Определение показателей развития видов мышления и показателей развития мотивации как факторов профессионального становления личности студента | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.

Дата публикации: 01.02.2022

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Зволь, П. Е. Определение показателей развития видов мышления и показателей развития мотивации как факторов профессионального становления личности студента / П. Е. Зволь, В. О. Зорькина, А. Д. Туманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7063/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье авторы определяют показатели развития различных направленностей мышления и развития мотивационной сферы студентов академической группы ИЯИЯ-20–1 и выявляют сущность данных показателей как факторов профессионального развития личности студентов

Ключевые слова : мышление, мотивация, студенты, профессиональное становление личности

В многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях, проводимых в области мотивационной сферы человека и области развития разносторонних аспектов мышления человека, делается большой акцент на показатели развития данных психологических уровней личности, что способствуют развитию осознанности ситуаций в жизни человека и его целеустремлённости. Важно, что правильно рассмотренные и зафиксированные педагогами результаты данных уровней у студента будут отражать соответствующий результат в образовательной деятельности, что в дальнейшем будет обеспечиваться также соответствующим образом процесс саморазвития и познания обучающихся. В студенческой жизни эти факторы наиболее важны, т. к. высшие показатели мотивации и уровней мышления будут способствовать профессиональному развитию не только личности студента, но и будущего, которое он создаст в своей профессии по окончании ВУЗа/СПО либо в период обучения в ВУЗе/СПО.

Педагогам и самим студентам необходимо оценить по определённым методикам, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности, и какими они являются: внутренними или внешними. Также по выбранным методикам определить показатели уровня различных видов мышления, которыми обладает в той или иной мере студент, чтобы заключить, на что сам студент делает упор больше в собственной профессиональной деятельности.

Для того, чтобы рассмотреть стороны внутренней и подкрепляемой к этому внешней мотивации студентов, в данном исследовании были использованы следующие методики, применённые в действии на группе студентов КГПИ КемГУ, факультета филологии, группы ИЯИЯа-20–1, 2-ой курс (направление деятельности: Педагогическое образование: Иностранный язык (английский язык) и Иностранный язык (немецкий/французский/китайский язык).

1. Модель мотивационного профиля личности Ш.Ричи и П.Мартина. Основная цель методики: определение стимулирующих потребностей студента. Важно выявить, какая потребность больше движет человеком в процессе деятельности и насколько эта потребность стимулирует прогресс в труде. Сама модель представляет собой набор рангов потребностей, из которых на первые места студент может поставить наиболее приоритетные из них, на последние — менее приоритетные [1].

2. Методика изучения мотивов учебной деятельности (в модификации А. А. Реана и В. А. Якунина).

Целью данной методики является исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся в обучении, а также определения уровня значимости учёбы в жизни студента. Методика состоит из 34 суждений и предложенных вариантов ответа по 5-тибалльной системе. [2].

Данные исследования по модели Ричи и Мартина и по методике изучения мотивов учебной деятельности Реана и Якунина среди обучающихся студентов группы ИЯИЯ-20–1 отображены на круговых диаграммах на рисунке № 1.

Данные исследования (в %) по модели Ричи и Мартина среди обучающихся группы ИЯИЯа-20–1 (слева). Данные исследования (в %) по методике изучения мотивов учебной деятельности Реана и Якунина среди обучающихся группы ИЯИЯа-20–1 (справа)

Рис. 1. Данные исследования (в %) по модели Ричи и Мартина среди обучающихся группы ИЯИЯа-20–1 (слева). Данные исследования (в %) по методике изучения мотивов учебной деятельности Реана и Якунина среди обучающихся группы ИЯИЯа-20–1 (справа)

Помимо влияния внутренней и внешней мотивации на профессиональное становление личности студента, существуют также те типы мышления, на которые студент опирается в профессиональной деятельности. Помимо предметного (практического), образного (художественного), знакового (гуманитарного), символического (технического) уровня мышления выделяется также и уровень креативности мышления студента. Креативность должна содержать абсолютно новый и, главное, эффективный подход к решению задачи. Важно отметить, что творческая активность человека определяет не просто его личностное развитие, но и прогресс, культуру всего человечества в целом.

В данном исследовании уровня креативности студентов факультета филологии, группы ИЯИЯ-20–1, 2 курс была апробирована “Методика определения типа мышления и уровня креативности” американского психолога и педагога Джерома Брунера. Данная методика основана на теоретических положениях Дж.Брунера о базовых типах мышления. Брунерская методика позволяет определить уровень развития каждого из четырех базовых типов мышления. Также методика Брунера выявляет уровень креативности студента, как совокупности творческих способностей человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей [3].

На основе проведенного опроса по данной методике, был осуществлён подсчет результатов среди обучающихся КГПИ КемГУ, группы ИЯИЯ-20–1, факультет филологии, 2 курс. Результаты можно рассмотреть в таблице 1.

