводят итоги, высказываются |
15 мин |
5 |
Рефлексия |
Самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Имитация ситуации «озарения» |
Концептуальное осмысление на эмоциональном уровне. |
3 мин |
Конспект классного часа
№ п/п |
Организационные этапы классного часа |
Задача этапа |
Основное содержание. Формулировка заданий. Комментарии |
1 |
Вводная часть |
Эмоциональная, психологическая подготовка суворовцев к усвоению изучаемого материала |
Сдача рапорта. Проверяют наличие личного состава, внешний вид и готовность к занятию. Разбиваются на 3 группы произвольным способом, получив части картинок при входе в класс. |
2 |
Определение темы. Стадия вызова |
В связи с существующей проблемой обозначить предмет разговора с суворовцами |
Воспитатель. При общении с людьми мы видим, только то, что хотел бы нам показать человек. А теперь давайте пофантазируем и представим, что у вас есть специальные очки и мы можем посмотреть не только внешнее поведение человека, но и его внутреннее состояние. Для этого я вам предлагаю посмотреть небольшой мультфильм (просмотр мультфильма «Самопрезентация») https://www.youtube.com/watch?v=NfcMXVeWZTo). Слайд 1 Воспитатель. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на занятии? (прослушивание вариантов ответов суворовцев). Воспитатель. Конечно, речь пойдет о самопрезентации. «Навыки самопрезентации» — это тема нашего занятия. Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатление на окружающих. Но этим впечатлением можно управлять сознательно |
2 |
Обсуждение темы. Стадия осмысления |
Получение новой информации, классификация, ранжирование информации |
Воспитатель. Важность самопрезентации понимали еще наши предки. Вспомните пословицы и поговорки на эту тему: Слайд 2
Воспитатель. Как вы понимаете эти пословицы? (прослушивание вариантов ответов суворовцев). Воспитатель. А важна ли данная тема для нас? Сталкивались ли вы с самопрезентацией за годы учёбы в училище? (прослушивание вариантов ответов суворовцев). Воспитатель. Необходимо ли говорить об этом сейчас, в рамках профориентационной работы? Слайд 3. На данном занятии мы должны познакомиться с понятием самопрезентации, с основами самопрезентации. Определите, пожалуйста, цель занятия. (прослушивание вариантов ответов суворовцев). Навык владения самопрезентацией необходим, так как он нужен при поступлении в другие учебные заведения после 9 класса, после 11-го, да и в повседневной жизни мы часто попадаем в компании незнакомых людей на отдыхе, секции. А ведь самопрезентовать себя достаточно трудно. И я вам это докажу! Сначала выполним пару упражнений для развития этого навыка, потом узнаем основные правила самопрезентации и попробуем применить их. Итак, начнем! Упражнение «Самопрезентация, или кто я?» Слайд 4 За 5 минут необходимо составить 10 слов или предложений, которые бы ответили на вопрос «Кто я?» (пример на доске). Суворовцы делают работу на заготовленных карточках. В конце упражнения им предлагается выбрать 3 самые лучшие самопрезентации. Воспитатель. Вы сейчас выполнили упражнение «Кто я?» или по — другому представили свою самопрезентацию. Упражнение «Моя визитная карточка» Слайд 5–6 За 5 минут предлагается изготовить свою визитную карточку. Что вы укажете в ней и каким образом оформите — это ваше дело. Помните: человеку визитная карточка необходима для продолжения контакта, и это возможность заявить о себе как об индивидуальности. (Пример показывается на доске). Воспитатель. Выберите три лучших визитных карточки. Вы сейчас представили еще одну из форм самопрезентации. Физкультминутка. Игра «Напиши свое имя» Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, ощутите свое тело. Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы. Возьмите себя за локоть и напишите в воздухе свою фамилию. Те, кто это сделал, подайте мне знак: поднимите руку высоко над головой и покажите пальцами букву V- знак победы. Следующая задача труднее — сконцентрируйтесь на правом бедре и напишите и по воздуху имя вашего лучшего друга. Теперь переключитесь на левое бедро и напишите им имя человека, которым вы восхищаетесь. Тот, кто выполнит это задание, должен снова подать мне знак. В заключении вы должны попробовать писать головой. Напишите в воздухе дату своего рождения. Тот, кто справился должны подать знак двумя руками. Воспитатель. Вам сейчас была дана возможность отдохнуть и самопрезентовать себя. Жесты тоже играют немалую в этом роль. Работа над понятием «самопрезентация». Работа в группах. Слайд 7 Воспитатель. За эту часть занятия вы трижды имели возможность самопрезентовать себя. Как уж могли, действовали интуитивно. А верно ли? Ответ на этот вопрос найдете самостоятельно, поработав в группах.Необходимо за 5 минут изучить теоретический материал и представить его в интересной форме. 1.Первая группа отвечает на вопросы:
2. Вторая группа отвечает на вопрос:
3. Третья группа отвечает на вопрос:
Суворовцы работают в группах. Информация у каждой группы в печатном виде. Обсуждают, основные факты оформляют на альбомном листе, а потом соединяются вместе в виде общего буклета. От каждой группы — 1 выступающий (2 мин) — сообщение о результатах работы в группе. Помещаем газету на всеобщее обозрение. Упражнение «Экспедиция» Цель: исследовать стратегии самопрезентации в ситуации оценивания. Способствовать преодолению «страха экзамена», нахождению новых способов убеждения, влияния, раскрытию потенциалов естественности. Инструкция: организуется научно-исследовательская экспедиция. Вы все очень хотите в нее попасть: кто-то захочет испытать себя, у кого-то есть профессиональный интерес, кто-то движим любопытством исследователя, а кому-то хочется просто заработать деньги. Не важно, какова ваша мотивация — главное, что она очень велика. Для того, чтобы быть зачисленным в отряд, надо пройти собеседование. Решение о зачислении в экспедицию принимает директор. Им буду я. Как только первый участник будет принят, он получает право голоса. Таким образом, решение о принятии последнего участника будут принимать все. Обязательное условие — если вас не приняли с первого раза, вы повторяете свою попытку вплоть до удачной. Процедура проведения: Работа в кругу. Посередине ставится стул. На него садится тот, кто готов начать игру. Если собеседование проходит удачно, то участник садится на мою сторону. Если нет — возвращается на место. В ходе беседы задаются вопросы: В качестве кого вы хотите себя предложить? Что вы умеете делать? Зачем вы хотите попасть в экспедицию? Какими чертами характера вы обладаете? И т. д. Важно, чтобы беседа помогла выявить деловые и личностные качества претендента. После каждого собеседования проводится голосование «за» и «против» и даются пояснения. Эти пояснения могут носить рациональный характер: «Такой специалист нам нужен», или быть эмоциональными: «Мне не понравилась его самонадеянность». Эти пояснения не обсуждаются, не оспариваются, они просто звучат, как «мысли вслух». Вопросы для обсуждения после завершения: Как я оцениваю свою презентацию? В чем её сильные и слабые стороны? Что я чувствовал в процессе упражнения, и как мне удалось справиться со своими переживаниями? В чем была суть моего предложения, и какое это имеет отношение к моей жизни? Сумел ли я абстрагироваться от реальности и позволить себе играть? Как это отражается на моей жизни? |
4 |
Рефлексия |
Способствовать осмыслению материала классного часа. Мотивировать суворовцев на развитие личностных качеств |
Воспитатель: Анкета обратной связи Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Перед вами лежат звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению. (Раздать всем по 3 звезды, суворовцы делают выбор) Красная 1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать. Желтая 2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть… Белая 3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил время. Хорошего настроения вам! |
Литература:
- Шустова И. Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников. https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-samoopredeleniya-starsheklassnikov/viewer