Таблица 1

Таблица подсчёта результатов уровней по различным видам мышления (в %) среди обучающихся КГПИ КемГУ, группы ИЯИЯ-20–1, факультет филологии, 2 курс

Типы мышления

Юноши (%)

Девушки (%)

Предметное

Все показатели высокие (100 %)

1)Высокий показатель- 61 %

2)Средний показатель-22 %

3)Низкий показатель-16 %

Образное

Все показатели высокие (100 %)

1) Высокий показатель — 66,6 %

2) Средний показатель — 33,3 %

3) Низкий показатель — 11,1 %

Знаковое

Все показатели высокие (100 %)

1) Высокий показатель — 66 %

2) Средний показатель — 38 %

3) Низкий показатель — 0 %

Символическое

Все показатели высокие (100 %)

1) Высокий показатель — 33 %

2) Средний показатель — 11 %

3) Низкий показатель — 50 %

Креативное

Все показатели высокие (100 %)

1) Высокий показатель — 39 %

2) Средний показатель — 28 %

3) Низкий показатель — 50 %

Таким образом, в группе оказалось больше людей со знаковым мышлением (95 % от всей группы) и с образным мышлением, т. к. результат составил целых 90 %, что говорит о том, что в группе студентов КГПИ КемГУ, факультета филологии, группы ИЯИЯ-20–1, 2 курс превалирует число творческих людей с гуманитарным складом ума.

Исходя из вышеприведённых полученных данных исследований, можно сделать вывод, что уровень внутренней и внешней мотивации в совокупности определяет уровень значимости учебно-профессиональной деятельности, устанавливаемый для самого себя самим студентом (в том числе и в подготовке в период экзаменационной сессии как дальнейшем определителе того, насколько студент за семестр усвоил материал в рамках своей специальности). Также определение процентов по описаниям различных типов мышления поможет выявить, каким типом мышления более обладает студент и какой тип его мышления способствует наиболее эффективной работе, касающейся профессиональной деятельности студента. Немаловажный акцент делается в данном исследовании на креативное мышление как фактор психологической готовности студента к созданию принципиально новых идей. Полученные результаты можно использовать на практическом опыте, кооперируя работу в группе и направляя профессиональные склонности студентов на осуществление конкретной деятельности в студенческих учебных и подкрепляемых творчеством мероприятиях; использование обучающих ситуаций, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, где поощряется формулировка множества вопросов (например, как это делается при осуществлении проблемного, эвристического и проектного обучения).

Литература:

  1. Модель мотивационного профиля личности Ш. Ричи и П. Мартина. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tomanage.ru/library/articles/motivation/motiv_education/ (дата обращения: 25.01.2022)
  2. Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В.Якунина). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://testserver.pro/run/test/4995/5711 (дата обращения: 25.01.2022)
  3. Опросник для определения уровня креативности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psytests.org/result?v=ttp_zzz (дата обращения: 25.01.2022).

Похожие статьи

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Психологические аспекты процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений

Данная научная статья состоит в исследовании психологических аспектов процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений. В статье проведен теоретический анализ существующих научных подходов к самоактуализации и ...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Сформированность уровня личностной композиции социально-ценностных отношений (на примере студентов ЛФ КНИТУ-КАИ)

В статье рассматривается проблема диагностики и анализа уровня сформированности личности студента, ее основные социально-ценностные ориентации.

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания

В статье исследуется проблема развития направленности студентов СПО как фактора развития их профессионального самосознания. Экспериментальным путем доказывается, что направленность личности в целом, а также мотивация ее профессионального выбора опред...

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Гендерная обусловленность профессиональной мотивации

Целью работы является изучение специфики взаимосвязей гендерной обусловленности профессиональной мотивации. Определена возможность разработки программы по оптимизации профессиональной мотивации и профессиональной идентичности студентов с учетом роли ...

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку

В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...

Похожие статьи

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Психологические аспекты процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений

Данная научная статья состоит в исследовании психологических аспектов процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений. В статье проведен теоретический анализ существующих научных подходов к самоактуализации и ...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Сформированность уровня личностной композиции социально-ценностных отношений (на примере студентов ЛФ КНИТУ-КАИ)

В статье рассматривается проблема диагностики и анализа уровня сформированности личности студента, ее основные социально-ценностные ориентации.

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания

В статье исследуется проблема развития направленности студентов СПО как фактора развития их профессионального самосознания. Экспериментальным путем доказывается, что направленность личности в целом, а также мотивация ее профессионального выбора опред...

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Гендерная обусловленность профессиональной мотивации

Целью работы является изучение специфики взаимосвязей гендерной обусловленности профессиональной мотивации. Определена возможность разработки программы по оптимизации профессиональной мотивации и профессиональной идентичности студентов с учетом роли ...

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку

В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...

Задать вопрос